Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52326

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Федра — жена афинского царя Тесея, испытывавшая преступную страсть к своему пасынку Ипполиту. Древнегреческий миф о Федре различно интерпретировался в одноименных драмах Еврипида, Сенеки и Расина.
К. Эдипа — характеризуется влечением сына к матери и недоброжелательным отношением к отцу. Психоаналитики рассматривают ситуацию Эдипа («семейный роман») как неизбежную стадию сексуального развития личности, когда в периоде позднего детства ребенок переносит часть своей энергии в половое влечение к родителям. S. Freud рассматривал К.Э. как основную идею неврозов, кульминационный пункт детской сексуальности. Невроз трактуется как регрессия либидо на одну из стадий инфантильной сексуальности. Понятие К.Э. распространяется на все психические заболевания: например, проявлением его считается утверждение больного шизофренией того, что он не сын своих родителей, а его мать — его жена, его братья и сестры — его дети и т.д. К.Э., как и другие комплексы, является типичным примером пансексуалистского подхода психоаналитиков к интерпретации клиники психических расстройств. Эдип — герой древнегреческой мифологии — убил фиванского царя Лая, не зная, что это его отец, женился на своей матери Йокасте и завладел фиванским престолом.
К. Электры — якобы возникает на одной из стадий либидинозного развития девочек и характеризуется ненавистью к матери и сексуальным влечением к отцу. Электра — в древней мифологии дочь царя Агамемнона и царицы Клитемнестры. Она убедила своего брата Ореста, вернувшегося в Микены после длительного отсутствия, отомстить их матери и ее новому мужу, прежде любовнику, за то, что они совместно убили Агамемнона.
Син.: женский комплекс Эдипа.
Компульсии (лат. compello — принуждаю). 1. Навязчивые влечения, разновидность навязчивых явлений (обсессий). Характерны непреодолимые влечения, возникающие вопреки разуму, воле, чувствам. Нередко они оказываются неприемлемыми для больного, противоречат его морально-этическим свойствам. В отличие от импульсивных влечений К. не реализуются. Эти влечения осознаются больным как неправильные и тягостно им переживаются, тем более что само возникновение их в силу своей непонятности часто порождает у больного чувство страха. 2. Термин К. используется и и более широком смысле для обозначения любых навязчивостей в двигательной сфере, в том числе и навязчивых ритуалов.
Комфорт (англ. comfort). Комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. В состоянии К. отмечается отсутствие напряжения психических и физиологических функций организма. В значительной мере чувство К. зависит от состояния гомеостаза. О субъективных ощущениях, присущих состоянию К., говорят как о чувстве К.
Конвекситальный (лат. convexitas — выпуклость). Имеющий отношение к своду черепа, обращенный к нему: например, конвекситальная поверхность лобных долей.
Син.: конвекситатный.
Конверсия (лат. conversio — изменение) [Freud S., 1895]. Отщепление аффективной реакции от содержания психической травмы и направление ее по другому руслу. По A. Jakubik [1979], возможны три варианта К.: 1. К. служит средством защиты от страха, является механизмом психологической защиты; 2. При К. осуществляется преобразование «психической энергии» (либидо) в соматический синдром или симптом; 3. К. проявляется в символизации соматических синдромов или симптомов, отражая лежащий в их основе внутренний конфликт. Учитывая широкий диапазон, а также метафоричность понимания К. психоаналитиками, A. Jakubik предлагает вместо этого термина пользоваться понятием «истерические расстройства чувствительно-двигательной сферы», хотя можно думать, последний термин чрезмерно суживает понятие К.
Син.: конверсивная реакция, истерическая конверсия, конверсивная истерия, истерический невроз конверсивного типа.
Конвульсант (лат. convulsus — судорожный). Препарат, который при введении в организм вызывает судороги, в основном эпилептические (пентетразол, бемегрид, стрихнин).
Конвульсия (лат. convellere — потрясать, колотить). Клоническая судорога, захватывающая большие группы мышц, например, при эпилептическом или электросудорожном припадке.
