Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38755
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Обсуждение спонтанно возникающих событий и
процесса. Свободная форма. Обсуждение спонтанно возникающих тем. Обсуждение повторяю-щихся или заранее предусмот-ренных проблем и их динамики. Орие-нта-ция Контроль над симптомами/ привычками. Помощь. Помощь. Включение в социальную жизнь. Изменение жизни. Понимание темы/ проблемы. Преодоление кризисов, симптомов, диагнозов, жизненных обстоятельств. Групповая динамика. Взаимодействие «здесь и теперь». Интрапсихи-ческая, межличност-ная динамика. Меха-низмы Исповедова-ние. Социальный контроль. Социальные связи. Социальная оценка. Социальная активация. Обмен социальной информацией. Социальное научение. Социальная приспособлен- ность. Психосоциальное осознание. Психосоциа-льная трансформа-ция. Руко-вод-ство Сами участники. Сами участники, парапрофессио-нальное или профессиональ-ное. Профессиона-льный терапевт. Профессиональ-ный терапевт как помощник Профессиона-льный клинический психолог, психиатр или психотера-певт. Роль руко-води-теля груп- пы Старший родственник. Лидер. Приятель. Дядя/тетя. Ведущий дискуссии. Эмоциональный лидер. Учитель. Эксперт. Руководитель семинара. Тренер. Помощник. Консультант. Психотера-певт. Про-дол-жи- тель- ность Долгосроч-ные группы. По потребности. Краткосроч-ные. Ограниченные во времени. По договорено-сти. Ограниченные во времени и интенсивные. Долгосроч-ные. По договорено-сти. Группы могут быть фокусированы на определенной задаче (целевые, рабочие группы) и на процессе (группы встреч). В начале работы могут выявиться расхождения указанных целей с неконструктивными или нереалистическими ожиданиями отдельных участников. К целевым группам относятся группы, создаваемые для решения конкретных задач, различные комиссии и комитеты, общественные организации, группы планирования, а также дискуссионные, исследовательские, учебные и тому подобные группы. Примером целевой группы может быть команда профессионалов, работающих в бизнесе, спорте, медицине, психологии, педагогике и т.п. Целевые группы помогают также своим участникам совершенствовать навыки, необходимые для достижения рабочих целей. Широко распространенным является социально-психологический тренинг (СПТ) нацелен на развитие умения адекватно воспринимать себя и окружающих, способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах. СПТ получил широкое распространение в подготовке различных специалистов, работающих с людьми: администраторов, психологов, педагогов, врачей, социальных работников и т.д. Выделяют два типа групп СПТ: 1) группы, ориентированные на развитие психологических качеств, необходимых для управленческой деятельности и 2) группы, нацеленные на усвоение необходимых для конкретной профессии моделей социального поведения и соответствующую коррекцию когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения. Широкое распространение получили группы самопомощи и поддержки, которыми руководят в основном непрофессионалы. Они исходят из двух принципов: 1) люди, эффективно справляющиеся или справившиеся с личной проблемой – лучшие помощники по сравнению с профессионалами, не имеющими в этом собственного опыта; 2) такие люди, помогая друг другу, помогают и сами себе. Выделяют четыре типа групп самопомощи. Группы I типа занимаются преимущественно контролем или реорганизацией поведения (например, Анонимные Алкоголики). Членов групп II типа объединяют общие стрессовые ситуации (кризисные группы). В работе групп III типа участвуют люди, испытывающие дискриминацию в связи с их полом, сексуальной ориентацией, социальным положением и т.п. Группы IV типа не имеют какой-либо определенной проблемы, они стремятся к общей самоактуализации и повышению общей эффективности. Наиболее известная организация I типа – Анонимные Алкоголики (АА), в нее входит свыше 1 миллиона человек в 92 странах. Ее программа «12 шагов» принята 34 группами самопомощи, в том числе Анонимными наркоманами, родственниками алкоголиков (Ал-Анон) и наркоманов (Нар-Анон), Анонимными азартными игроками и Анонимными обжорами. В деятельность подобных групп вовлечено еще полмиллиона людей. Примером группы IV типа могут служить получившие широко распространение в нашей стране группы общения. Групповая динамика в них направлена на то, чтобы каждый участник мог проявить себя, с помощью обратной связи лучше понять себя, осознать свои неадекватные коммуникативные когнитивные установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностных взаимоотношениях. Окончательная задача – изменить эти взаимоотношения в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия, используя в качестве образцов более «продвинутых» членов группы и психотерапевта. Зарубежным аналогом подобных групп являются «группы честности» О.Г. Моурера (Mowrer, 1964), который рассматривает психосоциальные расстройства как следствие нарушения людьми взятых на себя обязательств и договоренностей со значимыми в их жизни другими. Терапевтический подход основан на теории социального научения и традиции исповеди и предполагает: • принятие индивидуальных обязательств, касающихся специфических изменений поведения; • заключение договора о соблюдении принципов честности, ответственности и поддержки в группе и за ее пределами; • специфическую констелляцию структуры, целей и коллективное руководство; • нормы поведения и правила проведения групповых собраний; • демонстрация опытных членов группы образцов адекватного поведения; • ожидание того, что словесные намерения будут претворяться в конкретные дела; • конкретную поддержку группы и подкрепление достигаемых поведенческих изменений. В современных психиатрических стационарах широко применяется такая форма групповой работы, как терапия средой. Под средой понимается все, что окружает больного в стационаре (люди, вещи, процессы, события). Терапия средой подразумевает характер складывающихся и определенным образом направляемых взаимоотношений больного с окружающими его людьми – персоналом, другими пациентам, семьей. В развитом виде терапевтическая среда существует в виде терапевтического сообщества, которое предполагает: домашний комфорт в отделениях и палатах, режим «открытых дверей», организация самими пациентами кафе, пунктов продажи, парикмахерских, совместных развлечений, различных видов трудовой деятельности. Максвелл Джонс (Jones, 1953) описал основные принципы формирования терапевтической среды: • демократизация – отказ от традиционных, статусных различий, облегчающий открытую коммуникацию; • участие пациентов в терапевтическом процессе – пациенты выступают в качестве терапевтов друг другу; • разделение ответственности за социальное функционирование отделения; • формирование новых социальных ролей у медперсонала и пациентов. Эффективность терапевтической среды по М.М. Кабанову (1985) обеспечивается следующими факторами: • демократической выработкой решений и распределением ответственности; • ясностью терапевтических программ, ролей и лидерства; • высоким уровнем взаимодействия между персоналом и пациентами; • малым размером отделений; • позитивными ожиданиями персонала • высоким моральным уровнем персонал • практической проблемной ориентацией лечебного коллектива. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|