Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60443

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Джин спросила Далай-Ламу: «Как вы думаете, что было самым серьезным поводом для разногласий у этих пар? Он был одинаковым как для евроамериканцев, так и для выходцев из Китая».
Он надолго задумался, прежде чем ответил: «Вопрос брака? Без официального брака они могли выбрать свободу, расстаться. Это типично западное отношение. У азиатских пар могут быть совсем другие причины — проблема могла заключаться в необходимости получить родительское благословение или хотя бы согласие».
Я спросил Джин, неужели американцам азиатского происхождения требуется разрешение родителей на брак, и она сказала: «Да, некоторым требуется», хотя, на ее взгляд, таких пар было не очень много.
«Формальное родительское благословение имеет очень большое значение в Азии, — пояснил Далай-Лама, — независимо от того, как на самом деле родители относятся к браку детей. Даже на Западе, если отношения между отцом и дочерью хорошие, то дочь всегда примет во внимание чувства отца».
Он расхохотался над своим последним замечанием и пристально взглянул на Пола. Накануне Пол и его дочь Ив имели с Далай-Ламой приватную беседу: Ив спросила Его Святейшество, как избежать деструктивных эмоций в романтической любви. Он дал ей неожиданный совет: представить себе негативные аспекты предмета вашего влечения и низвести их с пьедестала идеализации, чтобы сделать его образ более человечным, а свои ожидания — более реалистичными. Кроме того, он сказал, что любовь не должна ограничиваться простым влечением и обязательно должна основываться на взаимном уважении и дружбе.
Этот совет, похоже, полностью совпал с открытиями Джин. Возвращаясь к теме дискуссии, она сказала: «Что интересно, Ваше Святейшество, самый серьезный повод для разногласий как у евроамериканских, так и у американских пар китайского происхождения был одинаковым: главной причиной конфликтов была ревность. Людей беспокоило то, что один из партнеров проводит слишком много времени с другим человеком».
Далай-Лама попробовал подойти к теме страстей с точки зрения осмысленной логики. «Если человеческие существа на самом деле обладают здравым смыслом и если они способны задействовать свой интеллект, то в современном светском обществе, обществе сексуальной свободы, должно быть меньше поводов для ревности».
«Да, — ответила Джин, — но мы далеко не всегда ведем себя как разумные существа».
«И поэтому романтические отношения в студенческой среде не являются разумными, не так ли?» — сделал вывод Алан. Далай-Лама засмеялся.
«Вообще все романтические отношения», — язвительно заметил Пол.
Это замечание побудило Далай-Ламу поднять более серьезный вопрос, связанный с буддийской точкой зрения на эту проблему: «В том, что ревность, — это загрязняющая эмоция, сомнений нет, правильно? А романтическая любовь?»
После довольно длительной дискуссии на тибетском языке Алан объяснил, что перевести точное значение понятия «романтическая любовь» на этот язык очень трудно. В понимании Далай-Ламы романтическая любовь означала «не простое влечение, а более сложное сочетание влечения, заботы и привязанности». Такое объяснение предложил Тхуптен Джинпа, который, несмотря на его монашеское прошлое, теперь был женат и имел двух детей.
Кстати, как подметил Алан, на этих встречах с учеными два бывших монаха — он и Джинпа — иногда предлагали собственные объяснения подобных вопросов — в противовес мнению пожизненного монаха Далай- Ламы. Поначалу Далай-Лама решил, что «романтическая любовь» — это то же самое, что половое влечение, и поэтому с буддийской точки зрения — должна входить в категорию ментальных загрязнений. Но Алан выдвинул возражение, указав на возможность существования загрязненного сострадания; на его взгляд, речь шла о гибридных эмоциях, один из элементов которых можно было считать неблагоприятным, а другой — нет. К этому Джинпа добавил, что в число незагрязненных аспектов романтической любви входят чувства близости, эмпатии, товарищества и другие атрибуты теплых и длительных отношений.
Далай-Лама подвел итог: «Романтическая любовь — сложное чувство, поскольку включает не только половое влечение, но и человеческий фактор. Например, люди не испытывают романтической любви к неодушевленным предметам. Поэтому романтическая любовь, кроме полового влечения, обычно включает такие элементы, как милосердие и сострадание. При таком подходе романтическую любовь нельзя считать простым ментальным загрязнением, поскольку она слишком многогранна: некоторые из ее элементов являются загрязняющими, а другие — благоприятными.
Но с буддийской точки зрения, даже если такая любовь и не является загрязняющей эмоцией, она все равно остается загрязненным состоянием, поскольку основана на сильном влечении. И это влечение окрашивает любовь, а вместе с ней ощущение интимности и близости к объекту вашего влечения. Вопрос в том, могут ли существовать приемлемые формы такого влечения; на этот вопрос можно ответить „да" даже с буддий
ской точки зрения — даже влечение может оказаться очень полезным в силу полезности связанных с ним элементов милосердия и сострадания!»
Затем Джин проанализировала реакции, которые демонстрировали романтические пары во время конфликтов. Она оценила негативные реакции, такие как гнев, воинственность и агрессивность, а также позитивные, такие как привязанность, счастье и уважение к партнеру. «Мы не обнаружили никаких культурных различий в количестве негативных эмоциональных реакций, зато в количестве позитивных такие различия были налицо. Ев- роамериканцы ощущали во время конфликтов больше позитивных эмоций, чем американцы китайского происхождения, и этот факт подтверждает вывод о том, что в западных культурах конфликты считаются более желательными, чем в азиатских»*.
Спокойствие азиатских младенцев
«Другой путь, связывающий отношение к собственному „Я" и эмоции, основан на физиологическом компоненте — реакциях нашего организма. Евроамериканцы с независимым „Я" больше ценят состояния сильного возбуждения, поскольку им важно находиться в позитивном состоянии. Поэтому в момент переживания эмоций они демонстрируют более сильное физиологическое возбуждение, а в период восстановления медленнее возвращаются к нормальному состоянию слабого возбуждения.
В отличие от них люди с взаимозависимым „Я" больше ценят состояния слабого возбуждения. Люди с неза-
* Цай Дж.Л., Левенсон Р.У., Маккой К. Эмоции двух культур: супружеские пары американцев китайского и европейского происхождения в конфликте (J.L. Tsai, R.W. Levenson, and К. MacCoy, «Bicultural Emotions: Chinese American and European American Couples During Conflict»), рукопись рецензируется.
висимым „Я" фокусируют внимание на себе и хотят испытывать позитивные ощущения, но наше собственное сильное возбуждение может негативно влиять на других людей. Поэтому люди со взаимозависимым „Я" стараются выказывать меньше возбуждения в момент переживания эмоций и могут быстрее возвращаться в состояние пониженного возбуждения, чтобы не вызывать негативных ощущений у окружающих. Другими словами, люди со взаимозависимым „Я" стремятся к тому, чтобы их собственное эмоциональное состояние оказывало минимальное воздействие на эмоциональное состояние других людей».
Затем Джин обратилась к доказательствам Джерома Кагана, специалиста в области психологии развития из Гарварда, который в ходе своего исследования сравнивал физиологические реакции четырехмесячных младенцев из Пекина и евроамериканских младенцев*. «Исследователи показывали младенцам движущиеся предметы, а затем наблюдали за их поведением. Обнаружилось, что евроамериканские младенцы больше плакали, больше кричали и больше раздражались — они выглядели более напуганными».
Далай-Лама был заинтригован; обсуждая эту информацию с переводчиками, он наклонился вперед и активно жестикулировал. Затем он попросил кое-что пояснить: «Ведь это очень интересно. Связаны ли такие различия со значительными различиями в опыте, полученном ими в первые четыре месяца жизни?»
«В этом весь вопрос, — сказала Джин. — О различиях такого рода мы ничего не знаем».
* Каган Дж., Аркус Д., Снидман Н., Уонт Й.Ф., Хендлер Дж., Грин С. Реактивность у младенцев: межнациональное сравнение (J. Kagan, D. Arcus, N. Snidman, Y.F. Want, J. Hendler, and S. Greene, «Reactivity in Infants: A Cross- National Comparison». Development Psychology, 30, 3 (1994): 342-45; Каган Дж., Кирслей P., Зелазо П. Младенческий возраст: роль в развитии человека (J. Kagan, R. Kearsley, and P. Zelazo, Infancy: Its Place in Human Development. Cambridge, Mass.: Harvard U



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь