|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54710
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке объект, характерным для деятельности, добавил отношения «субъект — субъект».
В недавно вышедшей книге А.Б.Орлова «Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики» (М.1995) совершенно справедливо отмечается, что в практике обучения и воспитания ребенка последний выступал в роли «его материала или объекта». Добавим к этому, во-первых, что это, в основном, была практика обучения, построенная в парадигме Выготского. Во-вторых, усомнимся в том, что здесь взрослый (учитель, воспитатель) выступал в роли субъекта (как считает Орлов). Он являлся при вышеуказанной системе лишь субъектом педагогической деятельности, но не субъектом, проектирующим и воспитывающим личность ребенка. При всех условиях осуществленная Ломовым категоризация «другого» как субъекта позволила развить проблему восприятия другого человека как личности, поставленную в свое время А.А.Бодалевым [42, 43], и во-первых, поднять проблему отношения к нему как к субъекту, а, во-вторых, продолжить принципиальную намеченную Ананьевым линию на выявление качественной специфики субъекта познания в отличие от субъекта общения и от субъекта деятельности. Это не значит, что разные модальности связей человека с миром обособлены друг от друга, но выявление разных способов связи познания, деятельности и общения внутри каждой из этих модальностей не должно, на наш взгляд, размывать специфики субъекта. Мы считаем, что именуя общение деятельностью, т. е. размывая специфику каждого из проявлений личности, не уточняют и не углубляют познание их сущности. Эту именно позицию высказал Ломов в известной дискуссии о соотношении общения и деятельности. Проблему отношения к другому человеку как к субъекту, а не средству, объекту в плане нравственно-этическом поставил еще Рубинштейн [188]. Петровский предпринял попытку раскрыть своеобразную форму идеализации отношения личности к другому как «вклада» в него, т. е. влияния на сознание, поведение и личность другого человека, которую он связывает с потребностью быть личностью (потребностью персонализации) и способностью (реализованной соответствующими деяниями) быть личностью [164]. Однако, дискуссионным, на наш взгляд, является его утверждение, что если эта способность атрофирована, человек перестает быть личностью [164, с.355]. Как отмечалось, эту дискус- 354 сию начал Давыдов, который считает, что личность — творчески («свободно») и талантливо действующий человек, создающий новые формы общественной жизни. Позиция Давыдова радикальна, поскольку личностями, фактически, он считает только свободных, творческих, социально полезных людей. Нетрудно увидеть здесь противоречие точке зрения Лисиной, которая предлагает, напротив, максимально снизить возрастную границу проявления личности в ребенке. Существует, разумеется, проблема регресса и деструкции личности (алкоголиков, наркоманов, девиантов). Следовательно, необходимо уточнение понятий. Начать его можно с утверждения, что личностью не родятся, а становятся, но становятся дважды,а, на наш взгляд, и трижды. Первое становление — это становление личности ребенка, которого, как и взрослого (даже рядового) нельзя лишить «звания» личности. Даже дефициты развития есть деформации развития личности, а не психических процессов. Второе становление нельзя просто назвать превращением ребенка во взрослого. Оно связано с выработкой личностью определенного способа жизни, с объективацией, самовыражением, но не только в деятельности, в другом человеке, но во всех формах жизни (не только социальной, но и личной). Этот способ, как и личность ребенка, может быть дефицитным, ущербным, деформирующим, но деформирующим личность. Наконец, третье становление — это достижение личностью вершин, однако, не обязательно социально-полезных и приемлемых, но вершин реализации своих возможностей, критериями которых является оптимальность самореализации личностью своих потенциалов. Этот третий уровень Ананьев считал индивидуальностью, а Давыдов — личностью. (Наверное, можно было бы сказать точнее «личностью в высшем смысле слова...»). К числу критериев последнего уровня можно отнести те, которые имел в виду Рубинштейн, когда писал, что ему ближе понятие «Человек» с большой буквы, чем более сциентистское понятие «личность»: именно подъем человека на высший уровень его развития, его этичность, человечность. Но каждый из трех авторов имеет в виду разные аспекты и критерии личности «в высшем смысле слова»: Ананьев — расцвет именно данной личности, ее реализацию, Рубинштейн — победу нравственного этического начала в личности, Давыдов — творчество, социальную продуктивность. Ряд исследований оформились в особую — относительно новую и одновременно имеющую свои истоки область научного ис- 355 следования — акмеологию, в которой реализованы идеи Ананьева о психологической зрелости личности и пике не только карьеры, но всего жизненного пути, его вершине — «акме» (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач, Бодалев, Климов и др.). Общая ак-меология направлена на выявление комплексных закономерностей развития личности взрослого с учетом прогрессивных и регрессивных путей развития, выработкой критериев оптимальных уровней развития, его зрелых совершенных форм, стратегий и способов достижения субъектом вершин жизни. Это теоретико-прикладная дисциплина, призванная не только исследовать и диагносцировать этапы развития, но и содействовать ему. Специальная, или прикладная акмеология имеет свои педагогические, возрастные, профессиональные отрасли. Существенным результатом становления акмеологии для психологии труда и профессий является отход от чисто деятельностнои безличной парадигмы в анализе профессий и профессиограм, внимание к личности профессионала и этапам ее становления [154]. Таким образом, повидимому, можно говорить о разных этапах становления личности, не привязывая общее понятие к одному из них, во-первых. Нужно говорить о прогрессивном и регрессивном развитии и состоянии личности (как говорил Мя-сищев о ее норме и патологии), но при этом именно о личности, во-вторых. И, наконец, в третьих, можно, как это и делают авторы, (поскольку по-прежнему, в отечественной психологии преобладают авторские концепции личности) предлагать в качестве существенных для определения личности различные критерии, не противопоставляя их определениям других авторов. Чем более многомерным и многосторонним будет эта совокупность определений, тем глубже будет наше проникновение в сущность личности. Таким образом, проблема определения понятия личности необходимо включает еще один аспект ее рассмотрения — «личность в развитии» с учетом как возрастных периодов, так и конструктивных и деструктивных форм развития и его уровней. Как говорилось, отечественная психология началась в известном смысле слова с изучения развития личности ребенка, хотя по всеобщему признанию, несмотря на заслуги в исследовании психологии детства Запорожца, Эльконина и др., единственной полной теорией личности ребенка в ее развитии считается концепция Божович. Наиболее современным и полным, основанным на эмпирических исследованиях воссозданием личности на опре- 356 деленном — подростковом — этапе ее развития является многолетнее исследование личности Д.И.Фельдштейном [217]. В его работах четко проведена грань между определением сущности личности и разных направлений, форм и способов ее развития. В результате тщательного эмпирического исследования подростков им построена типология регрессивного направления развития подростка, которая соотнесена с идеальной моделью оптимального развития, имеющая ценность для педагогов, воспитателей [217, с. 231-232]. Целый комплекс исследований развития личности в современной системе обучения и образования проводится в Психологическом институте РАО под руководством В.В.Рубцова, целью является создание системы личностно-ориентированного образования (почти так же звучит название только что вышедшей книги И.С.Якиманской [237]. Подобным образом психология труда и профессий выдвигает личность в качестве центрального понятия и сущности, минуя которую нельзя объяснить ни одно из явлений данной области жизнедеятельности человека, а педагогическая психология продвигается навстречу психологии личности со своими идеями необходимости исследования и проектирования педагогом личности и т. д. (Н.В.Кузьмина, А.А.Реан, Н.Т.Селезнева и др.). Концепцию, расширяющую представления о связи интра- и интермодальностей личности, обосновал В.И.Слободчиков, опираясь на положение Рубинштейна об исходности категории «мы» по отношению к «я». Данное теоретическое исследование ведет к уточнению понимания личности, поскольку в противоположность большинству точек зрения, рассматривавших ее с самого начала как обособленное и противостоящее социуму существо, Слободчиков считает, что первым этапом жизни ребенка является его неразрывное единство «мы» с матерью, которая и выступает посредником в его взаимоотношении с миром [203]. Эта конкретизация одного из важных этапов развития личности, в свою очередь, была основана на методологическом признании (также вслед за Рубинштейном) онтологической, экзистенциальной природы субъективного, которая фактически отрицалась распространенной концепцией сознания, деятельности и личности как идеального [101]. Кроме вышеназванных аспектов изучения личности в деятельности, общении, ее познания и развития (с учетом разных форм и уровней последнего), существует еще один, который 357 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|