Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60446

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

niversity Press, 1978).
«Этот момент имеет решающее значение, — сказал Далай-Лама. — Если такие различия существовали, это могло бы вынести за скобки генетическое объяснение. Разница, наблюдаемая даже у четырехмесячных детей, может быть следствием внешнего влияния эмоциональных реакций матери, воздействующих на плод в матке, или особенностей обращения с ребенком после его рождения.
«Правильно, — сказала Джин, которая сразу уловила суть его мысли. — Мы не знаем, являются ли эти различия генетическими».
«Есть ли у представителей психологии развития свое мнение, — спросил Далай-Лама, — по поводу того, на какой стадии у ребенка развивается когнитивное узна- , вание матери?»
Джин переадресовала вопрос Марку Гринбергу, специалисту как раз в этой области психологии. «Все зависит от модальности ощущения, — объяснил Марк. — В первые дни жизни младенцы могут отличить грудь своей матери от груди любой другой матери по запаху».
«Сразу же после рождения? переспросил Далай- Лама. — Значит, у них существует спонтанное чувство зависимости?»
«Через слуховой канал они могут узнавать голос матери сразу после рождения, — сказал Марк. — Зрительное узнавание требует немного больше времени, поскольку формирование зрительной системы идет медленнее».
Страсть Далай-Ламы к экспериментам снова взяла верх. «Мне интересно, что вы, Марк, как специалист скажете по поводу одного моего предположения. Если в один день давать новорожденному грудь его родной матери, а на следующий день — грудь другой женщины, будет ли ребенок заметно сопротивляться или демонстрировать какую-либо иную реакцию?»
«Да», — ответил Марк.
Ричард Дэвидсон рассказал об еще одном научном открытии: «Если приставить к животу матери на третьем триместре беременности громкоговоритель, то плод будет реагировать на голос матери иначе, чем на голос незнакомой женщины, — даже до рождения».
«Но все же, — заметила Джин, — пока не ясно, являются эти различия генетическими или же они вызваны различиями в условиях окружающей обстановки на ранних этапах развития».
«А если дети будут родом с Тайваня?» — спросил Далай-Лама.
«Я бы с удовольствием провела такое исследование», — с улыбкой ответила Джин.
Далай-Лама продолжил тему влияния окружающей обстановки: «Возможно, различия могут быть связаны также и с тем, что некоторых детей сразу после рождения отдают в дом ребенка или в ясли».
«Да», — согласилась Джин.
«Если родители работают, они могут оставлять младенцев в яслях, — сказал Далай-Лама, продолжая размышлять над данными, полученными Каганом в Пекине. — В коммунистических странах такое случается часто».
«Да, вы правы».
«Следовательно, мы не можем сказать, что такое воздействие является исключительно китайским или азиатским».
Джин согласилась и добавила: «Мы пока еще не смогли детально проанализировать причины, по которым эти различия можно связать с культурным влиянием. Но одна из возможных причин может заключаться в отношении к себе». Вопросы Далай-Ламы заставили Джин высказать пожелание, чтобы культурная психология как наука побыстрее двигалась вперед. Все упомянутые им факторы — обычаи, разница в качестве родительской заботы в разных культурах — вполне могли оказаться источниками различий, обнаруженных Каганом и дру
гими учеными. Но пока у науки было слишком мало данных, чтобы точно выявить такие культурные факторы.
Далай-Лама остановился на еще одном моменте: «Поскольку коммунистический Китай — это совершенно уникальное азиатское общество социалистического толка, то, возможно, он не может считаться показательным примером, представляющим все азиатские государства».
«Совершенно верно, — согласилась Джин. — Но в других азиатских обществах, которые не испытали коммунистического влияния, выявлены сходные отличия от представителей западной или евроамериканской культуры».
Джин привела дополнительные данные сравнения детей китайско-американского происхождения (родившихся в Соединенных Штатах от родителей-китайцев) с детьми евроамериканского происхождения*. Тут прослеживалась та же модель: «Младенцы китайско-американского происхождения успокаивались после искусственно вызванного возбуждения быстрее, чем младенцы евро-американского происхождения».
«К сожалению, — сказала Джин, — авторы исследования группировали детей только по их культурному происхождению и не учитывали другие специфические факторы, которые могли повлиять на эти различия».
Джин убедилась в том, что своими вопросами Далай- Лама подводил разговор к тому, чего еще не знала культурная психология, предлагая рассмотреть возможные механизмы, с помощью которых культура может оказывать влияние на людей разных возрастов. Она подвела итог и сказала, что по каким-то причинам — они пока еще не известны — «азиатские младенцы меньше возбуждаются и способны успокаиваться быстрее, чем западные. Некоторые данные позволяют предположить,
* Фридман Д,Г. Младенческий возраст человека: эволюционная точка зрения (D.G. Freedman, Human Infancy: An Evolutionary Perspective. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1974).
что эти различия сохраняются и у взрослых; так, в ходе исследования супружеских пар было установлено, что у супругов китайско-американского происхождения частота сердечного ритма во время конфликтов была ниже, чем у евроамериканцев».
Затем Джин привела данные одного из исследований рефлекса вздрагивания, во многом сходного с экспериментом, который Пол Экман и Роберт Левенсон провели с ламой Ёзером. Испытуемые американцы китайского происхождения восстанавливались после громкого, пугающего шума намного быстрее, чем американцы мексиканского происхождения*. Результаты исследования привели ученых к выводу, что чем сильнее рефлекс вздрагивания, тем интенсивнее типичная эмоциональная реакция человека. Эти данные, сказала Джин, позволяют говорить о влиянии определенной культурной среды на наши физиологические реакции, но все же пока об этом известно слишком мало.
На кого обращать внимание: на себя или на других?
Еще одно культурное отличие заключается в том, что в момент проявления эмоций выходцы из Азии, как правило, обращают внимание на других, а выходцы с Запада — на себя. «Конечно, внутри азиатской и западной групп также существуют различия, — предупредила Джин, — но общая тенденция очевидна: в процессе социального взаимодействия выходцы с Запада думают о себе, в то время как люди со взаимозависимым „Я" в ходе такого общения думают в первую очередь о другом человеке. Когда мы спрашиваем людей о том, когда они ощущают самые
* Сото Дж.А., Левенсон Р.У. и Эблинг Р. Эмоциональное выражение и опыт у американцев китайского и мексиканского происхождения: сравнение реакции вздрагивания (J.A. Soto, R.W. Levenson, and R. Ebling, «Emotional Expression in Chinese Americans and Mexican Americans: A 'Sartling' Comparison»), рукопись рецензируется.
интенсивные эмоции, то азиаты рассказывают о событиях, которые оказали на других большее воздействие, чем на них самих. С выходцами с Запада все обстоит наоборот: самые интенсивные эмоции связаны у них с событиями, которые происходили с ними самими».
Предметом исследования был выбран стыд — эмоция, которая особенно выделяется в азиатских культурах, где стыд часто вызывает негативное отношение окружающих и считается «потерей лица». Джин представила данные собственного исследования, в котором участвовали представители народности хмонг, населяющей юго-восточную часть Лаоса, и евроамериканцы. Она прочла вслух описание стыда, представленное евроамерикан- ским мужчиной: «Я согласился занять должность помощника менеджера и думал, что справлюсь с этой работой. Примерно через пять месяцев до меня вдруг дошло, что у меня ничего не получается,



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь