|
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172831
Автор: Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Название: Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Некоторые остаются одни из-за повышенных требований к тем или иным качествам жены (мужа), другие слишком застенчивы, неконтактны, третьи отличаются неуживчивым характером, у четвертых преградой на пути к браку стоят симбиотические отношения с эгоистичной матерью...
Социологи связывают возросшее в последние десятилетия количество женщин, предпочитающих не создавать семью, с повышением их материальной независимости. Но это лишь способствующий данному явлению фактор, первопричина же заключается в субъективных и объективных трудностях нахождения спутника жизни. Распространено мнение, что при приближении к верхней границе молодости лучше создать семью неудачно, чем не создавать совсем. Сторонники этого не лишенного логики взгляда полагают, что, приобретя даже неудачный опыт семейной жизни, человек как бы продлевает сензитивный период к созданию семьи за границы молодости, становится способным к браку и в период зрелости. Конечно, такое простое решение подходит далеко не каждому: неудачный брак и при отсутствии детей может иметь непредсказуемые тяжелые последствия. Что касается линий онтогенеза, отвечающих духовно-нравственной и сущностной направленности личности, то здесь нередко семья не создается вследствие именно несостоявшейся встречи с духовно близким, созвучным себе человеком. Иногда причиной является безнадежная неразделенная любовь (влюбленность), что обычно характерно для лиц с достаточно выраженной застревающей тенденцией характера. Ярким примером неудавшейся любви, оказавшей сильное влияние на большую часть последующей жизни, была первая любовь М.М. Пришвина — к В.П. Измалковой. В 1905 г., в возрасте 32 лет, он пишет в дневнике: «Что было бы, если бы я сошелся с той женщиной. Непременное несчастье: разрыв, ряд глупостей. Но если бы (то было бы чудо) мы устроились ...да нет, мы бы не устроились. Я люблю тень той женщины... Я по привычке всегда ищу ее глазами в петербургской толпе, но никогда не нахожу... Через год после нашей встречи в Париже я сошелся с крестьянкой, она убежала от мужа с годовалым ребенком... Я научил ее читать, немного писать, устроил в профессиональной школе, так как не ручался за себя. Она выучилась, но продолжала жить со мной, у нас был ребенок и умер. Теперь скоро будет другой... Я привык к этой женщине... Но, кажется, я никогда не отделаюсь от двойственного чувства к ней: мне кажется, что все это не то, и одной частью своей души не признаю ее тем, что мне нужно...» Вот еще несколько дневниковых записей писателя разных лет, касающихся В.П. Измалковой: 1907 г. «Она мне сказала тогда: я люблю не ее. А между тем я не оставляю ее до сих пор. Не помню ее земного лица, но что-то люблю... Замечательно то, что все образованные развитые женщины мне почему-то неприятны... Чем выше духовный мир женщины, тем сильнее это отталкивание во мне... ... Я хотел найти в ней то высшее, себя, в чем бы я мог возвратиться к себе первоначальному. В этом и было мое безумие... Она сама мне говорила об этом; поймите, что в действительности я одна, а та другая есть случайность. Это то лучшее, что останется с вами всегда... И вот это лучшее действительно со мной. Это то, что помогает мне писать, что вдохновляет меня... Но она и бич мой. Отдаваясь ему все более и более, я теряю вкус к тому, что казалось тайной во Фросе... Одно я питаю за счет другого. Вот так и произошло разделение». 1914 г. «1 января... Близко-близко я подступал к счастью, и вот, кажется, только бы рукой взять его, да тут-то как раз вместо счастья — нож в то самое место, где счастье живет. Прошло сколько-то времени, и привык я к этому своему больному месту: не то чтоб помирился, а так иначе стал все понимать на свете...» 1935 г. «28 августа. Снилось мне, что я будто бы и с Ефросиньей Павловной и Петей сняли комнату внутри квартиры, где живет и она. И мне очень хорошо... Она живет как бы невидимо и мне предстоит встреча, только встреча и больше ничего, потому что вся жизнь отдана этой встрече. Давно я не видал таких снов — откликов моей личности на встречу с ней почти 40 лет тому назад: ведь сорок лет из года в год непременно снилось». Вторая главная сторона жизни— профессиональная деятельность — у людей с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности, как отмечалось выше, практически всегда сопряжена с интересом к выбранному делу. Несмотря на то что она по объективным причинам может быть не связана с собственно призванием, предназначением человека, которое далеко не всегда открывается ему, широта круга интересов и общая направленность на духовно-нравственные ценности обычно определяют круг возможных профессий именно с точки зрения интереса к ним. Профессиональная деятельность при рассматриваемых линиях онтогенеза зачастую является самой главной, определяющей стороной жизни. В одних случаях это связано с доминированием в иерархии ценностей соответствующего мотива, как это было, например, у Пушкина, Есенина и Л. Толстого, в других во многом может стать следствием нереализованности мотива обретения спутника жизни, что проявилось у М.