Под редакцией Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 49732

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Некоторым их работы не нравятся. Такому участнику нужно помочь осознать, что в данном случае факт самовыражения важнее, чем соответствие продукции эстетическим критериям. Осознание пациентом того, что в следующий раз он сможет нарисовать другую мандалу, более точно отражающую его состояние и потребности, способствует его вовлечению в психотерапевтический процесс.
У пациентов иногда возникает ощущение, что не они создают мандалу, а мандала создает их, или что, создавая мандалы, они создают себя. Это осознание помогает им глубже анализировать свои и чужие работы.
Мандала может рассматриваться как сосуд, который вмещает в себя все содержание психики — как сознания, так и бессознательного. Даже отсутствие в мандале того или иного цвета может многое сказать о вытеснении определенных переживаний.
Благодаря глубокому сосредоточению, которое достигается участниками в процессе создания мандал, у них могут развиваться измененные состояния сознания, в частности состояние, близкое к гипнотическому. В этом случае мандала начинает восприниматься иначе, чем в состоянии бодрствования. При этом высока вероятность проявления неосознаваемого материала, который позже, в ходе обсуждения, может быть подвергнут сознательной оценке.
В ходе создания мандалы задействуются как активные, так и рецептивные аспекты психики и проявляются те ее качества, которые обычно не проявлены. Ценность рисования мандал заключается в их
- 31 -
стимулирующем воздействии на психическую жизнь. Независимо от того, нравится человеку или нет выполненная им работа, он все равно создал что-то новое. Правда, чтобы он это осознал, его восприятие реальности и самого себя должно измениться.

Мандала в качестве проективного средства

Чтобы моя интерпретация мандалы была точна и содержательна, я стараюсь рассматривать ее «свежим взглядом», «наивно», воспринимать ее не разумом, а чувствами, так, как воспринимают музыку. Часто я располагаю лишь самыми краткими сведениями о пациенте — я знаю только, мужчина это или женщина и в каком положении следует рассматривать работу. Также на рисунке обычно ставится дата. В тех же случаях, когда я имею опыт личного общения с пациентом, я пытаюсь соотнести свои впечатления о нем с его работой. И в той, и в другой ситуации есть свои преимущества и недостатки.
В процессе восприятия работы пациента, я думаю, у меня происходит изменение состояния сознания и я становлюсь с ней одним целым. Мандала становится для меня своеобразным катализатором: возникают определенные ощущения, чувства, мысли и ассоциации. Я начинаю испытывать глубокую эмпатию к автору рисунка. Мандала воспринимается мной как моментальный снимок, фиксирующий один из моментов жизненного процесса, и в этом смысле имеющий временные границы.
Мандала также может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения. И это — не единственная аналогия с биологическими пробами: мандалу можно рассматривать еще и как живую клетку, обладающую целостностью и жизнеспособностью. Гармония и красота присущи «здоровым» мандалам, так же как они присущи здоровым живым организмам.
Восприятие мандалы представляет собой процесс, предполагающий некий диалог и взаимодействие. Невербальный, иррациональный, интуитивный способ познания может быть при этом столь же валидным, как и рациональный, аналитический.
- 32 -
Одна из книг, оказавших на меня большое влияние, — это книга «Символическое и реальное» Иры Прогофф (Progoff, 1963). Говоря об интеграции, Прогофф приводит хасидский текст: «Это дорога, но не та дорога, по которой просто идут. Это дорога, которую ты создаешь своими руками. Один за другим ты носишь тяжелые камни и потом мостишь ими свой путь. Дорога возникает у тебя под ногами, ибо реальность - это не символ, который ты интерпретируешь. Реальность, как и отношения человека с истиной, растет как ткань его жизни» (Progoff, 1963, р. 212). Этот текст в свое время поразил меня, и я продолжаю обращаться к нему до сих пор. Он помог мне понять многие вещи, связанные с восприятием мандалы и внутренним диалогом с нею. Большее значение в ходе последнего имеет символическая коммуникация. Чтобы эффективно использовать мандалу в качестве психотерапевтического и диагностического средства, психотерапевт должен обладать двумя важнейшими качествами — развитым эстетическим чувством и толерантностью к неопределенности. Иногда, глядя на мандалу, невозможно в ней уловить никакого смысла. Тогда я останавливаю свое рациональное мышление и просто жду. Такое ожидание в состоянии покоя, так же как пауза в музыкальном произведении (или как пустота в сосуде), предполагает временное подавление потребности в понимании (в данном случае, визуального материала) и часто оказывает интегрирующее воздействие. Моменты тишины и «молчания» разума обычно предшествуют переходу на новый, более глубокий, уровень восприятия и понимания работы.
Для понимания содержания мандалы — как психотерапевтом, так и пациентом — бывает полезно представить, что созданный пациентом визуальный образ — это один из моментов сновидения. Иногда на рисунок нужно помедитировать, прежде чем он откроет свой смысл. Иногда изображение вызывает у психотерапевта и у пациента волну разных чувств и мыслей. Открывая свое сознание для всей этой информации, ее следует затем подвергнуть вторичной «переработке».
Иногда, если пациент создает за определенный период времени Целую серию мандал, можно видеть, как цвета из внутренней части изображения перемещаются во внешнюю его часть или наоборот, что отчасти напоминает то, как распускается цветок. В других случаях определенные цвета и формы с течением времени перемещаются из левой нижней части мандалы (той части, которая отражает преимуще-
- 33 -
ственно бессознательные процессы) в ее верхний левый сектор и далее — в ее верхнюю точку и в правую часть (те части, которые отражают сознательные процессы и трансформацию сознания).
Мой опыт показывает, что существуют две основные категории изображений. Одна из них включает симметричные мандалы, напоминающие цветок или апельсин в разрезе. Такие мандалы отражают исключительно текущий момент времени; при этом отсутствующие в рисунке цвета и формы связаны с тем психическим материалом, который в настоящий момент находится за пределами осознания. Композиционно более сложные мандалы, в разных секторах которых представлены разные цвета и формы, относятся ко второй категории изображений. Такие мандалы часто отражают как осознаваемый, так и неосознаваемый материал, который, возможно, более полно раскроется в дальнейшем.
- 34 -

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ

Джоанна Келлогг (Joan Kellogg)

Введение

Чтобы понять психологическое содержание мандалы, необходимо учитывать как особенности ее цвета, так и особенности формы. Однако нужно иметь в виду, что формы, психологическое содержание которых описывается в данной главе, редко присутствуют в мандале в чистом виде! Все эти формы имеют свои вариации и нередко сочетаются между собой. Последовательность, в которой эти формы здесь приводятся, прослеживается далеко не в каждой серии рисунков. В случаях патологии обычно имеет место ограниченный набор форм.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мандала; Mandala
  • Логинова Галина Анатольевна. Мастер — класс «Мандала своими руками» (презентация)
  • Чем полезны мандалы
  • Редактор. Что такое Мандала
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Зарубина Наталья Владимировна Истомина Татьяна Владимировна. Создание семейной мандалы, как арт-терапевтическая работа с семьёй воспитанников дошкольного учреждения.
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • К чему снится дорога
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Теменос; Temenos
  • Борисова Ольга Вячеславовна. РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СВЕТОВЫХ СТОЛАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Игра «Разотождествление».
  • Крис А. Метод свободных ассоциаций
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • Психология восприятия цвета
  • Кватерность, или четверица; Quaternily; Qualernilat
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Трансфер; перенос; transference
  • Притча «Какого цвета хамелеон»
  • Исцеление; Healing; Heilung
  • Приворот белой магии
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Рефлексия; Reflection; Reflexion
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Образ; Image; Bild
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Как читать приворот на любовь?
  • Объект; object
  • Символ; Symbol
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Эго; Ego; Ich
  • Бахтин М.М. К МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
  • К чему снятся носки
  • К чему снятся ягоды?
  • Вахромов Е.Е. Понятие самоактуализации в психологии.
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • К чему снится подруга?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь