|
Анохина З. В. История психологии. Шпаргалка.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 10216
Автор: Анохина З. В.
Название: История психологии. Шпаргалка. Формат: HTML, TXT Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 39 ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК ОПЫТНОЙ НАУКИ
Каждая область научного знания является экспериментальной и проявляется в двух аспектах. Исторический. Делится на два главных этапа: 1) донаучное исследование закономерностей в той или иной сфере; 2) научное изучение объективных законов природных явлений с непременным использованием существующего накопленного практического опыта, доказуемого на основании экспериментальных и иных данных. Методический. Обусловливается выбором определенных методов изучения, свидетельствующих о научной обоснованности выдвинутого предположения. С точки зрения существующего теоретико-практического эксперимента психология представляет собой: 1) совокупность сведений о закономерностях психического отражения организмом ситуаций внешней действительности и адаптации к ним; 2) база накопленного практического опыта на основе большого числа проведенных опытов и прочих данных; 3) спектр проведенных практикой способов исследования психической деятельности в каждой из областей психологического знания. Исторический аспект становления. Донаучная психология базировалась на философских взглядах, основываясь на индивидуальном опыте внутренних переживаний. Исторический период Нового времени в исследовании природы души относится к XCVII в. В это время Р. Декарт ввел понятие дуализма как са- мостоятельных друг от друга субстанций тела и души. Их соотношение опытно может быть изучено в психофизическом и психофизиологическом течениях в постижении деятельности мозга. Стремления исследований в подобных сферах наиболее действенно предпринимались в XIX в. Однако передовые взгляды в естественнонаучных направлениях базировались на философских учениях дуализма или монизма. Монизм как учение о целостной субстанции природы разрабатывался Б. Спинозой, как и созданный на экспериментальном исследовании закон ассоциаций, введенный как термин Д. Локком. Научная психология в плане опытно-экспериментальных исследований введена В. Вундтом в 1879 г. Зарубежные психологические направления: 1) В. Вундт – изучение строения сознания (структурализм); 2) У. Джеймс – теория «потока сознания» (функционализм); 3) З. Фрейд – теория бессознательного как основа лечения неврозов (психоанализ). Последователи – А. Адлер и К.-Г. Юнг; 4) Дж. Уотсон – естественнонаучный подход к психике (бихевиоризм); 5) М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер – психология формы (гештальтпсихология); 6) А. Маслоу – иерархия потребностей (гуманистическая психология); 7) С. Гроф – исследование психики в перемененных состояниях сознания. Является приверженцем естественнонаучного направления в исследовании психической деятельности. 40 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОПЫТЕ Субъективный опыт – совокупность воспринятых человеком смысловых, понятийных взаимосвязей. Факторы влияния на субъективный опыт человека: 1) объекты и явления окружающей реальности. С рождения ребенок приобретает новый практический опыт, взаимодействуя с неизвестными до этого вещами, реагируя на те или иные явления окружающего мира. Позже, по мере своего формирования, он получает собственный опыт предметной деятельности и реагирования в обстоятельствах, сходных с обстоятельствами предыдущего опыта; 2) характеристики воспитания и обучения. Существует различие между принятыми в определенном обществе нормами и правилами общения и поведения и семейными. Ребенок изначально следует семейными смысловым и идеологическим указаниям, создавая собственную картину мира, и только потом сопоставляет воспринятое с существующими в обществе шаблонами. На базе различий и появления самосознания он делает личностную оценку в пользу тех или иных существенных для него правил взаимодействия со взрослыми и ровесниками; 3) индивидуальность восприятия. До 1,5 лет восприятие как познавательный процесс еще не выработано. Затем оно складывается субъективно в процессе созревания. Именно таким психологическим фактором определены личностные отличия особенностей каждого человека. Психология как наука о прямом, индивидуальном опыте человека играет особую роль по сравнению с пограничными науками – философией, физиологией, социологией, медициной, педагогикой и др. Во-первых, является как теоретической, так и прикладной наукой. Во-вторых, она в отличие от других наук проникает во все слои человеческой жизни. Естествознание. Агностицизм, признававший неразрешимость актуальных проблем (Э. Дю-буа-Реймон), как и кондиционализм (Фервори), отвергающий причинное истолкование явлений, не могли интерпретировать индивидуальный опыт с материалистических, практических позиций. Современные взгляды психологии на получение субъективного опыта следующие: 1) базой получения индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности служат: приобретенные на ранних этапах онтогенеза установки, особенности воспитания, субъективные особенности личности (темперамент, характер, способности), познавательная область; 2) совокупность определенных жизненных явлений, в которых оказывается человек в результате онтогенеза и какими способами он их разрешает; 3) его самосознание и самооценка, картина мира, осмысление личного своего взгляда на случающееся; 4) применение предыдущего опыта: схемы поведения, модифицированных установок, ценностных ориентаций, манер, знаний, навыков и умений, включая ложную память (убежденность в вымышленных человеком несуще-ствовавших обстоятельствах). 41 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ ОБ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ Интенциональный акт – внутринаправлен-ность сознания и его функций на тот или иной предмет независимо от того, является ли сам предмет непознаваемым или истинным. Впервые понятие интенционального акта было введено австралийским философом Ф. Брен-тано. Он является основоположником психологии как учения о психических феноменах; систематизируя их, он выделяет три центральные формы: 1) представления; 2) суждения; 3) эмоции. У Ф. Брентано сознание впервые было отмечено как специфический феномен. До него в новоевропейской психологии сознания как такового не существовало, т. е. оно не выделялось в качестве особенного объекта знания. В соответствии с этой теорией психология – это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли), по мнению В. Вундта, а его поступки, психические действия, благодаря которым возникают эти содержания. Значительным признаком психического феномена Ф. Брентано считал интенциональность (устремленность на объект). Э. Гуссерль – последователь Ф. Брентано. Сознание, по Э. Гуссерлю, является единым потоком переживаний, посредством которых воспринимается объект. Э. Гуссерль устанавливал феноменологию как теорию разумных переживаний. Что совершается в нас, когда мы думаем? От прояснения этого вопроса зависит требование беспредпо-сылочности знания. По Э. Гуссерлю, логические переживания – это латентная жизнь мысли в нас, без понимания которой невозможна адекватная теория постижения знания, так как постигать нечто, не имея и понятия о том, как совершается сам процесс познания, значит, преступать через главное правило логики познания. Теории познания должен предшествовать анализ сознания; теория логических переживаний вырастает, поэтому ее разработка исчерпывает все задачи феноменологии. Существует принципиальное отличие между сознанием и предметом его устремленности. Объект живет «вне» сознания, и его свойства не приходят в сознание извне; сознание лишь «конституирует» его, а в самом этом акте имеет дело не с эмпирически-вещественной природой его, а со смысловой структурой, которую само же организует. Любому феномену свойственна личная интен-циональная структура, состоящая из большого количества интенционально сопоставленных компонентов. К примеру, восприятие куба представляет собою единую связь различных интенций: куб «является» в различных точках зрения и перспективах; зримые стороны его интенцио-нально сопоставлены с незримыми, но планируемыми сторонами, так что наблюдение всего этого потока «аспектов» и характера их интеграции показывает присутствие единого и целостного знания о каком-то стабильном объекте во всех частных периодах переживаний. 42 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О СОВЕРШЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ Психика представляет собой фундаментальное понятие психологии. Психика – это внутренний мир человека, который зарождается в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе динамического воспроизведения этого мира. Психические процессы являются деятельными причинными факторами поведения. На человека оказывает влияние общественная среда, поэтому его сознание имеет свою структуру и системную и смысловую организацию. Разнообразные проявления психики образовывают неосознаваемую область. Психика выражается у человека в следующих блоках психических явлений: 1) психические процессы – это простые психические явления, продолжающиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психический есть живой, пластичный, определяющийся и формирующийся процесс. Психические процессы всегда оказываются включенными в более сложные виды психической деятельности; 2) психические состояния. Они являются наиболее долговременными по сравнению с психическими процессами (могут длиться в течение нескольких часов, дней, недель) и наиболее сложны по строению и формированию. Это состояние жизнерадостности или подавленности, трудоспособности или утомления, агрессивности, невнимательности, хорошего или плохого настроения; 3) психические свойства личности – темперамент, характер, способности и устойчивые особенности психических процессов у индивидуума; 4) психические формирования – последствия деятельности психики человека, его формирование и саморазвитие. Это приобретенные знания, умения, навыки. Психические процессы, состояния, свойства и поведение представляют собой целостное единство и взаимно переходят друг в друга. Психологический анализ позволяет систематизировать психическую деятельность с точки зрения функций, реализовываемых в ходе взаимоотношений человека с миром и другими людьми. Здесь следует говорить о функциях ориентировочной, исполнительской и функции сведения и проверки. Именно посредством таких функций психическая деятельность проявляется как приспособление для урегулирования всех проявлений. Подобные проявления могут иметь разнообразные уровни активности, устанавливаемой не только по последствиям реорганизации предмета, но и по характеру модификаций функционирующей личности. Возможен анализ с точки зрения полученных последствий. Имеются в виду деятельности репродуктивные и творческие. В каждом из этих видов разнообразно соотношение подражательности и независимости, а в результатах по-разному переданы объективная и субъективная новизна и оригинальность. 43 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ Чем благополучнее осуществлялась в психологии эмпирическая деятельность, резко увеличивая поле осваиваемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее вариаций о сознании как вакуумном мире личности, видимом ему одному благодаря опытной интроспекции под контролем наставления экспериментатора. Немалые успехи новой биологии решительно меняли позиции на все жизненно важные функции организма, в том числе и на психические. Разрушалось представление о сознании как особенном закрытом мире, отгороженном острове духа. Радикально расширялась область постижения объектов, недоступных для интроспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крушение первоначальных представлений о предмете и методах психологии делался все более бесспорным. Основные блоки: 1) психический образ; 2) психическое действие; 2) психическое отношение; 3) мотив; 4) личность. Гештальтпсихология. Были приведены доказательства, что психические образы – это единства, которые только искусственным путем можно расколоть на отдельные составляющие. Эти единства были названы немецким термином «гештальт» (от нем. geschtalt – «форма, структура») и под этим названием вошли в научный словарь психологии. Направление же, придавшее гештальту значение основной «единицы» сознания, утвердилось под этим наименованием. Бихевиоризм (от англ. behavior – «поведение»). Психическое действие и его категориальный статус начал сильно меняться. В давний период оно относилось к разряду внутренних, духовных стремлений личности. Но успехи в использовании объективного метода к исследованию связей между организмом и средой аргументировали, что сфера психики включает также внешнее телесное влияние. В соответствии сэтим течение, выбравшее этот путь, стало формировать поведенческую концепцию. Обусловливающей для психической жизни была признана область неосознанных стремлений (мотивов), движущие поведением и устанавливающие оригинальность сложной динамики и структуры! личности. Школа психоанализа была образована З. Фрейдом. Французские ученые сконцентрировались на анализе психических взаимоотношений между людьми. В трудах ряда немецких психологов главной выступила тема включенности субъекта в систему ценностей культуры. Таким образом, возникли различные школы, каждая из которых в фокус всей системы категорий определила одну из них – будь то образ или действие, мотив или личность. Это и придало каждой школе своеобразный профиль. Обращение на одну из категорий как основную составляющую истории системы и придание остальным категориям функции зависимых– все это явилось одной из причин распада психологии на разнообразные, порой противостоящие друг другу школы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|