|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54716
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ладевает человек. Но это приводит к вопросу, в какой мере и какая личность является субъектом, вопросу, которым мы и ограничиваем универсальность этого понятия. И как быть с другим смыслом категории субъекта, предполагающим достижение высшего уровня развития и совершенствования?
Неправомерна, на наш взгляд, и оптимистическая парадигма, утверждающая не ограничиваемую обществом творческую сущность личности, ее свободу и независимость как субъекта, и бессубъектная парадигма, рассматривающая личность как микросоциум, тем самым ему идентичный и полностью подобный. Давая самое общее теоретическое определение личности как субъекта в психологии, мы связываем его с наличием п ротиво-речия между личностью, ее мотивами, способностями, потребностями и теми требованиями, которые предъявляет к ней общество, — двумя реальностями, которые никогда не соответствуют друг другу. Качество и мера становления личности субъектом связаны со способностью и способом разрешения ею этого противоречия. Личность в качестве субъекта жизни — во всех ее и личных, и социальных, и деятельных, и коммуникативных, и познавательных проявлениях разрешает это противоречие, стремясь найти определенный, более оптимальный для ее собственного «я» консенсус, или жертвуя свободой, индивидуальностью, активностью в пользу адаптивности, или выбирая независимость и, жертвуя социальным одобрением, благами и т. д. Характер, острота этого противоречия и способ ее решения зависят, естественно, и от того, насколько в данном обществе признаны права личности, и от того, насколько сама личность — генетически или прижизненно, наделена «рефлексом свободы», индивидуальностью, талантом и т. д. Неспособность, неуспешность личности в разрешении этого противоречия ведут к ее деградации, деструкции, деформации, акцентуации,т. е. к изменению оптимальных пропорций во внутриличностнои организации в силу неадекватности способа жизни, ее «неподлинности». Предлагается не считать данных типов личностями, но мы полагаем, что они, оставаясь личностями, перестают быть субъектами и становятся исполнителями, «производными» своего способа жизни. Когда личность оптимально решает это противоречие, происходит ее развитие в смысле ее совершенствования, зрелости, т. е. наше понимание включает и этот критерий определения субъекта. Однако, поскольку противоречия и глобальны, и конкретны, личность как субъект разрешает постоянно возникаю- 362 щие противоречия, порождаемые ходом жизни, ее обстоятельствами. Масштаб противоречий и конструктивность их решения определяют уровень, достигнутый личностью как субъектом. Личность идет не вдоль жизни, а поднимается по восходящей, как писал Рубинштейн. Предполагается, что в характеристику уровней закладываются и индивидуальные, и человеческие критерии, т. е. принципы человечности и духовности. Личность становится субъектом, когда она выступает таким центром самоорганизации и саморегуляции, который позволяет ей соотносится с действительностью целостным, а не парциальным способом. В этом мы видим развитие на современном этапе идеи об интегративной сущности личности. Выше мы привели определение личности Рубинштейном как триединства того, чего хочет, что может человек и что есть он сам, т. е. триединства потребностей, мотивов, желаний, с одной стороны, способностей, возможностей, с другой, и характера, с третьей. Перефразируя это определение сегодня, мы бы сказали, что личность есть субъект, вырабатывающий способ соединения своих желаний (мотивов и т. д.) со способностями в соответствии со своим характером в процессе их реализации в жизни, со своими целями и обстоятельствами жизни. Субъект есть своеобразный «мост» между собственно личностной организацией (Ананьев называл ее «системой»), которая, однако, не просто «вписана» (по Ананьеву) в систему общества, а вписывается в него самим субъектом. Если личность утрачивает эту субъектную позицию, если ее вписывают в общество, то она перестает быть и субъектом жизни. Защиты, фрустрации, стрессы, комплексы, больное самолюбие — феноменология неоптимальных для личности способов решения этой «задачи». Основным же для понимания личности как субъекта оказывается парадоксальный переворот в самой постановке проблемы личности. Она не есть «корзина», набор потребностей, ценностей, способностей, характера, воли, темперамента, который так или иначе пытались, каждый на свой лад, структурировать психологи, а она есть субъект в той мере, в какой использует свой интеллект, свои способности, подчиняет свои низшие потребности высшим, строит свою жизнь в соответствии со своими ценностями и принципами. Личность априорно не есть интеграл, она постоянно интегрирует свои «образующие» более или менее оптимальным с точки зрения субъективных (легкость, удовлетворенность, радость) и 363 объективных (успешность, социальная приемлемость, одобряе-мость и т. д.) критериев. Эти «задачи» саморегуляции и интеграции одними решаются осознанным, произвольным, волевым, другими — неосознанным способом, более конструктивным или ведущим к дезинтеграции. Однако, резюмируя словоупотребление понятия «субъект» в современной психологии, можно констатировать, с одной стороны, его распространение, с другой — многозначность, превращающую его в бессмысленный эпитет, значит — невозможность его употребления как определения, необходимость проблемного раскрытия его смысла и критериев. Мы подошли к пониманию того, что сознание, которое имеет множество теоретических определений, данных Рубинштейном и другими психологами (в том числе через смыслы и значения в школе Леонтьева и его продолжателей, в том числе как «живое действие» — Зинченко), может быть раскрыто только через определение личности как субъекта. Сознание выполняет функцию координации всей сложной системы личностной организации с миром во всем разнообразии его временно-пространственных, абстрактно-конкретных, чувственно-идеальных, ценностных, предметных, событийных и др. форм. Цель, которую определяли как наличную данность сознания и деятельности, есть момент поиска субъектом координаты, вектора, в котором предстоит согласовать эти системы. Одновременно цель есть способ разрешения противоречия между «логикой» личности и «логикой» объекта, ситуации, действительности в широком смысле слова. Но главное в постановке проблемы сознания как личностной способности, заключается в том, что сознание всегда исторично в смысле привязанности к истории жизни данной личности в данном обществе, оно есть «орган» ее функционирования в определенных условиях, хотя и обладает способностью к абстракциям, выстраиваемым на основе человеческого опыта и культуры, к этно-культурным и другим обобщениям. Именно поэтому мы определили социальное мышление личности как функциональный механизм ее сознания и, сформулировав теоретическую модель на основе учета его характеристик в мировой психологии (С.Московичи, Р.Харре, Дильтей, Рикер и др), приступили к изучению реального мышления реальных личностей нашего общества. Мы использовали при этом сочетание кросскультур-ного метода и метода прогрессивной типологии [5, 7, 10]. 364 Не излагая всего массива полученных данных [10], можно в контексте обсуждаемой проблемы субъекта привести в качестве неожиданного следующий факт. Оказалось, что в число характеристик личности, в ее имплицитную концепцию, которая традиционно включает обычный набор качеств «умный», «добрый», «настойчивый» и т. д. в российском менталитете и индивидуальном сознании (а не только в самой психологической науке) присутствуют субъект-объектные характеристики. В начале группой Бодалева, позднее Харашем была установлена особенность межличностной перцепции — восприятия другого как субъекта или объекта. Позднее мы доказали, что и на уровне способа мышления (а не только восприятия) другой выступает в качестве субъекта или объекта [7]. Оказалось, что такая категоризация другого как субъекта или объекта свойственна не только научным психологическим обобщениям, но и обыденному российскому сознанию по отношению... к собственной личности, т. е. ее самосознанию. Предстоит доказать путем кросскуль-турного сравнения, насколько это свойственно только сознанию российской личности. Но мы предполагаем, что это есть проявление тоталитаризма, действительно являющегося его уникальным продуктом: форма связи личность-общество как непосредственной, институционально не опосредованной, как в других обществах. Определенный тип сознания, представляющий себя или общество в качестве субъекта или объекта (четыре сочетания, давшие четыре типа), имеет свою конкретную архитектонику или «механику» функционирования в виде симптомоком-плекса ценностей, способа мышления и ... оптимизма-пессимизма. Последняя характеристика нуждается в своем более конкретном определении, раскрытии психологических механизмов повышения или понижения активности личности. Но в самом своем принципиальном выражении она является интегралом жизненной перспективы (или ее отсутствия) личности и побудителем активности, связанной с сознанием личности. Эти данные, помимо прочего, свидетельствуют о том, что в сознании — по крайней мере некоторых типов личности — еще живы тяжкие следы тоталитаризма, уничтожавшего самую сердцевину личности — ее «я», ее чувство собственного достоинства. Не случайно и проблема «я», «Я концепция» оказалась белым пятном в отечественной психологической науке, тогда как именно она наиболее интенсивно разрабатывается во всем мире. Подводя итоги дискуссии об основных понятиях, связанных 365 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|