|
Акимова Л. Н. Психология сексуальности.Категория: Библиотека » Сексология | Просмотров: 53625
Автор: Акимова Л. Н.
Название: Психология сексуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке pa. В Древней Греции законодательство Солона впервые стало рассматривать проституцию как общественный институт. В Афинах, в соответствии со взглядами Солона, сексуальная связь с подростками рассматривалась как наиболее безвредная форма сексуального удовлетворения, имеющая и воспитательное значение в силу общения с приятелями. Считалось, что гомосексуальные наклонности связаны с эстетикой, этикой, интеллигентностью и мужеством. Гомосексуальные пары совершали паломничества к могиле Ялноса, возлюбленного Геркулеса, чтобы там принести клятву в вечной любви. Даже среди богов бытовала педерастия. Впоследствии, уже в IV веке до н. э., император Константин, руководствуясь религиозными и политическими мотивами, ввел смертную казнь за гомосексуализм. Еще ранее древние евреи отвергли любые вне-супружеские сексуальные связи, которые не приводили к приумножению рода, а гомосексуализм был осужден и карался смертью.
Вопреки устоявшемуся мнению о законности и одобрении гомосексуализма в Древней Греции следует сказать следующее. Ни у гре ков, ни у римлян никогда не существовало понятия гомосексуальности. Само слово «гомосексуализм» появилось в 1869 году (термин ввел венгерский врач Карой Мария Бенкерт, писавший также под псевдонимом Кертбени). Слово «гетеросексуализм» возникло в 1890 году. Эти термины возникли с попыткой разобраться в закономерностях формирования сексуальной ориентации. Ни греки, ни римляне не делали различия между гомосексуализмом и гетеросексуализмом. Они различали другое — активность и пассивность. Они противопоставляли фаллос (fascinus) всем отверстиям (spintrias) человеческого тела. Греческая педерастия была ритуа лом социальной инициации. В процессе ритуального совокупления (содомии) мужчины с мальчиком (pais) сперма взрослого наделяла мужественностью ребенка. Объект любви подчиняется старшему по возрасту гражданину и, таким образом, приобщается к охоте и культуре. В греческой педерастической паре участники никогда не менялись ролями. В Афинах мужская проституция (мужеложество) влекла за собою лишение гражданских прав; пассивный гомосексуалист, уличенный в занятии политикой, предавался смерти. Таких презирали еще сильнее, чем неверных жен (супружеская измена смертью не каралась). Ритуальный педерастический акт был строго функциональным: его смысл состоял в передаче ребенка из гинекея в мужские руки, в избавлении от пассивной сексуальности гинекея с тем, чтобы превратить мальчика в зачинателя (отца) и гражданина (взрослого, активного любовника, воина-охотника). В средние века гомосексуаллизм (содомия) сурово осуждался церковью. Однако суровые нравы не сильно страшили гомосексуалистов. О том, что монахи часто занимаются содомией, писал и Бокачо в 32 своём «Декамероне», упоминал и намного позже Вольтер. У Бокачо гомосексуализм представляется как грех, однако, говорит он о нём не всегда с ясной позиции осуждения. Средневековое понятие «содомии», помимо своей многозначности обозначало не человека, а тип запрещенных действий, с которыми не ассоциировалась особая социальная или психологическая идентичность. В период Ренессанса секс стал очень модной темой для разговоров и обсуждений, не исключая гомосексуализм. Наиболее суровы законы против гомосексуализма были в Испании - ревностной защитницей католицизма, где в период арабского владычества гомосексуализм был обычным явлением, а от того и рассматривался как губительное влияние ислама - вражеской религии. Единственным наказанием за гомосексуализм могла быть только смерть. В новых условиях реформации, в XVI в. папа римский Павел IV сжигал гомосексуалистов на кострах вместе с еретиками. В целом, до середины XIX века отношение к гомосексуализму было отрицательным, и более того за гомосексуализм полагалась смертная казнь. Однако во Франции уже после революции 1791 года на фоне философии просвещения и борьбы за права человека, были отменены все законы, наказывавшие за гомосексуализм, так как человек, по определению революционеров, был волен делать то, что хочет. В XIX веке гомосексуализм изучается с позиций новых наук: психологии и социологии. В медицинской литературе XIX века проблема гомосексуализма была поставлена иначе. Слово «гомосексуализм» субстанциализировалось и стало обозначать не только особое психофизиологическое состояние, болезнь, но и определенный стиль жизни, разновидность человеческого рода, которая по всем основным показателям отличается от других людей. Уже первые специальные теории гомосексуальности были неоднозначны. По мнению французского психиатра А. Тардье, половое влечение к лицам собственного пола — врожденное моральное и физическое уродство, следствие вырождения, которое обнаруживается даже в особой форме полового члена; единственный способ борьбы с ним — карательные меры, вплоть до кастрации. К этому времени относится деятельность первого в истории активиста, борца за равноправие геев и лесбиянок К. Ульрихса, который заявил о необходимости не только легализовать гомосексуализм, но и разрешить однополые браки. Взгляды Ульрихса были также учтены и при составлении энциклопедии Брокгауза и Евфрона в статье «Извращение полового чувста». Им доказывалось, что в социальном и психическом отношении гомосексуалисты вполне нормальны, преследовать их жестоко и неразумно. Знаменитый немецкий невропатолог и психиатр К. Вестфаль зз определил гомосексуализм как врожденное изменение полового чувства. В 1882 г. французские психиатры Ж. Шарко и В. Маньян в статье «Инверсия генитального чувства» сообщили, что с успехом применили для лечения таких случаев гипноз. Хотя трудно понять, как можно гипнозом излечить врожденное заболевание (а его врожденность авторы не ставили под сомнение), статья имела большой резонанс и термин «инверсия» прочно вошел в научный язык. Однако клинические факты не укладывались в концепцию биологической предопределенности. В результате возникают дуалистические теории. Так, русский дерматовенеролог В.М. Тарнов-ский в конце XIX века предложил разграничивать врожденные, генетически обусловленные, и приобретенные формы гомосексуализма, возникающие вследствие внешних влияний, половых излишеств, жажды разнообразия и т. д. Теоретические споры о «причине» гомосексуализма продолжались и в начале XX века. Форель и Молль считали его половым извращением, специфической психопатологией. Крафт-Эбинг и Эллис видели в нем аномалию, подобную дальтонизму, к которой слово «психическая болезнь» неприменимо, так как гомосексуальность совместима с нормальным психическим функционированием. Хиршфельд и Блох считали гомосексуализм врожденным предрасположением, своего рода идиосинкразией, которую нужно просто принимать как факт. Вместе с тем Хиршфельд вслед за Ульрихсом считал гомосексуалистов своего рода «третьим полом», промежуточной стадией развития, интерсексуальным состоянием, когда телесные свойства одного пола сочетаются с сексуальными или эмоциональными характеристиками другого. Исходя из представления о врожденности и неизлечимости гомосексуализма, Хиршфельд настойчиво добивался отмены его уголовного преследования и впоследствии добился успехов. Научные споры по поводу причин формирования гомосексуальной половой ориентации не утихают весь XX в., однако отношение к этому явлению постепенно становится все более терпимым. Опубликованный в Англии в 1957 г. доклад Вольфендена рекомендовал ввести закон, разрешающий любые формы приватного полового поведения между взрослыми людьми по взаимному согласию. В 1991 г. гомосексуализм исключается ВОЗ из перечня психиатрических заболеваний. 2.4. Сексуальный символизм Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть символической культуры человечества. Сексуальные свойства, как со- 34 матические, так и психологические, поведенческие выраженные в символической форме - важнейшие и универсальные знаки половой принадлежности, являются и знаками полового самосознания. Половой акт — синоним и прообраз всякой деятельности, значение которой передается глаголом «делать». Он предполагает наличие таких элементов, как активность, воля, могущество, власть, склонность, желание, удовольствие, инстинкт. Греческое слово «эрос» обозначало не только любовь, но и универсальную космогоническую силу, соединяющую первоначальные элементы мира. Такое отождествление космической энергии с актом оплодотворения универсально. Семиотика мужских и женских гениталий строго соотносится с разделением функций в половом акте. Слова и метафоры, обозначающие половой член, подразумевают активное, субъектное начало, а также инструмент, средство деятельности. Напротив, влагалище чаще описывается как пассивное начало, пустота, впадина, сосуд, вместилище, естественное отверстие (дыра, яма) или какая-то ограниченная часть пространства (комната, крепость). С этими образами связаны и древние архетипы мужского и женского начал вообще. Мужские гениталии, особенно половой член, чаще всего, символизируют силу, могущество, власть, общее одухотворяющее, но не обязательно детородное начало. Семя скитается воплощением и источником жизненной силы, а его утрата связывается со склонностью к заболеваниям и угасанию. Как гласит Каббала, в яичках «собрано все масло, достоинство и сила мужчины со всего тела». В древнеиндийской мифологии семя часто отождествляется с абсолютным идеальным началом, Атманом, лежащим в основе мироздания. У многих культур оскопить мужчину значило лишить его символа власти и жизни. Половой член поверженного врага часто считался почетным воинским трофеем, как скальп у индейцев. Например, один египетский фараон XIX династии, рассказывая о поражении, нанесенном им ливийцам, называет в числе трофеев 6359 необрезанных половых членов ливийских воинов, а также половые члены сыновей и братьев вождей и жрецов. Библейский Давид преподнес своему царю крайнюю плоть 200 убитых филистимлян (Первая книга Царств, 18, 27). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|