|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61013
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке и такую резкую грань между людьми Востока и Запада противоречила его стойкой убежденности в том, что между людьми больше сходства, чем различий. «Это утверждение подтверждается статистическими данными? — спросил он. — У вас есть основания делать подобные обобщения?»
«Да, — заверила его Джин. — В большинстве случаев». Все еще настроенный скептически Далай-Лама снова привел контраргумент: «Очевидно, здесь могут быть исключения». «Исключения, конечно, есть», — согласилась Джин. Она хорошо знала, что для придания веса своим аргу ментам специалисты в области психологии культуры вынуждены говорить о самых крайних формах различий, что не мешает им признавать широкое многообразие таких форм в рамках каждой культуры. Она давно убедилась в том, что первоначальное неприятие — это обычная реакция тех, кто впервые сталкивается с концепциями культурной психологии, особенно тех, кто чувствует, что подчеркивание культурных различий скорее разъединяет, чем объединяет людей. Но все же Джин, как и я, была немного удивлена явным нежеланием Далай-Ламы признать концепцию культурных различий; мы ожидали, что тема культурных влияний на эмоции его заинтересует. Хорошее отношение к себе Джин продолжила: «Азиаты высоко ценят желание оставаться в тени; наше желание поддерживать хорошие отношения с другими людьми заставляет нас относиться к себе более критично. Возможно, лучше всего это можно проиллюстрировать с помощью концепции самооценки — нашего отношения к себе. Психологи измеряют его с помощью вопросников, которые включают такие утверждения, как: „В целом я доволен собой; я чувствую, что у меня есть много хороших качеств; я отношусь к себе хорошо". Люди с высокой самооценкой соглашаются с этими утверждениями, в то время как люди с низкой самооценкой — нет. В американской культуре очень большое значение придается высокой самооценке. Правительство Калифорнии выделяет миллионы долларов на повышение самооценки учеников. Считается, что высокая самооценка — это хорошо, а низкая — плохо; низкую самооценку принято связывать, например, с депрессией и тревожностью. Интересно отметить, что при измерении уровня са мооценки в очень больших группах американцев и представителей азиатских культур обнаруживаются существенные отличия в том, что считается нормальным уровнем»*. Самооценка стала предметом жарких споров на встрече Далай-Ламы с группой психологов в 1989 году, где мне пришлось выступить в роли модератора. Тогда он был шокирован, впервые услышав, что типичной проблемой представителей западной культуры считается плохое мнение о себе — то есть низкая самооценка. Больше всего Далай-Ламу поразило сообщение о том, что люди могут испытывать так мало сострадания к самим себе — легко направлять свою доброту на других и при этом полностью игнорировать себя. Но сама идея того, что низкая самооценка может быть проблемой, отражает обратную сторону американского отношения к своему «Я»; большинство людей ценят себя слишком высоко, и поэтому несоответствие завышенным представлениям о самом себе вызывает у человека тревогу. С точки зрения Джин, все вышесказанное является прекрасной иллюстрацией момента, который она хотела подчеркнуть: поскольку высокая самооценка входит в число ценностей американской культуры, то американцы считают ущербным каждого, кто не обладает такой высокой самооценкой. Однако во многих других культурах такая самооценка считается ненормальной. Затем Джин показала слайд, где были перечислены группы студентов высших учебных заведений, расположенные в соответствии с уровнем самооценки, от самого низкого до самого высокого: * Хейне С., Леман Д., Маркус X., Китаяма Ш. Существует ли универсальная потребность в позитивной самооценке? (S. Heine, D. Lehman, H. Markus, and S. Kitayama, «Is There a Universal Need for Positive Self-Regard?» Psychological Review, 106 (1999): 766-94). 1. Японцы, которые никогда не были за границей. 2. Японцы, которые бывали за границей. 3. Недавние иммигранты из Азии. 4. Давние иммигранты из Азии. 5. Канадцы азиатского происхождения во втором поколении. 6. Канадцы азиатского происхождения в третьем поколении. 7. Канадцы европейского происхождения. Канадцы европейского происхождения в этом списке имели самый высокий уровень самооценки. «Чем дольше члены группы находились в рамках американской культуры, тем выше поднималась их самооценка, — отметила Джин. — У американцев нормальный средний уровень выше, чем средний и нормальный уровни у японцев». «Предпринимались ли попытки определить влияние материального благосостояния на самооценку? — спросил Дадай-Лама. — Мне кажется, что у богатых людей самооценка в среднем могла бы оказаться выше, чем у бедных. Интересно, подтвердится ли мое предположение результатами исследований?» «Возможно», — ответила Джин, думая о множестве сложных факторов, которые мешают выявить непосредственную взаимосвязь между социально-экономическим статусом и самооценкой. Затем, подводя итог, она сказала: «С точки зрения господствующей тенденции в американской культуре азиаты кажутся менее здоровыми в психологическом отношении, поскольку средний уровень самооценки у них ниже. Однако это не так — у них просто не принято выпячивать свое „Я" так сильно, как это делают англоаме- риканцы». Конфликт и романтическая любовь Как ни парадоксально, но второй пример культурных различий в позитивных эмоциональных состояниях был связан с межличностными конфликтами. Сравнительные данные обследования сексуальных пар американцев европейского происхождения и китайского происхождения были взяты Джин из исследования, которое она проводила совместно с Робертом Левенсоном в Беркли*. «Люди западной культуры ценят свою непохожесть на других, в то время как азиаты ценят свое сходство с другими, — напомнила нам Джин. — Люди Запада ценят конфликты и разногласия больше, чем азиаты, поскольку видят в них возможность выразить свое внутреннее состояние, и поэтому конфликты они переносят легче азиатов. Конечно, конфликты негативно сказываются на всех, но все же представители западной культуры страдают от них немного меньше». Кроме того, данные Джин указывали на существование большого разброса в результатах, что связано главным образом со степенью «окультуривания» американцев китайского происхождения. Чем больше «китайского» оставалось в американцах китайского происхождения, тем меньше позитивных эмоций они выказывали во время конфликтов**. «Речь идет об истинной любви?» — спросил Далай- Лама, имея в виду пары, участвовавшие в исследовании. * Цай Дж.Л., Левенсон Р.У. Культурное влияние на эмоциональные реакции: смешанные сексуальные пары американцев китайского и европейского происхождения в межличностном конфликте (J.L. Tsai and R.W. Levenson, «Cultural Influence on Emotional Responding: Chinese American and European American Dating Couples During Interpersonal Conflict». Journal of Cross-Cultural Psychology, 28 (1997): 600-25). ** Цай Дж.Л., Левенсон Р.У., Маккой К. Эмоции двух культур: супружеские пары американцев китайского и европейского происхождения в конфликте (J.L. Tsai, R.W. Levenson, and К. MacCoy, «Bicultural Emotions: Chinese American and European American Couples During Conflict»), рукопись рецензируется. «Да, — сказала Джин. — Они говорят, что любят друг друга и встречаются не меньше года, что можно считать довольно долгим сроком для студенческих пар». Досточтимый Амчок Ринпоче едва сдерживал хохот. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|