Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52335

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Контузия мозга (лат. contusio cerebri). Ушиб мозга, следствие черепно-мозговой травмы. Правильнее говорить о сочетании коммоции и контузии (коммоционально-контузионный синдром). Помимо симптоматики острого периода, характерной для коммоции, отмечаются очаговые неврологические признаки. Характерны кровоизлияния в оболочки и ткань мозга. В остром периоде возможны психотические состояния по типу острых экзогенных реакций. В резидуальном периоде — явления посттравматической энцелофалопатии, часто стойкое интеллектуально-мнестическое снижение.
Конфабулёз (лат. confabulari — болтать, рассказывать) [Bayer W., 1943]. Понятие, предложенное для обозначения своеобразных состояний, возникающих в период обратного развития симптоматических психозов разной этиологии. Один из вариантов переходных синдромов. К. характеризует в этих случаях этап между обратимыми синдромами помрачения сознания и формированием необратимых изменений психики по типу органического психосиндрома (См. Психосиндром органический). Характерно обилие систематических конфабуляций без грубых расстройств памяти, ее пробелов, при достаточной ориентировке в месте, времени и собственной личности. Конфабуляции не заполняют пробелов в памяти, не сочетаются с амнезией, что отличает К. от корсаковского синдрома. Иногда при этом наблюдаются конфабуляторные идеи величия.
Характерно отсутствие расстройств сознания и существенных нарушений памяти. Различают К. острый (кратковременный, монотематический по содержанию) и хронический, протекающий с тенденцией расширения и видоизменения содержания.
Конфабуляции (лат. confabulari — болтать, рассказывать) [Kahlbaum K.L., 1866]. Разновидность ложных воспоминаний, «галлюцинации воспоминания». Больные сообщают о вымышленных событиях, в действительности не имевших места в период, о котором идет речь.
К. бредовые — обусловлены бредовыми идеями, возникают вне связи с нарушениями памяти или сознания.
К. внушенные — возникают не спонтанно, а будучи спровоцированными подсказкой, наводящими вопросами.
Син.: К. непродуктивные (например, при болезни Альцгеймера).
К. замещающие — син.: К. мнестические.
К. мнемонические — см. К. мнестические.
К. мнестические [Bonhoeffer K., 1901; Regis E., 1909] — служат для замещения провалов памяти. По А.В. Снежневскому [1949], делятся на экмнестические, при которых ложные воспоминания локализуются в прошлом, и мнемонические, при которых вымышленные события относятся к текущему времени.
К., обусловленные расстройствами сознания продуктивного типа [Bonhoeffer K., 1901; Regis E., 1909] — к ним относятся и К. онирические (греч. oneiros — сон, сновидение), отражающие в своем содержании тематику перенесенного онейроида. Наблюдается при интоксикационных, инфекционных и некоторых органических психозах, после эпилептических расстройств сознания, при острой шизофрении (онирические).
К. памяти — син.: К. мнестические.
К. фантастические — содержат сведения о разного рода неправдоподобных событиях. Наблюдаются чаще всего при парафренных синдромах.
К. экмнестические — см. К. мнестические.
К. экспансивные — бредовые или фантастические К. мегаломанического характера.
Конфликт внутрипсихический. Разновидность конфликта психического, столкновение приблизительно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, влечений и т.д.
Конфликт психический. Существование одновременно противоположно направленных и несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида (конфликт внутрипсихический) или между людьми, в структуре межличностных отношений отдельных индивидов или групп. Протекает с острыми отрицательно окрашенными эмоциональными переживаниями и может стать источником психической травматизации.
Конфликт ситуационный. Конфликт индивидуума с внешней обстановкой или окружающими людьми (К. межличностный). Может оказаться этиологическим фактором в возникновении разного рода психогенных состояний.
Конфликт—реакция. Личностная реакция, возникающая вследствие К. ситуационного или психического. Одна из форм реактивных состояний, может протекать с симптомами возбуждения, нарушенного сознания, параноида, депрессии.
Конфликты невротические [Мясищев В.Н., 1960]. Выделяются три основных типа невротических конфликтов, соответствующих определенным формам неврозов: истерический, обсессивно-психастенический и неврастенический. Истерический характеризуется завышенным уровнем притязаний при недооценке реальных условий и неспособности тормозить не соответствующие этим условиям желания, обсессивно-психастеиический — противоречиями между желанием и долгом, неврастенический — несоответствием между возможностями, стремлениями личности и завышенными требованиями к себе. Клинические формы неврозов могут рассматриваться как зафиксированные особенности отдельных механизмов болезненного восприятия и переработки жизненных трудностей [Карвасарский Б.Д., 1980].
Конформность (лат. conformis — подобный, соответствующий). Понятие социальной психологии, обозначающее присущую человеку тенденцию изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем чтобы оно соответствовало мнению окружающих. К. — явление не общеобязательное существуют личности малоконформные. В известной мере неконформность является качеством врожденным, но существенную роль в ее формировании могут играть и элементы жизненного опыта человека. В отечественной психологии различают три способа реагирования индивида на «давление» группы, общества: 1) бесконфликтное и бессознательное восприятие мнения группы (внушаемость); 2) осознанное внешнее согласие при внутреннем неприятии (К.); 3) сознательная солидарность индивида с коллективом, активное принятие его позиций, борьба за них (коллективистическое самоопределение).
Концентрационных лагерей синдром. Психические нарушения, возникающие у узников концентрационных лагерей вследствие длительной психической травматизации, постоянного недоедания и других лишений. Характерны депрессия, ипохондрические проявления, повышенная возбудимость, слабость, утомляемость, головная боль и головокружение, снижение памяти, затруднение концентрации внимания, утрата инициативы, затруднения в межличностных контактах, нарушение сна — устрашающие сновидения, в которых репродуцируется пережитое, чувство тревоги, плаксивость, боязнь высоты, непереносимость по отношению к громким звукам, повышенная потливость, неустойчивость к алкоголизму. Вариантами К.л.с. являются Минковского синдром, Траутмана синдрома лагерей уничтожения, Вишера болезнь колючей проволоки.
Син.: KZ-синдром.
Кооса методика [Kohs S.C., 1923]. Психологическая методика, направленная на исследование конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, внимания, комбинаторики. Используется в нейропсихологии для выявления места очага поражения. Применяется также для исследования личностных особенностей по характеру эмоциональных реакций в эксперименте с прерванным действием [Рубинштейн С.Я., 1970]. Заключается в воспроизведении орнаментов нарастающей степени сложности из специально раскрашенных кубиков. Учитывается возможный для обследуемого уровень достижений. Производится качественная квалификация допускаемых ошибок. В упрощенном виде входит во многие психометрические тесты, например Векслера тест. При этом регламентируется и время выполнения заданий.
Копофобия (греч. kopos — усталость, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь переутомиться. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний, неврастении.
Копролагния (греч. kopros — кал, грязь, lagneia — похоть, сладострастие). Вид полового извращения, при котором эротическое возбуждение достигается путем различных манипуляций с экскрементами партнера, при вдыхании их запаха, рассматривании, вплоть до поедания. Проявление мазохизма.
Копролалия (копро + греч. lalia — речь). Болезненное, иногда непреодолимое импульсивное влечение к произношению без всякого повода циничных, бранных слов. Особой выраженности достигает при болезни Жиля де ла Туретта, однако наблюдается и при других заболеваниях — при шизофрении, прогрессивном параличе, реже — маниакальных состояниях.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь