Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.

Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 12619

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский



Метка желания.

Метка желания есть печать означающего, которое отрицает наслаждение. Фаллос - символ этой операции, всегда скрытый под покровом. Однако такая печать имеет в распоряжении и другие символы и инструменты. Самый важный из них - хлыст. Хлыст и туфелька фетишиста - два анахронических объекта, проходящих через весь семинар, следуя коридором, параллельным тому, по которому следует фаллос! Их присутствие призвано обратить наше внимание на то, что наслаждению не отказано целиком и полностью, и что есть «наслаждение желанием», как указывает Лакан.

Своеобразие этого утверждения заключается в том, что оно влечет за собой, в качестве контрапунктов чертам Идеала, так называемые «черты перверсии», - то, на чем желание субъекта может кристаллизоваться, чем желание может быть пленено, и что создает некое хранилище мелкого старого хлама: более или менее расчлененных образов, самодельных сценариев.

Все это призвано показать то, о чем Лакан здесь пока не говорит: провал фаллоса в его претензии быть означающим всего живого, а также тот факт, что означающая материя не представляет всю живую материю. Именно из этого вытекает, что желание не является чистым желанием, но будет, по выражению Лакана, «желанием, которое в основе своей отмечено и извращено» (id., р.311).

Первертные фантазматические сценарии вызывают у Лакана интерес, поскольку, во-первых, благодаря им становится понятным вторичное измерение объекта желания как предопределенного образа, а также, во-вторых, первичное измерение означающего как инструмента наряду с применением этого инструмента к образу, которое акцентирует момент преодоления, создающего извращенную по своему характеру поддержку искомого удовлетворения.

Все это привлекает внимание Лакана, поскольку данный двойной процесс - в каком-то смысле процесс водворения означающего в поле Другого, переход от образа к означающему. Лакан здесь предлагает термин Aufhebung - «появление». О чем же идет речь? А о том, чтобы напомнить, что появление означающего как такового, в том виде, в каком он представляет ценность для субъекта, является неким событием преодоления, внезапного вторжения.

Именно это и обозначает фаллос: он всегда прикрыт, потому что, проявившись, - тотчас исчезает. Теперь означающее кажется прочно Установленным, во вполне уютном месте, на своем месте - в Другом.

Но осталось не замеченным, как, установив означающее на этом месте, фаллос одновременно пометил его своей печатью - перечеркивающей чертой, свидетельствующей фактически, говорит нам Лакан, что это означающее становится «подлежащим подмене» (id., р.345).

В некотором смысле, существует своего рода «маскарад означающих», то, что Лакан впоследствии назовет «видимостями». Можно подумать, что Другой означающих, Другой речи и языка представляет собой сущность особо прочную, плотную. Но, начиная с того момента, когда он предоставляет убежище желанию и его объектам, то есть пропускает их к означающему, - начиная с этого момента, когда он включает фаллос в качестве означающего желания, - Другой «меняет свою природу», тем самым он вводит в себя «новое», утверждает Лакан, и сам предстает отмеченным перечеркивающей чертой, кастрированным и желающим. Это тот момент в анализе, когда субъект, порой со страхом, воспринимает появление некоего особого означающего в поле своего Другого, когда он может, в свою очередь, задать вопрос желанию своего отца или матери и задать вопрос о собственной позиции, занятой в отношении этого желания, на которое брошен пока лишь беглый взгляд.

Первертный же фантазм является попыткой вновь вырвать эту метку желания у Другого, усилить ее, чтобы ею насладиться. Но данная попытка всегда принимает совершенно иной оборот: поскольку, в первую очередь, имеет значение восстановление недостатка у Другого, несомненным является факт, что Другой может вдруг сам предстать субъектом этого желания.

Июль 2003, Париж
Перевод М. Страхова, Н. Челышевой (2003)

ЛИТЕРАТУРА

Фрейд 3. «Я и Оно». Тбилиси, «Меридиан», 1991.
Lacan J. Le séminaire, Livre V, Les formations de l'inconscient. Paris, Seuil, 1998.
Lacan J. «La direction de la cure», Écrits. Paris, Seuil, 1966.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бриттон Р. Эдип на депрессивной позиции
  • Притча «Любовь дочери»
  • Клептомания, ППП: S+-!! P+0 Sch+!!- C+-, ТКП: S-+!! P-± Sch-!!+ C-±; ЭКП: S-0 P-+! Sch0- C-±
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Притча «Законы религии»
  • Ананкастический; Аnаnkastic
  • Килборн Б. Нарцисс и Леди Годива. Смертоносные взгляды и эдипальный стыд
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 17: Изнанка психоанализа (1969 - 1970)
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Воображаемое; imaginary
  • Жак Лакан. Поэма, которая еще пишется.
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Мазин Виктор - Введение в Лакана
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Стасс Филипп. «Маленький Ганс» как основополагающий случай Фрейда.
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Борчиков Сергей. Мой Бог. Опыт трансимманентной философии (Петергоф - Озёрск, лето 1988 г.).
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Притча «Три сына»
  • Притча «У врат закона»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Язык любви»
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Руа Даниэль. Требование и желание.
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Притча «Похож на своего отца»
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Ковалец А.С. Комплекс Лая
  • Притча «Как заставить слушать себя»
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Притча «Послабление»
  • Закономерности психических систем
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Элэйн Пэйджельс. «Послание к Галатам»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Текст для тех кому одиноко или грустно. Поэма Desiderata, написанная Максом Эрманом.
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
  • Притча «Где построить дом?»
  • Комплекс эдипов; Oedipus complex
  • Брат Атон. Основные принципы Телемы
  • Эго; Ego; Ich
  • Андреева Ольга. Умеете ли Вы заботиться о себе?
  • Притча «Господь улыбается в двух случаях»
  • Редактор. Что такое дисциплина?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь