|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54715
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке с психологией личности, с позиции сегодняшнего дня надо сказать, что в понимании терминов еще не достигнуто единство, и можно только констатировать их основные значения. Понятие «индивид» употребляется в отечественной психологии в двух основных значениях (о которых и идет речь в упомянутой статье Давыдова[72]). Первое наиболее принятое значение связывает это понятие с природным уровнем организации личности. Второе, употребляемое реже (прежде всего психологами методологической марксистской ориентации) — это понимание индивида как общественного существа (в известном смысле противоположно первому). Иногда, много реже, понятие индивида употребляется для обозначения отдельного человека (согласно триаде — общее, особенное, единичное) и в этом словоупотреблении оно является синонимом понятию «особь».
Понятие индивидуальность, как уже отмечалось, также употребляется в двух основных значениях: как правило, для обозначения особенности человека, отличия данной личности от других, и реже, для обозначения высшего уровня развития личности в смысле становления личности яркой индивидуальностью (по Рубинштейну и Ананьеву). Некоторая двусмысленность возникает, когда понятие индивидуальности употребляется в значении дифференциальной психологии и даже психофизиологии и фактически характеризует индивидный уровень личности, претендуя на раскрытие самой ее сущности. Наибольшая понятийная многозначность, доходящая до размывания значения этого понятия, наблюдается в отношении понятия «субъект». Выше было раскрыто понятие субъекта в трудах классиков отечественной психологии. Концепция субъекта, разработанная Брушлинским, является философско-психологи-ческой интерпретации и развитием рубинштейновской категории субъекта. Другой аспект этой категории был, как отмечалось, предложен Ломовым для раскрытия специфики отношений общения и обозначен через пару субъект-субъект (для дифференциации от отношений субъект-объект, через которые дается характеристика деятельности). Абульханова-Славская предложила различать общее, идущее от философии, понимание субъекта, связываемое с его активностью, самодеятельностью, саморазвитием, самодетерминацией, и специальное — дифференциальное, когда понятие субъекта употребляется для раскрытия качественной определенности тех отношений, в которые включен субъект (специфика морального субъекта, субъекта психической деятель- 366 ности, а затем — субъекта общения, деятельности, познания и т. д.). Фактически оно стало употребляться для обозначения того качества, в котором личность является субъектом в отличие от того, когда она им не является. Точно также относительно группы, которая может стать или не стать коллективным субъектом. Отнюдь не все личности являются субъектами активности, самосовершенствования и саморазвития. Иными словами, оно стало употребляться для обозначения проблемы, требующей своего исследования. При всех условиях уже невозможно словоупотребление, при котором «субъект» обозначает лицо, о котором идет речь, обозначает испытуемого или субъекта Федерации. Проделанный нами контент анализ употребления этого слова в книге А.Н.Леонтьева [3, с. 71] показал, что допущенная автором многозначность его смыслов не позволяет говорить о том, что оно является у данного автора собственно понятием. Резюмируя, можно сказать, что в современной психологии понятие субъекта конструктивно в двух основных значениях — для обозначения оптимальных уровней, стадий совершенствования в развитии личности, во-первых, и, во-вторых, для обозначения ее специфического качества, в котором она выступает в каждой специальной системе связей и отношений (качества субъекта деятельности, качества субъекта общения и т. д.), для чего становится необходимо специальное раскрытие этого качества. Однако, эта категория, которая особено ярко выступила на современном этапе, является не эпитетом, а проблемой, требующей исследования и доказательства. Литература 1. АбульхановаК.А. О субъекте психической деятельности. М. 1973. 2. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М. 1977. 3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М. 1980. 4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. М. 1989. 5. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. Часть 1. Активность и развитие личности. М. 1989. 6. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология лич- ности в социалистическом обществе. Часть II. Личность и ее жизненный путь. М. 1990. 7. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. М. 1986. 8. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л.Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М. 1989. 367 9. Абульханова-Славская К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования // Принцип системности в психологических исследованиях. М. 1990. 10. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журнал. 1994. ц 4. 11. Абульханова-Славская К.А. Стратегия человеческой жизни. М. 1991. 12. Активность и жизненная позиция личности. М. 1988. 13. Актуальные вопросы психологии личности. М. 1988. 14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. 1969. 15. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977. 16. Анцыферова Л.И. Персонологическое направление // М.Г.Ярошевский, Л.И. Анцыферова. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М. 1974. 17. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопр. психологии. 1978. ц 1. 18. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М. 1981. 19. Анцыферова Л .И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М. 1990. 20. Анцыферова Л .И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологич. журнал. 1981. ц 2 . 21. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М. 1977. 22. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. 1976. 23. Асеев В.Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации // Принцип системности в психологических исследованиях. М. 1990. 24. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М. 1993. 25. Асмолов А.Г., Братусь Б.С, Зейгарник Б.В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности // Вопр. психологии. 1979. ц 4. 26. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М. 1984. 27. Асмолов А.Г. Психология личности. М. 1990. 28. Басов М.Я. Общие основы педологии. Изд. 2-ое. М.-Л. 1931. 29. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М. 1968. 30. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопр. психологии. 1969. ц 2. 31. Бассин Ф.В. О некоторых современных тенденциях развития теории «бессознательного» : установка и значимость // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. 1985. Т.4. 32. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1975. 33. Бахтин М.М. К философии поступка. Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. М. 1986. 34. Белицкая Г.Э. Типология проблемности социального мышления. Автореферат канд. дисс. М. 1990. 35. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Психология интегральной индивидуальности. Пятигорск. 1995. 36. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. 1888. 37. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. Спб. 1905. 38. Бехтерев В.М. Психология, рефлексология и марксизм. Л. 1925. 39. Биологическое и социальное в развитии человека. М. 1977. 40. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев. 1978. 41. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М. 1964. 42. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л. 1970. 43. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. 1982. 368 44. Бодалев А.А. Личность и общение. М. 1983. 45. Бодалев А.А. Психология о личности. М. 1988. 46. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968. 47. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М. 1985. 48. Брушлинский А.В. Два основных подхода к проблеме «биологическое-социальное» // Биологическое и социальное в развитии человека. М. 1977. 49. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск. 1990. 50. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. М. 1993. 51. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М. 1994. 52. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев. 1979. 53. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев. 1988. 54. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М. 1978. 55. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки // Вопр. психологии. 1988. ц 5. 56. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М. 1984. 57. Веденов А.В. Психологические вопросы формирования личности. М. 1956. 58. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М. 1976. 59. Воловикова М.И., Ребеко Т.А. Соотношение когнитивного и морального развития // Психология личности в социалистическом обществе. Ч. II. М. 1990. 60. Вопросы психологии личности. М. 1960. 61. Вопросы психологии личности. М. 1961. 62. Вопросы формирования волевых качеств учащихся. Рязань. 1965. 63. Выготский Л.С К вопросу о динамике детского характера // Педология и воспитание. М. 1928. 64. Выготский Л.С Педология подростка. М. 1930. 65. Выготский Л.С Развитие высших психических функций. М. 1960. 66. Выготский Л.С Собр.соч. Т. 3. М. 1983. 67. Выготский Л .С Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности. М. 1982. 68. Гуманистические проблемы психологической теории. М. 1995. 69. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Пси-хол. журнал. 1989. ц 4. 70. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М. 1993. 71. Григорьев СВ. Самовыражение и развитие личности в игре. Автореферат канд. дисс. М. 1991. 72. Давыдов В.В. Личностью надо «выделаться» // С чего начинается личность? М. 1979. 73. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 1986. 74. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии// Психологич. журнал. 1988. ц 4. 75. Дементий Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации. Автореферат канд. дисс. М. 1990. 76. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М. 1993. 77. Деркач А.А., Старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М. 1993. 78. Джидарьян И.А. Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М. 1981. 79. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М. 1976. 80. Джидарьян И.А. Проблема счастья в русском менталитете // Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. М. 1996. 369 81. Добрынин Н.Ф. Проблемы активности личности и активности сознания // Проблемы активности личности. М. 1954. Т. 36. Вып. 2. 82. Добрынин Н.Ф. Проблема значимости в психологии. М. 1957. 83. Додонов Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности // Вопр. психологии. 1978. н 3. 84. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М. 1978. 85. Дорфман Л.Я. Эмоциональные стили. М. 1994. 86. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М. 1993. 87. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М. 1974. 88. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М. 1993. 89. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей. Теоретические основы. Саратов. 1990. 90. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. М. 1989. 91. Жизненный путь личности. Киев. 1987. 92. Журавлев А.Л. Влияние коммуникативных качеств личности руководителя на эффективность руководства коллективом // Психология личности и образ жизни. М. 1987. 93. Залкинд А.Б. Вопросы педологии в СССР // Педология и воспитание. М. 1928. 94. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М. 1986. 95. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М. 1971. 96. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М. 1981. 97. Знаков В.В. Психология понимания в познании и общении // Автореф. дис. .. докт.психол.наук. М. 1995. 98. Знаков В.В. Психологические причины непонимания «афганцев» невоевавши-ми людьми // Психол.журнал. 1990. ц 2. 99. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М. 1991. 100. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М. 1994. 101. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность? М. 1979. 102. Индивидуальность в современном мире. Смоленск. 1995. 103. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Тбилиси. 1989. 104. Ковалев А.Г. Психология личности. Изд. 3-е. М. 1970. 105. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М. 1980. 106. Карцева Т.Б. Изменения образа «Я» в ситуациях жизненных перемен // Автореф. дис. ... канд.психол. наук. М. 1989. 107. Корнилов К.Н. Психология ребенка. М. 1921. 108. Корнилов К.Н. Принципы изучения психологии советского человека. М. 1956. 109. Кон И.С Категория «Я» в психологии // Психол. журнал. 1981. ц 3 . 110. Кон И.С Открытие «Я».М. 1978. 111. Костюк Г.С Актуальные вопросы формирования личности ребенка. М. 1948. 112. Костюк Г.С Некоторые вопросы взаимосвязи воспитания и развития личности ребенка // Вопр. психологии. 1956. ц 5. 113. Климов Е.Ф. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань. 1969. 114. Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск. 1983. 115. Крупнов А.И. Об изучении и формировании свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. М. 1990. 116. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. СПб. 1996. 117. Кузьмина З.В. Исследования самооценки личности в условиях успеха и неудачи // Новые исследования в психологии. 1974. ц 1. 118. Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. Автореферат канд. дисс. М. 1979. 370 119. Куницына В.Н., Панферов В.Н. Проблемы отношений личности в трудах В.Н.Мясищева // Психол. журнал. 1992. н 3 . 120. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Изд. 3-е. Л. 1924. 121. Левитов Н.Д. Психология характера. Изд. 3-е. М. 1969. 122. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М. 1964. 123. Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения. Структура и детерминанты // Психол. журнал. 1996. Т. 16. н 6. 124. Лейтес Н.С На путях к изучению самых общих предпосылок способностей // Проблемы дифференциальной психологии. М. 1972. 125. Личность в системе коллективных отношений. М. 1980. 126. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М. 1980. 127. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. 1965. 128. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М. 1983. 129. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975. 130. Липкина А.И. Самооценка школьника. М. 1976. 131. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М. 1986. 132. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М. 1978. 133. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психологии. 1975. ц 2. 134. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журнал. 1981. ц 5. 135. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе. М. 1989. 136. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984. 137. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М. 1959. 138. Макаренко А.С Соч. в 7 томах. М. 1956-1958. 139. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М. 1983. 140. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. 1996. 141. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопр. философии. 1990.ц10. 142. Магун B.C. Оценки и самооценки в структуре индивидуальности. 143. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь. 1970. 144. Мерлин B.C. Принципы психологической характеристики типов личности // Теоретические проблемы психологии личности. М. 1974. 145. Мерлин B.C. Очерки психологии личности. Пермь. 1959. 146. Моложавый СС Принципы целостного изучения ребенка // Педология и воспитание. М. 1928. 147. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1969. 148. Московичи С Социальное представление : исторический взгляд. Психол. журнал. 1995. ц 1. 149. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М. 1985. 150. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М. 1960. 151. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М. 1990. 152. Общая психодиагностика. М. 1987. 153. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М. 1995. 154. Основы общей и прикладной акмеологии. М. 1995. 155. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М. 1990. 156. Полани М. Личностное знание. М. 1986. 157. Прангишвили А.С Психологические очерки. Тбилиси. 1975. 158. Принцип развития в психологии. М. 1978. 159. Проблемы психологии личности. М. 1969. 371 160. Проблемы психологии личности. М. 1982. 161. Петровский А.В. Общая психология. М. 1976. 162. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. 1982. 163. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М. 1994. 164. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону. 1996. 165. Парыгин Б.Д. Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса. Л.1972. 166. Петренко В.Ф. Введение в экспериметальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М. 1983. 167. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. 1969. 168. Принцип системности в психологических исследованиях. М. 1990. 169. Платонов К.К. Проблемы способностей. М. 1972. 170. Платонов К.К. О системе психологии. М. 1972. 171. Применение концепции С.Л.Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М.1989. 172. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М.1981. 173. Психология личности и образ жизни. М. 1987. 174. Психология личности в социалистическом обществе. Часть I. Активность и развитие личности. М. 1989. 175. Психология личности в социалистическом обществе. Часть II. Личность и ее жизненный путь. М. 1990. 176. Психологические исследования социального развития личности. М. 1991. 177. Психология личности и время жизни человека. Черновцы. 1991. 178. Психология личности в условиях социальных изменений. М. 1993. 179. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М. 1975. 180. Развитие и диагностика способностей. М. 1991. 181. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М. 1990. 182. Рейнвальд Н.И. Личность как предмет психологического анализа. Харьков. 1974. 183. Рейнвальд Н.И. Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М. 1988. 184. Рубинштейн СЛ. Основы психологии. М. 1935. 185. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М. 1940; 1946; 1989 (4.1, Ч П.). 186. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М. 1957. 187. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М. 1959. 188. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М. 1973. 189. Русалов В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека // Принцип системности в психологических исследованиях. М. 1990. 190. Рубцов В.В. Основы социо-генетической психологии. М. — Воронеж. 1996. 191. Смирнова Н.Я. Исследование имплицитных концепций интеллекта // Психология личности в условиях социальных изменений.М. 1993. 192. Соотношение биологического и социального в человеке. М. 1975. 193. Семенов И.Н. Экзистенциально-акмеологический и рефлексивно-психологический подходы к изучению одаренных и личностной ориентации непрерывного образования // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Т. VI. Тверь. 1994. 194. Семенов И.Н., Степанов СЮ. Рефлексия и организация творческого мышления и саморазвитие личности // Вопр. психологии. 1983. ц 2. 195. Собчик Л.Н. Методы психодиагностики. М. 1990. 196. Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б., Виленская Г.А., Дозорцева А.В. Развитие близнецов и особенностей их воспитания. М. 1996. 197. Симонов П.В. Что такое эмоция? М. 1966. 372 198. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев. 1982. 199. Сосновский Б.Н. Мотив и смысл. М. 1993. 200. Субъект и социальная компетентность личности. М. 1995. 201. Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М. 1989. 202. Столин В.В. Самосознание личности. М. 1983. 203. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972. 204. Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности. Киев. 1992. 205. Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М. 1968. 206. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М. 1995. 207. Славская А.Н. Личностные особенности интерпретирования субъектом авторских концепций. Автореферат канд. дисс. М. 1993. 208. Славская А.Н. Интерпретация как способность личности к социально-ориентированному мышлению // Психологические исследования социального развития личности. М. 1991. 209. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М. 1980. 210. Сознание личности в кризисном обществе. М. 1995. 211. ТарабринаН.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психол. журнал. 1992. ц 2 . 212. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС // Психол. журнал. 1994. ц 5 . 213. Теоретические проблемы психологии личности. М. 1974. 214. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М. 1961. 215. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. 1947. 216. Типологические исследования по психологии личности. Пермь. 1967. 217. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогензе. М. 1989. 218. Художественный тип. Комплексные исследования. М. 1994. 219. Фрейд 3. Я и «Оно». Л. 1924. 220. Фромм Э. Иметь или быть? М. 1990. 221. Флоренская Т.А. Исследование одного типа личности в различных психологических концепциях // Новые исследования в психологии. 1974. ц 2. 222. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение личности: введение в проблему // Психология личности в условиях социальных изменений. М. 1993. 223. Харламенкова Н.Е. Сопоставление смысловых характеристик целеполагания у личности с консервативой и радикальной установкой // Психол.журнал. 1994. ц 2. 224. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М. 1986. 225.Чудновский В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности // Вопр. психологии. 1978. ц 2. 226. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологической науке. М. 1977. 227. Чхартишвили Ш.Н. Проблема мотива волевого поведения. Автореф. дис. ... док-т.психол.наук. Кутаиси. 1955. 228. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. М. 1966. 229. Шорохова Е.В. Некоторые методологические вопросы психологии личности // Проблемы личности. М. 1969. 230. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М. 1994. 231. Шерозия А.Е. Сознание, бессознательное, психическое и система фундаментальных отношений личности (предпосылки общей теории). Бессознательное Т. 3. Тбилиси.1978. 373 232. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси. 1961. 233. Д.Н.Узнадзе — классик советской психологии. Тбилиси. 1986. 234. Юнг К. Психологические типы. Цюрих. 1929. 235. Эльконин Д.Б. Детская психология. М. 1960. 236. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология. Л. 1979. 237. Якиманская И.С Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. 1996. 374 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|