|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122077
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Кроме того, много значат условия воспитания. Так, у одаренного юноши с затрудненным самовыражением могут быть обнаружены черты тревожности и невротизма, которые отсутствуют у того, кому семья и школа помогли раскрыть и реализовать свои способности.
Следует обратить внимание на факт того, что, как свидетельствуют многие психологические исследования, творческие достижения статистически не связаны с учебной успеваемостью в школе (Хогэн Р., 1980). Например, многие известные люди в школьные и студенческие годы отличались низкой успеваемостью и считались неспособными или посредственными. К их числу относятся Дарвин, Гегель, Вагнер, Верди, Шиллер, Свифт, Шеридан, Гейне, Пристли и др. Данное явление, вероятно, обусловлено тем, что, поскольку школьная программа строго регламентирована, детское и юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса. Поэтому одно из высших умений учителя состоит в том, чтобы своевременно распознать сферу творческой индивидуальности юношей и девушек и стимулировать ее развитие в желательном направлении. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Еще одной особенностью развития когнитивной сферы ребенка в юношеском возрасте является то, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении определенных умений и изменении отдельных свойств своего интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова, это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». Многие исследователи (Коган Н., 1973) считают, что в познавательных процессах индивидуальный стиль деятельности выступает как стиль мышления, то есть устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации. Стиль мышления старшеклассника или юноши в значительной степени определяется типом его нервной системы. Например, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания. Однако было бы несправедливо сводить стиль интеллектуальной деятельности подростка только к особенностям его нервной системы, посколь- ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 331 Тип нервной системы — совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животного. Инертный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся медленным протеканием нервных процессов. Данный тип нервной системы свойствен людям с флегматическим темпераментом. Подвижный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся высокой подвижностью протекания нервных процессов. ку недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Так, лица с инертными нервными процессами компенсируют свое «запоздание», несвоевременность реакций более тщательным планированием и контролем своей деятельности. Все это еще раз свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к каждому подростку в процессе обучения, стимулируя таким образом самостоятельность и творчество ребят в коллективе. Тем более что развитие самостоятельности мышления юношей способствует интеллектуальному развитию их личности в целом. Исследования Американские психологи Карен Миллер, Мелвин Кон и Карми Скулер (1985, 1986) провели большое лонгитюдное исследование, в котором анализировали влияние труда на личность человека. Наряду со взрослыми в эксперименте участвовало около 200 юношей. В результате было установлено, что более сложная и более самостоятельная учебная работа в большей степени способствует формированию у подростков более гибкого, творческого стиля мышления, а также формирует у них потребность в самостоятельности, уменьшая вероятность эмоциональных расстройств. В то же время стремление учителей старших классов школ равняться на середняка (троечника), без предоставления свободы самостоятельного развития «сильным», без учета дифференциации способностей и интересов подростков тормозят умственное развитие старшеклассников, снижают их учебную активность и порождают атмосферу скуки и безответственности. В данном случае может возникать противоречивая ситуация, когда старшеклассники перегружены учебной работой и в то же время интеллектуально недогружены. Поэтому учет индивидуальных особенностей лиц, достигших юношеского возраста, формирование у них способности самостоятельного мышления в процессе учебной деятельности является важнейшим условием их интеллектуального развития. ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Следует отметить, что одним из важнейших аспектов целенаправленного процесса развития когнитивной сферы подростков и юношей является психодиагностика их способностей. Своевременное и качественное проведение психодиагностических мероприятий позволяет не только оценить уровень интеллектуального развития подростков и юношей, но и своевременно внести коррективы в образовательный процесс. Какими особенностями обладают методы психодиагностики психических познавательных процессов в данном возрасте? 332 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет) бежать кричать фипьм опера ель стол стоять а. молчать экран а.театр дуб а.мебель 1 б. шептать 11 б.артист 21 б.шкаф в.шуметь в.пение в.гарнитур г.звать г.сцена г. ваза Д-- д- Д-- паровоз конь рожь яблоня сод жизнь вагоны а. конюх поле а. сажать весна а. радость 2 б.лошадь 12 б.яблоки 22 б.учеба в.ехать в.урожай в.юность г.конюшня г.сад г.любовь Д-- Д.- Д-- ieaip библиотека сора дерево глава квартира зритель а.полки пещера а. корень роман а. кухня 3 б.книги 13 б.дупло 23 б.комната в.читатель в.крона в.дверь г.букинист г.ствол Г.ДОМ д- Д-- д- жапезо дерево ДОМ пестница голод 1РУД кузнец а. доски этажи а.перила тощий а.добрый 4 б.пила 14 б.лифт 24 б.пища в.лесник в.подъем в.усталый г.столяр г.ступени г. работа д- Д-- д- пароход поеад МИЕДО СЛОВР среда воскресенье пристань а.депо цифры а.фраза пятница а.четверг 5 б. вокзал 15 б.буквы 25 б.суббота в.рельсы в.читатель в.вторник г.шпалы г. рассказ г.понедельник Д-- Д-- Д-- машина яхта болезнь поломка день зима мотор а.мачта лечение а.мастер ночь а. мороз 6 б.киль 16 б.ремонт 26 б.январь в.корма в.деталь в.снег г.парус г.смазка г.лето Д.- Д-- д- носа шааа прохлада голубой шар куб КОСТЫЛЬ а.зрение мороз а вечер круг а.тело 7 б.очки 17 б.небо 27 б.фигура в.слезы в.теплый в.конус г.веки г.синий г. квадрат д- д- д- иша бритва ерах рынок пожар apaci острие а.сталь недруг а.площадь поджог а.суд 8 б.металл 18 б.торговец 28 б. кража в.лезвие в.базар в.камера г. резать г.магазин г.юрист Д.- д.- Д-- музыка пение малина физика коза хлеб оркестр а.хор ягода а.ученик животное а.обед 9 б.солист 19 б.вакуум 29 б.пища в.сцена в.колба в.батон г. певец г.закон г.тарелка д. - Д.- Д-- коровы ноши растение утка лицо гвлос стадо а. лес семя а. мясо зеркало а.микрофон 10 б.охота 20 б.перо 30 б.диктор в.нора в.лететь в.запись г. шерсть г.яйцо г.эхо Д-- Д-- д.- Бланки к методикам психологического обследования. Стимульный бланк к методике 1 «Аналогии» ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 333 А Б В Г Д 9 5 11 23 20 21 12 7 1 20 22 25 7 21 11 14 18 7 24 21 5 14 12 23 2 14 25 17 1 6 6 15 17 3 18 6 2 10 3 23 22 1 10 9 6 16 25 7 24 13 3 21 7 19 13 19 4 8 25 13 17 12 16 5 18 16 5 8 20 11 11 3 20 4 18 18 12 24 16 4 24 2 22 10 5 1 15 20 9 24 23 2 25 3 15 8 10 19 22 1 8 15 2 10 22 9 14 11 23 16 19 13 4 14 8 19 13 17 12 4 21 15 9 17 6 Методика исследования распределения и устойчивости внимания. 25-значные одноцветные цифровые таблицы Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|