Кондаша методика [Kondas О., 1973]. Экспериментально-психологическая методика для измерения степени субъективной неприятности различных конкретных ситуаций. Обследуемому предъявляют серию из 31 рисунка, на которых изображены разного рода ситуации и объекты, вызывающие у него отрицательную эмоциональную реакцию. По специальной шкале обследуемый определяет степень неприятности эмоций страха, которые у него возникают при их восприятии.
Син.: шкала социальной ситуационной тревоги и страха.
Кондиционализм (лат. conditionalis — условный). Получившее распространение в биологии и медицине ряда стран философское позитивистское течение, согласно которому понятие причины подменяется понятием комплекса равноценных по значению условий, стечения обстоятельств. Этим самым нивелируется значение объективных причинно-следственных отношений. Ставится под вопрос сама необходимость поиска объективных причин болезней, вместо этиологических факторов изучаются комплексы условий. В значительной мере К. приводит к отказу от признания роли этиологических, особенно эндогенных, моментов, к антинозологическим тенденциям. Понятие нозологической формы с позиций К. утрачивает свою определенность, так как в каждом случае болезнь рассматривается как результат неповторимой комбинации множества условий, факторов внешней и внутренней среды. Концепция К. близка и к так называемой полидименсиональной диагностике.
Конолли реформы [Conolly J., 1794-1839]. Введение в психиатрических больницах системы нестеснения, в частности запрет применения таких мер механического стеснения душевнобольных, как смирительные рубашки, привязывание больных к кровати.
Консилиум (лат. consilium). Совещание квалифицированных специалистов одной или разных специальностей для уточнения диагноза, назначения оптимального лечения и определения прогностических возможностей. К. учитывает данные клинического и лабораторного исследований, намечает методы необходимого дообследования. В психиатрии К. решает вопросы о правомерности принудительной госпитализации больных, помещенных в стационар как социально опасных, а также вопросы о возможности выписки их из больницы после проведенного лечения.
Констелляция (лат. con — вместе с, stella — звезда, в астрологии — взаимное расположение звезд на небосводе). Взаимодействие сосуществующих факторов, стечение обстоятельств, влияющих на характер течения представлений. Автор концепции психической К. Th. Ziehen считал, что течение представлений обусловлено степенью их ассоциативной связи с предшествующими (апперцепция) представлениями, их интенсивностью и, наконец, констелляцией. Реакция на раздражение зависит не только от силы раздражения, но и от состояния субъекта. Проявлению определенной ассоциации содействуют добавочные ассоциации. Одно и то же раздражение может вызвать различные реакции в зависимости от предшествующего или настоящего состояния организма, от К. ассоциативных тенденций. В этом существенную роль играют как недавние, так и отдаленные по времени ассоциации.
Конституционализм (лат. constitutio — установление, устройство, организация). Направление в медицине, придающее основное значение в возникновении и течении болезни факторам, обусловленным конституцией организма, ее особенностями. Болезнь рассматривается как результат неполноценности генотипа, передающейся по наследству. Оценивая значение конституционального предрасположения, К. не учитывает роли окружающей среды, биологической и социальной, в возникновении и течении болезни.
Конституциональная глупость [Ганнушкин П.Б., 1933]. Врожденная ограниченность психики, при которой интеллектуальный уровень находится на границе нормы и психической патологии. Иногда хорошо учась и обладая хорошей памятью, эти люди, «от рождения неумные», столкнувшись с жизнью, оказываются несостоятельными. Они приспосабливаются лишь в рамках привычного домашнего обихода и забот о материальном благополучии. Иногда конституционально-глупые обладают хорошим умением, легко овладевают трудовыми навыками — умеют больше, чем знают.
Понятие, близкое физиологической глупости [Bilikiewicz Т., 1960; Lemke R., 1960], салонному слабоумию [Hoche A.].
Конституциональная типология Кречмера [Kretschmer E., 1921]. Основана на корреляции между выделенными автором типами телосложения (пикнический, лептосомный, атлетический и диспластический) и психологической конституцией (шизоидной и циклоидной). Разница между шизотимными и циклотимными вариантами в норме, шизоидной и циклоидной формами психопатий и шизофренией и циркулярным психозом определялась E. Kretschmer при помощи количественных критериев. В дальнейшем двучленная систематика психопатий, по E. Kretschmer, была дополнена выделением эпилептоидной психопатии, глишроидии [Minkowska F., 1923, 1925].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь