|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46665
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В одном исследовании людей просили рассказать, насколько они удовлетворены деталями своего тела (волосами, телосложением, носом, зубами и т. д.), своими интеллектуальными и художественными способностями и своими моральными качествами. Позже те же люди выполняли тесты на «социальную безопасность», измерявшие нормальный для них уровень уверенности в себе. Корреляция между чувством неполноценности и общей неуверенностью была около 0.530.
28 McKee J Р, Shernffs А С The differential evaluation of males and females // Journal of Personality 1957 Vol 25 P 356-371 29 AdlerA Organmmderwertigkeit und lhre psychische Kompensationen // Nervous and Mental Diseases Monographs Series 1912, transl 1917 № 24, см также The individual psychology of Alfred Adler/Ed byH L Ansbacher, R R Ansbacher N Y Basic Books, 1956 30 Jourard S M, Secord P F Body-cathexis and personality //British Journal of Psychology 1955 Vol 46 P 130-138 Мужчины Женщины 243 120 Тип чувства неполноценности Процент отметивших устойчивое чувство неполноценности Физическое 39 50 Социальное 52 57 Интеллектуальное 29 61 Моральное 16 15 Никакого 12 10 258 Структура и развитие личности Другие исследования показывают, что после неудачи некоторые члены группы остаются оптимистичными и уверенными в себе, а другие приобретают унылый и пессимистичный взгляд на свои способности31. Довольно интересно, что первые склонны верить, что средний гражданин может значительно (или по меньшей мере «хоть как-то») повлиять на важные правительственные решения через голосование, письма и т. д., тогда как вторые (испытывающие чувство неполноценности и небезопасности) думают, что средний гражданин совсем не влияет (или очень слабо влияет) на ход событий при демократии32. Эти примеры иллюстрируют то, что имеется в виду под обобщенной чертой личности (см. главы 14, 15). Чувство неполноценности может пронизывать отношение человека к жизни в целом. Компенсация. Что можно делать с чувством неполноценности (кроме того, что страдать от него)? Человек не может избежать его надолго, так как оно коренится в проприуме. Требуется некоторая непрерывная форма борьбы, которую Адлер назвал компенсацией. Можно различить несколько типов компенсации. Прямое действие (компенсация по своей природе) происходит, когда страдающий упорно атакует источник актуальной неполноценности и устраняет его. Когда природная слабость не только устраняется, но превращается в источник силы, мы говорим о гиперкомпенсации. Легенда гласит, что Демосфен так упорно работал над преодолением своего заикания, что стал не просто нормально говорящим человеком, а великим оратором. Теодор Рузвельт, тяжело болевший в детстве, работал над своим физическим развитием и закончил гиперкомпенсацией. Он стал охотником на львов (а не просто на куропаток) и объездчиком лошадей (а не просто катающимся верхом джентльменом). Удачливый, сделавший себя сам человек в Америке мог начать в качестве иммигранта, страдающего от чувства социальной неполноценности. Тяжелым трудом он компенсировал и, быть может, гиперкомпенсировал свой недостаток. Мы говорим о замещающей компенсации, когда человек не может устранить свой недостаток, но развивает другие пути получения удовлетворения. Горбун не может скорректировать свой дефект, но может стать «серым кардиналом». Не отличающаяся красотой девушка может развить компенсаторный шарм и остроумие, а неспортивный юноша может отличаться в учебе. Защитные механизмы — компенсации, предназначенные для обмана других. Подросток может прятать свою неуверенность за преувеличенно сильным рукопожатием. Громкие угрозы задиры могут скрывать внутреннюю слабость. Бороды, ботинки на толстой подошве, обворожительные манеры могут маскировать чувства физической или социальной неполноценности. Рационализация — это форма компенсации, которая помогает обманывать не столько других, сколько самого себя. Бледный неспортивный парень говорит: «Меня тошнит от рассказов о полнокровных атлетах. Знаете, их кровь никогда не течет через мозги». Такие рационализации типа «кислый виноград» столь же обычны, как и рационализации типа «сладкий лимон». Один человек со страшно некрасивым лицом утешал себя мыслью, что благодаря ему он не похож на других «подобно Савонароле или Данте». Рационализации помогают средства массовой информации. Люди с чувством интеллектуальной или социальной неполноценности могут находить комфорт в чтении или просмотре фильмов о пороках высшего общества, грубости студентов колледжа, глупости «яйцеголовых» и превосходстве простых добродетелей и простого человека. 31 Nuttin J Tache, reussite et echec Louvam Editions imiversitaires, 1953 32 Douvan E, Walker W M The sense of effectiveness m public affairs // Psychological Monographs 1956 Vol 70 №429 Развитие чувства Я 259 Аутистическое мышление — компенсация в воображении. Мы можем добиваться успеха в своих грезах наяву. Один подросток, преследуемый жестокими одноклассниками, каждый день убегал в свою комнату, чтобы играть в две любимые игры. В одной он был директором школы и приговаривал жестоких мальчишек к порке. В другой он был миллионером и выписывал крупные чеки для своих любимцев и принимал важных гостей. Когда аутистическая компенсация заходит далеко, мы обнаруживаем сильно интровертированную личность (может быть, даже «шизоидную» — стоящую на грани аномальной шизофрении, при которой индивидуум почти полностью погружен в паутину собственных фантазий). Мало кто свободен от одной или нескольких описанных нами форм компенсации. Но если процесс не становится привычным и закоренелым, мы не можем говорить о компенсации как черте личности. Совесть Совесть (как и чувство неполноценности) представляет собой паттерн нескольких собственных состояний, в частности самоуважения, образа Я и проприативного стремления. «Хорошая» совесть не имеет резкой конфигурации. Когда наша совесть «спокойна» или «отдыхает», мы продолжаем функционировать нормальным образом, наслаждаясь физической и моральной гармонией33. «Больная» или «возмущенная» совесть гложет нас и говорит, что мы как-то нарушили предпочитаемый нами стиль существования. Мы должны либо успокоить ее путем рационализации, либо принять покаяние и исправиться. Часто совесть объединяется с религиозными чувствами, но не всегда (у нерелигиозных людей тоже может быть чувствительная совесть). На самом деле, мы можем смело сказать, что совесть — норма для каждого человеческого существа (за исключением некоторых «психопатических личностей»). Она является индикатором (чем-то вроде термометра), который говорит нам, что какая-то наша активность разрушает или разрушила важный аспект нашего образа Я. В психологии совести есть две центральные проблемы: первая касается ее развития, вторая — ее взрослой структуры. В широком смысле, мы можем рассматривать совесть, возникающую в детстве, как совесть долженствования, а зрелую, взрослую форму — как совесть обязательства. Фромм называет первую «авторитарной совестью», а вторую — «гуманистической совестью»34. Без сомнения, совесть долженствования (единственная форма, которая есть у ребенка) развивается из родительских ограничений и запретов. Уже в восемнадцать месяцев ребенок испытывает страх и фрустрацию, когда слышит родительское «Нет!». Сахарница — это «Нет!», телевизор — «Нет!», грязь — «Нет! Нет!». Эти слова часто сопровождаются какой-то формой наказания. По мере овладения языком ребенок учится слову «должен». Он должен умываться и не должен один переходить улицу. Эти слова — сигналы родительской власти: они предвещают последующее поощрение или наказание. Конечно, ребенок не знает, почему он должен или не должен. (На самом деле, причины «должен» и «не должен» очень комплексны. В одних случаях «должен» означает: «Ты обожжешься, если подойдешь слишком близко к плите», то есть тебя накажет природа; в других случаях: «Я, твой родитель, накажу тебя, потому что ты 33 Jenkins С I The significance of conscience // Ethics 1955 Vol 65 P 261—270 34FrommE Man for himself N Y Holt, Rmehart and Winston, 1947 260 Структура и развитие личности меня раздражаешь»; иногда: «Люди в обществе накажут тебя за такое поведение»; и, наконец, санкции за должен могут приписываться Богу, который «накажет тебя, если ты украдешь или не будешь слушаться родителей».) Далее ребенок — с большими трудностями — учится послушанию. Конечно, он должен слушаться, когда родители стоят над ним, но постепенно он «интериоризу-ет» внешний голос власти и ведет себя послушно (довольно хорошо), даже когда он один. Однако запретная банка с вареньем еще долго соблазняет его, если рядом нет контролирующей матери. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|