Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52615

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В прошлом для решения проблем руководство предприятия прибегало к принуждению, то есть пользовалось методом "человеческих взаимоотношений", существенно отличающихся от исследуемых методов. Чтобы выработать действенные рекомендации, необходимо было тщательно отобрать информацию. Последовавшие затем дискуссии, вызванные различиями во взглядах на проблему труда и связанных с ней ожцданий, так и не привели к решению вопроса. На этой стадии возникли другие сложности* Ряд решений, предлагаемый руководству, не отражал изменений в методах организации и травления.
Всеобщий взгляд на проблему был такой: система не работает по-эму> что люди не выполняют правила, требуется укрепление руко-j о детва, высказывались сомнения в необходимости вовлечения людей в процесс принятия решений, считалось, что достаточно собрать их мнения о проблеме. х
326
Суть контракта "консультант - клиент"
Как контракт между сотрудниками организации, так и замену доверенного лица на консультанта необходимо пересматривать и повторно оценивать на разных этапах создания проекта. Основная особенность контракта в том, что он заключается как с рядовыми работниками, так и с руководством, клиентами могут стать как отдельные лица, так и целая компания*
Если достигнуто согласие о продолжении первой стадии переговоров, консультант Группы старается показать, что ответственность за проект в целом возлагается на предприятие, которое должно предусмотреть дополнительное время и обеспечить компетентными специалистами. Консультант использует для внедрения только минимальные ресурсы, требуемые для поддержания хода прогресса, при необходимости помогая по двум основным направлениям.
Во-первых, помощь в подборе и расстановке людей на предари ятии с целью сбора информации, планирования и внедрения измег ний. В нескольких компаниях уже существуют консультационн бюро, но они не занимаются обсуждением содержания работ. А в 1 организациях, где такая работа выполняется, создано нормалънс отношение к предложениям по работе, поступающим со сторонь руководства.
Во-вторых, исследование областей намечаемых изменений. Например, исследуются области, в которых возможны альтернативные технические решения, изучаются взгляды на текущие вопросы и проблемы различных групп предприятия. Используя шадшидуальные опросы, групповые обсуждения и письменные анкеты, консультант сосредотачивает внимание на критических ситуациях, трудностях, отвращении к труду и окружающей работу обстановке.
Эти методы позволяют получить обширный материал, который можно обсудить с рабочими группами, исследовать и проверить способы действий. Оказывается, что этот метод более эффективен, чем стандартные опросы или сравнение со средними показателями на шкале удовлетворенности трудом. В группе контролеров небольшой инженерной компании путем индивидуальных интервью выявлено четыре области изменений, заслуживающие внимания:
(a) планирование хода работ, смена уровней сложности работы, изменения в поставках материалов;
(b) модификация выпускаемой продукции в соответствии с требованиями заказчика;
(c) степень ответственности и другие проблемы руководства коллективом;
( что они убедят людей в других организациях скопировать их опыт, не оправдалась. Изменения в одной организации и в распорядке ее работы оказались неподходящими для создания модели оргпроекта для других предприятий и мало годятся для использования при разработке и модификации решений, позиций, мнений и предложений по управлению в других.
Оказывается, что все мы - психологи, социологи и те, кто внедряет коррективные мероприятия, слишком сосредоточились на эффектах от смены содержания труда, на мотивации, на производительности и удовлетворенности трудом, в то время как следовало наблюдать и описывать реальные состояния, мнения и отношения, помогая людям в организациях, ответить на возникающие у них вопросы. Необходимо разрабатывать и совершенствовать стратегии, чтобы люди могли освободать себя от принуждения, а руководители научились эффективно управлять людьми в конкретной рабочей обстановке.
Литера тура
Cherns, А.Б. (1976), Principles of socio-technical design. Human Relations, 29, 783-792.
Cooper, R. (1973). Task characteristics and intrinsic motivation. Human Relations, 26, 287-413,
Davis, L.E. (1977). Evolving alternative organizational designs: their socio-technical basis. Human Relations, 30, 261-273.
Faxen, K.O. (1979). Organizational Changes, Learning and Productivity. Stockholm: Development Council.
Hackman, J.R., Oldham, G.R. (1976). Motivation through the design of work: Test of a theory. Organizational Behaviour and Human Performance, 16, 250-279.
333
Survey Research Centre, University of Michigan (1971,1. Survey of Working Conditions, US Department of Labour,
Umstott, D.D., Bell, C.H., and Mitchell, T.R, (1976). Effects of job enrichment and task goals on satisfaction and productivity: implications for job design? Journal of Applied Psychology, 61, 379-394.
Wherry, R.G-, South, J.C. (1977). A worker motivation scale. Personnel psychology ,30, 613-636.
White, G.C., Jessup, G, (1979). Quality of Working Life: the Development of the United Kingdom Programme.. London; Work research unit.
Wilson, NAB, (1973). On the Quality of Working Life, London:HMSO.
РАЗДЕЛ V
РАЗВИТИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Фрэнк Блэклер
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ:
УРОКИ 80-х И ПЕРСПЕКТИВЫ НА 90-t ГОДЫ
В предалагемой работе дан обзор уроков последнего десятилетия, которые можно извлечь из исследований влияния информационных технологий на деятельность организаций. Проанализированы перспективные подходы, которые могли бы разрабатываться психологами, занимающимися изучением этих проблем. Дается также оценка прогнозам конца 70-х годов относительно снижения уровня квалификации труда и роста централизации управления при внедрении информационных технологий. Рассматриваются примеры эффективной организации деятельности с использованием новых информационных средств и достижения тех психологических подходов, которые получили признание в тот период. Вопреки ранним пессимистическим прогнозам, уже сейчас очевиден широкий спектр применения зовых технологий и неоднозначность их влияния на функционирование различных организаций.
Последние исследования показывают, что новые технологии не шляются беспредельно гибкими. Внимание заостряется на тех ограничениях, с которыми приходится сталкиваться при их применении на практике- Таким образом, если психологи действительно хотят оказать существенную помощь в преодолении трудностей на пути широкого распространения новых технологий, то им придется не только существенно расширить уже существующие, но и разработать новые стратегии своего участия в этом процессе.
Введение
Каждая вновь формирующаяся группа ученых или профессионалов проходит через искушение "легких побед". Ведь всегда есть соблазн направить усилия на разработку быстро осваиваемых потребителем подходов с получением немедленных и эффектных результатов. Такой стиль работы легче всего назвать "снятием сливок" t a сливки эти - суть некоторые методические приемы и их практические приложения, которые можно использовать для получения быстрой отдачи* Этот путь, безусловно, приносит пользу, но, вместе с тем, он с неизбежностью ведет только к временным и локальным достижениям. Например, Greiner (1977) показал, что изначально интерес к разработке проблем "организационного развития" стимулировался демонстрацией возможностей применения "пакетов" универсальных процедур для совершенствования процессов группового
336
взаимодействия. Однако в дальнейшем ограничения в повсеместном применении такого рода техник привели к утрате доверия ко всему названному направлению исследований. Хотя представители общественных наук, интересующиеся практическими вопросами, и могут время от времени заниматься чисто конъюнктурным "снятием сливок", важно, чтобы они не смешивали это с решением долгосрочных научных и социальных проблем.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь