Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60445

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

и мне стало стыдно за то, что я оказался таким плохим менеджером. Я был сконфужен, и мне было стыдно за мою плохую работу».
«А теперь послушайте, что написала о чувстве стыда американка, принадлежащая к народности хмонг: „Меня зовут «X», это имя часто встречается среди людей нашей народности. У нас был пастор, и его тоже звали «X». Его поймали, когда он стал крутить шашни с одной из прихожанок. Они не являются нашими кровными родственниками, но сам факт того, что они носят наше имя, навлекает позор на нас. Их роман длился три года, и все это время мне было очень стыдно". Эта женщина почувствовала стыд за действия другого человека. Они даже не знали друг друга — но принадлежали к одному клану (клан — основная социальная единица народности хмонг), и поэтому носили одно и то же имя»*.
* Цай Дж. Л., Скарамуззо Т. Описание прошлых эмоциональных эпизодов: проведенное в американских колледжах сравнение студентов народности хмонг с евроамериканцами (J.L. Tsai and Т. Scaramuzzo, «Description of Past Emotional Episodes: A Comparison of Hmong and European American Colledge Students»), рукопись готовится к публикации.
Другой пример был взят из исследования, которое проводилось среди студентов, которых просили прочитать гипотетические сценарии и по ходу действия представить, что они совершили какой-то плохой поступок сами или что такой плохой поступок совершил их брат. «Когда ответственность за поступок ложилась на брата, китайцы чувствовали гораздо больше стыда и вины, чем американцы», — сказала Джин*.
Затем она подвела итог: «По сравнению с представителями Запада представители Азии испытывают больше стыда и вины — но и гордости — за других, поскольку отношение азиатов к себе в большей степени зависит от отношения к другим. Поэтому отношение к себе, обусловленное культурой, скорее всего, влияет на то, как мы переживаем эмоции. Похоже, что культура проникает в наши тела и оказывает влияние на нашу физиологию.
Я считаю, что эти культурные различия следует учесть при разработке программ вроде тех, о которых мы говорили вчера. Например, если мы создадим программу для развития эмоциональной компетентности, то американцы, скорее всего, подумают, что такая программа нужна всем остальным, но им самим она ни к чему — в то время как представители азиатских культур посмотрят на это совершенно иначе».
На это Далай-Лама находчиво возразил: «Не знаю, насколько оригинальными окажутся в этом отношении американцы, потому что даже большинство тибетцев, когда им рассказывают о наставлениях Будды, думают: „Меня лично это не касается", словно хотят сказать: „Это нужно им, а не мне"».
Замечание Далай-Ламы обеспокоило Джин — она задумалась над тем, не столкнемся ли мы с еще более силь
* Стипек Д. Разница в поведении американцев и китайцев в ситуациях, вызывающих гордость, стыд и чувство вины (D. Stipek, «Differences Between Americans and Chinese in the Circumstances Evoking Pride, Shame, and Guilt». Journal of Cross-Cultural Psychology 29, 5 (1998): 616-29).
ным неприятием со стороны американцев, когда дело дойдет, скажем, до необходимости культивировать сострадание. Джин познакомила присутствующих с результатами исследований, свидетельствующих о том, что американцам, больше чем представителям других культур, свойственно оценивать свой уровень выше среднего и считать, что они лучше большинства людей. «К сожалению, такое отношение очень характерно для Америки. Мы должны разработать программы, которые будут одинаково подходящими и приемлемыми для представителей разных культур. Мне кажется, что только если мы признаем факт существования культурных различий и учтем их в наших программах, то сможем добиться реальных успехов в универсальном обучении состраданию».
После того как Джин сделала этот вывод, Далай-Лама взял ее ладони в свои и поклонился ей.
Признание сходства
Несмотря на чрезвычайный интерес Далай-Ламы к презентации Джин, он все же не отказался от скептицизма в отношении важности культурных различий в общем наследии человечества и в универсальных человеческих ценностях. В ходе последующего обсуждения он поднял один интригующий вопрос: «Мне не совсем понятно, почему вы продолжаете настаивать на существовании этой фундаментальной разницы в способах управления эмоциями на Востоке и на Западе. То, о чем мы говорим, может оказаться всего лишь одним из факторов духовности. Различия могут быть обусловлены не столько разностью культур как таковых или этнической принадлежностью, сколько различиями в религиозных традициях.
Например, в иудейско-христианской традиции основное внимание уделяется Всевышнему, а целью духовного развития является достижение недоступного позна
нию, трансцендентного единства. Поэтому там меньше значения придается исправлению внутренней эмоциональной жизни или достижению внутреннего равновесия. Искренняя вера в Бога-творца и поступки, совершаемые из любви к Господу, рождают искреннюю любовь к другим человеческим существам, а убийства, кражи и изнасилования противоречат принципу веры в Бога. Именно в этом заключается исключительно сильный стимул к развитию положительных человеческих качеств.
Но для каждого практикующего буддиста конечной целью является достижение нирваны. Важно то, что находится внутри нас; и именно поэтому мы придаем такое огромное значение негативным эмоциям и порожденным ими поступкам. Нам нужно знать, что происходит в разуме. Следовательно, в буддизме перед верующими стоят другие задачи. Поэтому с позиции культуры у буддистов совершенно иное отношение к эмоциям. С этой точки зрения даже тонкие степени схватывания реальности своего „Я" и окружающего мира мешают достижению цели и приобретают негативную окраску.
Поэтому, возможно, суть этих различий кроется в общей ориентации — на трансцендентное или на внутреннее развитие. Но давайте оставим религию в стороне; нас интересуют не эти тонкие различия в вопросах веры. Сейчас мы обсуждаем общие принципы светской этики. И что касается этих принципов, то я не верю, что здесь между представителями Запада и Востока существуют какие-либо фундаментальные различия. Таково мое глубокое убеждение».
Затем, все больше оживляясь, он продолжил: «Иногда мне кажется, что ученые придают слишком большое значение различиям в рамках своей узкой специализации. Они не используют холистический, то есть целостный, подход — не пытаются увидеть, как похоже наше пове
дение. Они акцентируют внимание на мелких различиях. Но даже внутри меня, одного-единстве.нного человека, различий более чем достаточно: сравните хотя бы Далай- Ламу утром, Далай-Ламу днем и Далай-Ламу вечером. Различия можно найти во всем: в состоянии разума, даже в пустом или полном желудке».
Мы вернулись к центральным вопросам давнего разговора между Полом Экманом и Маргарет Мид — социальной ориентации в исследованиях культуры. Джин согласилась с мнением Далай-Ламы о существовании культурных сходств и различий и поддержала его в том, что поведение каждого человека характеризуется значительным многообразием, хотя в какой-то мере люди практически одинаковы. Однако она была уверена, что вопрос о значении культурных различий остается открытым для научного изучения и представляет обширное поле деятельности. Кроме того, Джин согласилась с тем, что каждый ученый видит культурные сходства или различия отчасти из-за своей социальной ориентации. Ее собственный интерес к культурным различиям объяснялся главным образом тем, что в большинстве американских научных контекстов они полностью игнорировались, и это породило необходимость привлечь к ним внимание западной психологии. Джин точно знала, что когда западные психологи говорили об «универсальности» эмоций, они слишком часто имели в виду «господствующую культуру белых англоамериканцев». В то же время она поняла, что Далай-Лама, пытавшийся объединить людей разных культурных традиций, стремился акцентировать внимание в первую очередь на том, в чем они похожи, то есть на универсальной природе человеческого опыта.
Джин продолжила мысль Далай-Ламы: «Во-первых, господствующие религиозные традиции в азиатских и западных культурах действительно различаются, и этим можно объяснить культурные различия в эмоциях, о ко
торых я сегодня говорила. Интересно отметить, что американцы китайского происхождения, принимавшие участие в упомянутых мной исследованиях, не были буддистами. Они тоже были христианами, и все же указанные различия были обнаружены.
Но, — добавила она, — я согласна с Вашим Святейшеством в том, что внутри каждой культурной группы существует множество индивидуальных различий и что отношения к своему „Я", обусловленные культурой, по сути, отражают различия в основных принципах существования, на которые эти люди реагируют. Конечно, среди представителей Зап



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь