|
Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20929
Автор: Баскаков В.Ю.
Название: СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 50
Свободное И, наконец, исконно русский вопрос, без которого данная статья совершенно не смотрелась бы: "Что же делать?" Жить! Осознавая, что происходит; в каком теле (индивидуальном ли, семейном ли или государственном) живем; какую цену за каждое действие платим; в чем смысл того, что имеем. 2.2. Лицо и душа' Лакан считал лицо самым изменчивым из существующих объектов. Это своего рода вечный двигатель, обладающий собственным ритмом и неуловимой формой. Это сцена, где нос, глаза, брови, рот исполняют каждый свою партию. Здесь царит закон переменной бесструктурной логики, связывающий воедино движение, покой и различную скорость изменений. Однако та самая изменчивость, которая делает почти невозможным точное словесное описание и даже точное запоминание лица, не исключает определенной стабильности черт, признания их идентичности. Встречая друзей после долгой разлуки, мы говорим: "А ты все такой же!" или: "Боже, как ты изменился!" Этот парадокс издавна будоражил мысль западного человека; с древних времен делались попытки описать и объяснить признаки, по которым происходит узнавание. Первые физиогномисты сосредоточили свои усилия на выделении постоянной и неизменной сущности, скрытой за вечно меняющимся выражением лица. Физиогномика — от греческого physis (природа) и gnomon (толкование) — означает "узнавание, толкование природы". Однако Джованни Бат-тиста делла Порта подчеркивал, что gnomon значит так же "закон, правило", т.е. физиогномика — это закон природы. По словам делла Порта, следуя определенным нормам, законам природы, можно распознавать "определенные страсти души по определенным формам тела". *Магли П. Печатается по: Patnzia Magli The Face and the Soul, p.87-127 Перевод с англ.Г.Ченцовой 52 Свободное тело Наука, или, скорее, лженаука, физиогномика основана на допущении, что тело и душа, внутреннее и внешнее неразрывно связаны между собой. Аристотель отмечал: "... все страсти души связаны с телом, т.к. тело подвержено значительным изменениям в присутствии страстей". По Аристотелю, душа — это "форма", а тело — "материя". Страсти являются формами, растворенными в материи. Возьмем, например, гнев. Его можно описать как желание отомстить, а можно сказать, что в гневе "кровь закипает вокруг сердца." Описания не противоречат друг другу, это просто различные способы восприятия тела. Линия анимальности Де ла Шамбр служил личным врачом короля, поэтому его трактат о связи внешности человека с его моральными качествами был в основном продиктован государственными соображениями. То же происхождение имел и труд Кьяромонти, современника де ла Шамбра, в котором рассматривалась возможность разоблачить, с помощью телесных проявлений, самые сокровенные тайны, скрытые за словами. В 17-м веке суд и инквизиция считали, что через тело можно установить истину. Поэтому физиогномика стала методом добывания неоспоримых доказательств, раскрытия секретов Навязчивая тяга к классификации и составлению каталогов отражала дух времени; в 19-м веке эта навязчивость переросла в настоящую паранойю. "Обществу и государству необходимы животные характеристики для классификации людей; естествознанию нужны характеристики, чтобы классифицировать самих животных". Этот механизм Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 55 перекрестной идентификации продолжал действовать не только в физиогномике, но и вообще в физиологии. На более глубоком уровне теоретические допущения, судя по всему, не изменились. "Между архетипами и их символическими структурами достигнуто много компромиссов". Например, Ле Брюн рисовал львов и лошадей с человеческими глазами и в то же время мог наделить портреты людей глазами и надбровными дугами соответствующих животных. Выполняя такие транспозиции, Ле Брюн методично занимался раздельным изучением индивидуальных форм На нескольких страницах представлен своего рода каталог различных видов глаз. Глаза и брови людей, обезьян, верблюдов, тигров, рысей, кошек, лисиц, свиней, баранов; глаза открытые и закрытые, с тяжелыми и с морщинистыми веками, глаза навыкате, вытаращенные или смотрящие вниз. Перед нами полный набор разнообразных элементов, каждый из которых уже паделеч определенным выражением При этом они способны сочетаться самым странным и причудливым образом, вызывая у зрителя тревожное чувство: как же хрупка граница, отделяющая человека от животных' Ле Брюн использует геометрический метод для анализа древних параллелей между характером человека и натурой животного. Ключевым здесь является угол, образованный прямой линией и осью глаз. Если он располагается в области носа, человек побуждаем-благородными страстями, если выше, на лбу, — преобладают постыдные импульсы. Развивая новаторский подход на основе древней традиции, Ле Брюн и отстал от своего времени, и опередил его. Разработанная им теория по- 54 С в обо анос Шаргь те Брюн Сходство физиогномики чечовека и животных (Париж Библиотека Изящных Искусств) Хрестоматия по телесно ориентированной терапии 55 Шарль ле Брюн Сходство физиогномики человека и животных (Париж Бибчиотека Изящных Искусств) 56 Свободное Шарль лс Брюн Сходство физиогномики человека и животных (Париж Библиотека Изящных Искусств) Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 57 Шарль пе Брюн Сходство физиогномики человека и животных (Париж Библиотека Изящных Искусств) 58 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|