М. Пришвина. Дружеские связи в своем истинном, сущностном проявлении характерны именно при духовно-нравственной и сущностной направленности личности. Есть немало примеров такой истинной дружбы, возникшей в юности или молодости и продолжавшейся всю жизнь. Из известных личностей назовем Гете и Шиллера, Пушкина и Пущина, Герцена и Огарева, Маркса и Энгельса, Фета и Полонского. Этот ряд, конечно же, может быть продолжен, для нас же важно отметить, что эти и многие другие примеры дружбы известных людей показывают главные особенности дружбы как непреходящей сущностной связи с миром. В дружбе определяющим является именно созвучие двух людей, сущностность их отношений. Все остальное — регулярность или редкость общения, степень исповедальности, открытости и т.д. не имеет решающего значения. Это уже частные особенности, они зависят от индивидуальных характеристик и внешних обстоятельств. Специфика дружбы, ее характерность для духовно-нравственной и сущностной направленности личности определяются также тем, что она возникает на основе той или иной значимой для обоих участников дружбы деятельности, сущностной стороны их жизни. Это или общее призвание (Гете и Шиллер, Фет и Полонский), или общественно-политическая деятельность (Герцен и Огарев, Маркс и Энгельс), или какая-либо другая значимая сторона жизни, например, оставшиеся навсегда дорогой частью души связанные с дружбой годы отрочества и юности, как у Пушкина и Пущина. Дружба, являясь для ее участников сущностной связью с миром, в то же время не возникает на пустом месте, поскольку необходимое для нее созвучие есть созвучие именно в той или иной сущностной стороне жизни. § 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. В чем же причина возникающей неудовлетворенности своей жизнью? По мнению И.С. Кона, «никто не может реализовать себя полностью», и свойственный сложившемуся взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереализованность. А.В. Толстых, развивая мысль И.С. Кона, отмечает, что у человека «на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение... Оглядываясь на пройденный путь, на свои достижения и провалы, он видит, как при уже сложившейся и внешне благополучной жизнь несовершенна его личность. Как мало сделано, хотя пройден уже изрядный отрезок жизненного пути, как много времени и сил потрачено «напрасно», насколько мало он реализовал свои способности и возможности... Происходи переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности». Согласно А.В. Толстых, «при этом человек видит, что «отпущенные ему возможности», их реальное поле посте пенно суживается — он уже не может «сделать все», неволен повернуть развитие своей личности в произвольном направлении. Его «сковывают» семья, профессия, привычный образ жизни... Найдя себя во взрослой жизни, утвердившись в ней как муж, отец, профессионал, общественный деятель, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей — найти себя в новых обстоятельства жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями которые он увидел только теперь». Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходи «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Только в этом случае развитие могут «сковывать» семья, профессия, привычный образ жизни, может (хотя и не обязательно) сузиться реальное поле «отпущенных человеку возможностей». Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненном пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека и его личностному развитию. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса 30 лет (границы которого иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. В то же время проблема смысла жизни возникает не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую он; появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной неразвитости — даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости. Проблеме смысла жизни в ее широком проявлении посвящены исследования В. Франкла. Он пишет: «Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, — поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|