Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52329

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Конституциональная типология Пенде [Pende N., 1912]. Построена на основе попытки вывести корреляцию между преобладающим типом телосложения, эндокринной формулой и особенностями нервно-психической реактивности. По психическим свойствам выделенные автором четыре конституциональных типа обладают следующими характеристиками: 1) возбудимый, аффективный, быстрый, подвижный, интеллектуально одаренный; 2) флегматично-депрессивный; 3) активный, импульсивный, хорошо одаренный; 4) медленный, иногда импульсивный, интеллект средний. Содержит ряд ошибочных и принципиально неверных положений (например, попытка связать уровень интеллекта с конституцией, одаренность с гипотирезом и т.д.) [Лебединский М.С., Мясищев В.Н., 1966].
Конституциональная типология Шелдона [Sheldon W., 1940]. Основана на антропометрических исследованиях. Конституциональная типология соотносится с эмбриогенезом. Является дальнейшим развитием идей E. Kretschmer. Конституциональные типы, по W. Sheldon, соответствуют выделенным E. Kretschmer: эндоморфный — пикнику, мезоморфный — атлетику, эктоморфный — астенику. Корреляция между соматическим типом и темпераментом до сих пор не признается убедительной [Лебединский М.С., Мясищев В.Н. 1966].
Конституция человека (лат. constitutio — построение, организация). Совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, сложившаяся на основе наследственности и вследствие длительного влияния среды. Типологические варианты К. разрабатываются на основе формы телосложения и ряда функциональных признаков, в том числе психических. Вопрос о корреляции между особенностями телосложения и чертами психики до сих пор недостаточно изучен, равно как и отсутствует исчерпывающая систематика форм К.ч., основанная на нескольких существенных признаках.
К. астеническая. Астеническое телосложение в сочетании с повышенной возбудимостью и слабостью психики, неуверенностью в себе.
К. атлетическая. Син.: К. нормостеническая.
К. генетическая. — см. Генотип.
К. гиперстеническая — характерны пикнические телосложение, гипертимность, чрезмерная синтонность и энергичность.
Син.: К. пикническая.
К. гипоапараноическая [Kleist К., 1913] — предрасположенность к бредовым психозам. Вначале понималась более узко — как предрасположенность к одной лишь инволюционной паранойе. Характерны такие преморбидные черты личности, как обидчивость, раздражительность, недоверчивость.
К. иктафинная [Mauz F., 1937] — эпилептоидная конституция, рассматриваемая как проявление предрасположенности к эпилептическим припадкам. Вариант иктафинной конституции, характеризующийся доминированием среди личностных черт прилипчивости и персеверации, выделялся как конституция энехетическая. Предрасположенность к припадкам — иктафинный диатез.
Сочетается с атлетическим телосложением.
Син.: К. эпилептическая, К. эпилептоидная, К. иксофреническая, глишроидия.
К. кушингоидная — характерны повышенное развитие подкожной жировой клетчатки и внешний облик, напоминающий вид больных с болезнью (синдромом) Иценко—Кушинга.
К. невропатическая — характерны легкость возникновения вегетативных расстройств, невротических астенических состояний, истерических реакций, повышенная сенситивность.
К. нормостеническая — атлетическое телосложение в coчетании с психической уравновешенностью, адекватными реакциями на окружающее, уверенностью в себе, своих возможностях, достаточно стабильным настроением.
К. пикническая —см. К. гиперстеническая.
К. пищеварительная — см. К. гиперстеническая.
Син.: К. дигестивная.
К. психастеническая — характеризуется склонностью к тревожной мнительности, патологическим сомнениям, нерешительностью, слабоволием, чувством собственной неполноценности.
К. психопатическая — конституциональные особенности, лежащие в основе различных вариантов психопатий.
К. статотимическая (греч. statos — остановленный, неподвижный, thymos — настроение, чувство) — характерны серьезность, трудолюбие, педантичность. Присуща склонность к эндогенными монополярным депрессиям (см. Меланхолический тип личности).
К. циклоидная — сочетание пикнического телосложения с тенденциями к колебаниям настроения. Присуща больным, страдающим циклотимией и МДП.
К. шизоидная — характерны аутистическая направленность личности, склонность к рационализированию, эмоциональная монотонность. Телосложение по лептосомному или диспластическому типу. При значительной выраженности К.ш. говорят о шизопатии [Bleuler E.].
К. эмотивная [Dupre E., 1910] — выделена по признаку выраженной эмоциональной лабильности. Соответствует понятиям эмотивной (реактивно-лабильной) психопатии [Ганнушкин П.Б., 1933], эмотивного (аффективно-лабильного) типа акцентуации личности [Leonhard К., 1968]. Характерные признаки: усиление сухожильных, зрачковых и кожных рефлексов, их мгновенное наступление и высокая амплитуда; наличие диффузной и изменчивой сенсорной гиперстезии; неуравновешенность двигательных и секреторных реакций; тенденции к спазмам внутренних органов и сосудов; дрожание тела, вытянутых рук; ненормальная интенсивность и распространенность психических аффектов, эмоций.
К. энехетическая (греч. enecho — держать изнутри, задерживать) [Mauz F., 1937] — разновидность К. иктафинной, при которой на первый план выступают явления вязкости и персеверации.
К. эпилептоидная — см. К. иктафинная.
Консторума метод активирующей психотерапии [Консторум С.И., 1930]. Совокупность мероприятий, направленных на устранение болезненных явлений путем активирования деятельности больного. В процессе трудовой деятельности больной приобретает новый опыт, способствующий компенсации психических нарушений. В преодолении болезненных реакций уделяется внимание корригированию мироотношения больного, что в свою очередь влияет на его интеллект и эмоциональную сферу, то есть на его мировоззрение и мироощущение. Исходя из концепции активности познания, можно утверждать, что, тренируя и воспитывая моторно-установочную сферу, психотерапевт тем самым влияет на сознание.
Контаминация (лат. contaminatio — смешение). Сплавление частей нескольких слов в одно. Наблюдается в норме, при смысловой и фонетической близости этих слов, и в патологии — при шизофренических неологизмах и в рамках парафатических расстройств у афатиков.
Континуум (лат. continuum — непрерывное, сплошное). Непрерывность, неразрывность процессов, непрерывная совокупность.
Континуумы шизофренических расстройств [Koehler G., 1979]. Три группы симптомов шизофрении, представляющие собой модификацию феноменологии Шнейдера симптомов первого ранга (внутри континуумов симптомы располагаются в соответствии с характером их развития, динамики):
К. бредовой — 1) бредовое настроение; 2) бредовые представления, связанные с восприятиями или провоцируемые ими; 3) бредовые восприятия.
К. воздействия, отчуждения, овладения: 1) чувство овладения; 2) общее чувство воздействия; 3) специфическое чувство воздействия; 4) ощущение собственной измененности под влиянием воздействия извне; 5) переживание воздействия на себя с чувством замены собственных мыслей чужими; 6) переживание воздействия на себя с утратой собственных мыслей и чувств (воздействие извне как бы лишает больного его психических функций); 7) аналогичные вышеперечисленным переживания внешнего воздействия с переживанием растворения мыслей и чувств больного во внешнем мире.
К. обманов восприятия — 1) псевдогаллюцинаторные «голоса» и звучание собственных мыслей; 2) истинные слуховые галлюцинации, включающие и «голоса», повторяющие собственные мысли больного.
Конторсия (лат. contorqueo — вращать, вертеть, скручивать). Извивающиеся движения в разных направлениях при большом истерическом припадке.
Контрактура (лат. contractura — сужение, сокращение). Снижение подвижности в суставе вследствие изменений окружающих его мягких тканей и нервно-мышечного аппарата. Наблюдается при различных заболеваниях самих суставов, органических поражениях нервной системы, а также при истерических реактивных психозах.
Контрапунктирность бредовых идей (лат. contra — против, pinctum — точка, пункт, аргумент, довод). Разнонаправленность, противоположность содержания бредовых идей у одного и того же больного. Например, идеи величия сочетаются с идеями преследования. Наблюдается при паранойяльном и парафренном бреде, при параноидной шизофрении.
Контрафобия (контра + греч. phobos — страх). Стремление к противостоянию с ситуацией, вызывающей страх, цель которого — обретение возможности получать определенные, обычно острые, переживания, не испытывая при этом чувства страха. В психоанализе К. рассматривается как способ либидинизации тревоги, приводящей к выздоровлению от невроза. Контрафобическое поведение часто наблюдается при навязчивых состояниях: так, например, лица, страдающие навязчивым страхом высоты (акрофобия) стремятся стать летчиками, стюардессами; не исключена и тенденция получать особенно сильные впечатления [Ташев Т., 1989].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь