|
Крайг Грэйс. Психология развития.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 142754
Автор: Крайг Грэйс.
Название: Психология развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 1 Тех, кто начал самостоятельную жизнь в период Великой депрессии, она затронула в большей степени, чем тех, кто был в то время школьником, тогда как во времена послевоенного экономического бума его влияние больше сказалось на людях, которые только выстраивали свою карьеру, чем на тех, кто уже достиг предпенсионнного возраста.
Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования У девочек дело обстояло совсем иначе. У младших при столкновении семьи с экономическими трудностями развивалась необычайно прочная эмоциональная связь с матерью. Таким образом, девочки младшей группы фактически оказались более целеустремленными, знающими и упорными по сравнению с теми, кому довелось испытать невзгоды и лишения в подростковом возрасте (Elder et al., 1988). Взгляд на развитие на протяжении жизненного пути обеспечивает историческую перспективу, столь необходимую нам для понимания того, как с годами менялось отношение к детям и какие изменения в структуре семьи влияют на методы воспитания детей. Рассмотрением этих важных вопросов мы и займемся в ближайших разделах главы. Отношение к детям в исторической перспективе На протяжении человеческой истории отношение к детям претерпело значительные изменения. Как свидетельствуют письменные источники, в средневековой Европе взрослые, в основном, игнорировали период детства как особый этап в жизни человека. Они относились к детям как к младенцам вплоть до 6-7-летнего возраста. После этого детей уже считали маленькими взрослыми и приучали ко взрослым разговорам, шуткам, музыке, еде и другим удовольствиям (Aries, 1962; Plumb, 1971), На картинах средневековых художников дети ничем не отличаются от старших, разве что своими размерами. Одежда, прическа и занятия оставались неизменными в изображениях людей любого возраста. Примерно с 1600 года детство стали считать периодом невинности, и были предприняты попытки защитить детей от эксцессов и пороков взрослого мира. На детей все реже смотрели как на безымянных членов клана или общины и все чаще воспринимали их как индивидуумов, входящих в состав той или иной семьи. К XVIII веку такое отношение к детям получило широкое распространение среди высших слоев общества. Постепенно к детям стали относиться как к лицам с особым статусом, занимающим свое собственное место в социально-демографической структуре общества (Aries, 1989; Gelis, 1989). Несмотря на то что в древних культурах, включая греческую, римскую и китайскую, встречаются упоминания о своего рода промежуточном периоде между детством и взрослостью, длительная юность как отдельный период детства (в широком смысле) имеет гораздо более позднее происхождение, ограниченное, в основном, развитыми странами. В XVIII, XIX и в начале XX века, когда существовала большая потребность в неквалифицированной рабочей силе, трудоспособные юноши и девушки вливались во взрослое трудовое сообщество и считались взрослыми. (Вышеупомянутая Рут, одна из представительниц этого юного племени трудящихся, начала работать в 16 лет.) После Второй мировой войны технический прогресс и стремительные социальные перемены привели к необходимости увеличить период обучения молодых людей в школе, что повлекло за собой продление их финансовой и психологической зависимости от родителей. Этот современный взгляд на юность как на особый период развития, в течение которого молодые люди, вместо того чтобы обеспечивать себя сами, продолжают зависеть от родителей, был впервые представлен в трудах Стэнли Г. Холла (Hall, 1984). Именно они заставили многих увидеть в юности этап жизни, заслуживающий систематического исследования. В середине нашего века к этому затянувшемуся периоду ожидания взрослых ролей привлек внимание Кларк (dark, 1957). Он предостерегал о том, что, до тех пор пока молодежь будет исключена из активного участия в экономической жизни, общество должно быть готово к тому, что невостребованные таланты и энергия молодости будут направляться на другие, менее социально полезные цели. 31 Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ: ВОЙНА, ПРЕРВАВШАЯ ДЕТСТВО Что происходит с нормальным развитием ребенка, когда в его детство вторгается война? Может ли война, относящаяся к нормативным историческим факторам, заслонить собой те социальные изменения, которые являются частью нормативного возрастного развития? Опубликованный дневник Златы Филипович, боснийской девочки, прошедшей через ужасы гражданской войны в ее стране, дает некоторое представление о пережитых ею тяготах, о том, что значит расти, когда вокруг рвутся снаряды, царят смерть и разрушение. (Filipovic, 1994). Несмотря на страдания Златы, ее дневник — свидетельство силы духа этой девочки и сплоченности ее семьи перед лицом испытаний. Действительно, как показывают исследования, величина страданий, испытываемых ребенком во время войны, определяется взаимодействием 5 факторов: психобиологической конституцией ребенка, разобщенностью семьи, разрывом социальных связей, положительными влияниями культуры и силой, внезапностью и продолжительностью военного опыта (Elbedour, Bensel, & Bastien, 1993). До того как конфликт между боснийцами, сербами и хорватами вверг страну в пучину гражданской войны, жизнь Златы мало отличалась от жизни других детей ее круга в Сараево. У нее были хорошие подруги, она увлекалась поп-музыкой, успешно училась и жила со своими родителями в большой квартире, всегда полной друзей и родственников. Все в жизни Златы изменилось весной 1992 года, когда город Сараево подвергся атаке сербов. В течение последующих двух лет девочка на собственном опыте познала все ужасы войны и превратилась из наивного ребенка в подростка, желавшего одного: чтобы наступил мир. Страницы ее дневника — Мимми, как она его ласково называет, — летопись этого превращения. Здесь мы приводим некоторые выдержки из него. Четверг, 7.05.92. Дорогой Мимми! Я была почти уверена, что война вот-вот закончится, но сегодня...Сегодня обстреляли парк перед моим домом, парк, где я столько раз играла или просто сидела со своими подругами. Многие люди получили ранения. А НИНА МЕРТВА. Осколок шрапнели попал ей в голову, и она погибла. Добрая, милая, маленькая девочка. Мы вместе ходили в детский сад и часто играли в парке. Неужели я никогда больше не увижу Нину? Нина, невинная 11-летняя девочка — жертва глупой войны. Мне грустно. Я плачу и задаю себе вопрос: почему? Она ни в чем не виновата. Отвратительная война лишила жизни ребенка... Понедельник, 29.06.92. Дорогой Мимми! Тоска!!! Стрельба!!! Артиллерийский огонь!!! Убитые люди!!! Отчаяние!!! Гнев!!! Страдание!!! Страх!!! Вот какова моя жизнь. Жизнь наивной 11-летней школьницы!! 32 Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования Ученицы без школы, без ее радостей и восторгов. Ребенка без игр, без друзей, без солнца, без птиц, без природы, без фруктов, без шоколада и сладостей, даже без капли порошкового молока. Короче, ребенка без детства. Понедельник, 2.08.93. Дорогой Мимми! Некоторые люди сравнивают меня с Анной Франк (жившей в Голландии еврейской девочкой, которая была убита нацистами во время Второй мировой войны и оставила после себя дневник). Это пугает меня, Мимми. Я не хочу повторения ее судьбы. Воскресенье, 12.10.93. Дорогой Мимми! Вчера наши друзья в горах напомнили нам о своем присутствии, о том, что они теперь хозяева положения и могут убивать, ранить, разрушать... Вчера был поистине ужасный день. 590 выстрелов. С 4.30 утра и весь день. б убитых, 56 раненых. Такова вчерашняя дань войне. Иногда мне думается, что было бы лучше, если бы они не прекращали стрельбу, тогда не было бы так тяжело, когда она начинается опять. А так только расслабишься, и СНОВА. Теперь я уверена: это никогда не кончится. Потому что некоторые люди этого не хотят, некоторые злые люди, которые ненавидят детей и простой народ. Мы ничего не сделали. Мы не виноваты. Но беспомощны! Хотя детство Златы исковеркано войной, близость родителей, возможно, помогла девочке вынести все выпавшие на ее долю испытания. В самом деле, исследования указывают на важность той помощи, которую могут оказать детям взрослые, содействуя им в преодолении ужасов войны и поддерживая их моральное состояние в тяжелый период жизни. И нормативное возрастное развитие, как торжество человеческого духа, обнаруживало себя на всем протяжении борьбы Златы с тем злом, которое принесла в ее жизнь война. Джанни ди Джованни, журналистка, написавшая предисловие к опубликованному дневнику Златы, отмечает: Злата «играла Баха и Шопена, даже когда с холмов эхом доносились звуки орудийной стрельбы. И ей было приятно сознавать, что, несмотря на войну, она играет на пианино все лучше. Ненадолго это помогало ей забыть, что снаружи, на улице, идет война. И все это время она ежедневно делала записи в дневнике». После того как летом 1993 года дневник вышел из печати, французский издатель принял меры к тому, чтобы Злата и ее семья покинули Сараево. Теперь они живут в Париже. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|