|
Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 42436
Автор: Айламазьян А.М.
Название: Метод наблюдения и беседы в психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Этика
Введение в теорию психокоррекционных групп не может быть полным без рассмотрения вопроса этики. На руководителя возлагается главная и основная ответственность за происходящее в группе. Принимая эту ответственность, руководители не могут полагаться на одну интуицию; в основе групповой практики лежит и подготовка и опыт. Минимальные требования к руководителю могут быть суммированы в двух видах явлений; по обучению и подготовке и по внутри-групповой этике. Обучение и подготовка Подготовка компетентных руководителей групп обычно включает четыре стадии обучения: 1) обучение теории и мастерству; 2) практика (тренировка) под контролем в качестве руководителя группы; 3) наблюдение за профессиональными руководителями групп и 4) личное участие в групповом процессе. Академическое обучение ведется в направлении от общего к частному. Базовое обучение в области наук о поведении должно включать курсы по психологии развития, теории 346 личности, психопатологии и, возможно, социальной психологии. Такие курсы раскрывают перед кандидатами на роль руководителей широкий спектр возможных форм индивидуального поведения в определенных ситуациях, помогают формированию теоретической базы, развивают представления об установках и человеческой природе. Теория и практика индивидуальных, групповых консультаций и терапии позволяют будущему руководителю осмыслить определенные стратегии и интегрировать теорию и применяемые методики в поисках индивидуального стиля. В идеале дидактический инструктаж и тренировки под контролем должны происходить одновременно и давать возможность соединять теорию с практикой. Во многих руководствах по обучению и подготовке предлагается на начальном этапе проводить наблюдения поведения опытного руководителя. Практическая подготовка будущего руководителя обычно начинается совместно с более опытным соруководителем, что позволяет кандидату на роль руководителя самому почувствовать ответственность за руководство, дает ему образец для подражания и источник поддержки. Тренировка под контролем должна сопровождаться обсуждением с руководителями-неофитами хода проведения занятия, что обеспечивает конкретную обратную связь и способствует более глубокому осознанию группового процесса. Как только будущие руководители прочно усвоят основы дидактической и практической подготовки, их переводят в полевые условия, где несколько руководителей-профессионалов могут осуществлять наблюдение за их поведением, оценивать личные качества, компетентность и технические навыки. Все руководства по обучению и подготовке подчеркивают необходимость для руководителя приобрести личный опыт члена группы* Замечательным средством обучения для руководителей групп является группа тренинга, в которой участники имеют возможность оценить собственные умения и наблюдать за особенностями стилей руководства других. Руководители в такой группе могут назначаться по очереди, группу может также вести опытный специалист, дающий обратную связь и организующий дискуссии после занятий. Участники обретают понимание не только того, как себя чувствуют руководители, но и того, как себя чувствуют участники, переживающие трудности самораскрытия. Хотя целью тренинга является обучение* многие методики предлагают включение и в личностно 347 ориентированную терапию, В процессе подготовки большинство потенциальных руководителей осуществляет интенсивное изучение самих себя как в индивидуальной, так и в групповой терапии> для того чтобы лучше узнать свои сильные и слабые стороны, понять убеждения и установки, мотивы и потребности. Обычно конечным этапом процесса подготовки является выдача свидетельства профессиональной организацией или принятие в члены какой-либо организации, например института или агентства, которые могут подтвердить статус специалиста. Свидетельство о прохождении программы подготовки не является гарантией этичного и компетентного руководства, но отсутствие такого свидетельства нежелательно, так как может показаться подозрительным. Предполагается, что специалист будет руководствоваться стандартами и правилами этичного поведения той организации, в члены которой его приняли. Предполагается также, что руководители групп будут развивать, совершенствовать свои знания и умения, посещая учебные семинары и курсы повышения квалификации, и стараться применять результаты исследований эффективности различных групповых процедур в своей практике. ВНУТРИГРУППОВАЯ ЭТИКА Кроме указаний по обучению и подготовке компетентности руководителей групп, существуют еще специфические этические вопросы, относящиеся к опыту группового поведения. Наиболее общими из этих вопросов являются: согласие на участие в групповом процессе на основе полной информации, свобода выбора(! установление мер предосторожности от психологических и физических травм, В последние годы психокоррекционные группы стали настолько популярны, что образуются очереди людей, желающих в них участвовать, а число недостаточно подготовленных руководителей быстро растет. Поэтому особенно важно, чтобы участники понимали природу и смысл своих возможных переживаний. Информация о целях, методах, стоимости, продолжительности и принципах работы группы должна быть как можно более полной. Поскольку у будущих участников еще нет ясного представления о целях, задачах и условиях работы психокоррекционных групп, обещания быстрого успеха и кардинальных жизненных изменений вызовут подозрения. Про- 348 фессиональные руководители групп должны ограничиваться скромной рекламой и открыто описывать границы своей компетентности и опыта. Второй вопрос внутригрупповой этики поведения касается свободы выбора с начала и до конца группового процесса. Каждый член группы имеет право не участвовать в тех или иных действиях. Руководители могут поощрять участие, но при этом должны защищать права участников, не позволяя себе и группе оказывать на них чрезмерное давление. Можно, конечно, предположить, что участники захотят расширить границы своей личности, если их поощрять к действиям, которые способны вызывать временные острые переживания, например чувство тревоги, но то, что руководитель пропагандирует то или иное средство или способ стимуляции чувств, а члены группы соглашаются на это, еще не служит само по себе оправданием их использования. Считаются неприемлемыми и неэтичными такие виды поведения в группе, как физическое нападение, использование наркотиков. Даже в группах, где участие не является добровольным (например, происходит по требованию учреждения), руководитель должен оказывать поддержку участникам в случае их желания не участвовать в одних действиях и давать им ту же возможность выбора участия в других действиях, как и членам любой другой группы. Исключение составляет вопрос о выходе из группы. Третий вопрос внутри групповой этики поведения касается установления мер предосторожности для предотвращения психологических или физических травм. Одной из таких мер являются адекватные методы отбора и исключение из участия в групповом процессе тех членов группы, кто будет неспособен извлечь пользу из опыта или кому приобретенный опыт может повредить. Руководитель старается сделать так, чтобы будущие члены и группа взаимно подходили друг другу. Другим аспектом предохранительных мер является соблюдение руководителем группы норм конфиденциальности, поскольку руководитель обязан защищать личное благополучие участников, Чтобы пояснить это положение, можно привести такую историю. После многих лет службы уходил в отставку священник одного прихода. В его честь был организован банкет. Так как гость, который должен был выступить с речью, запаздывал, первым произнес речь священник. Позднее, когда прибыл 349 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|