Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52328

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Ковалёва концепция психического дизонтогенеза [Ковалёв В.В., 1976]. Психический дизонтогенез выделяется как один из важнейших компонентов общего дизонтогенеза, проявляющийся в нарушениях психического развития и обусловленный как биологическими (генетическими, экзогенно-органическими и др.) патогенными факторами, так и длительно неблагоприятно воздействующими микросоциально-средовыми моментами, а также их разнообразными сочетаниями. Основные типы психического дизонтогенеза следующие: 1) ретардация — запаздывание или приостановка всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики; 2) асинхрония — диспропорциональное, искаженное психическое развитие при выраженном опережении развития одних психических функций и отставании темпа и сроков развития других функций и свойств; 3) дисфункция созревания — дисфункция, связанная с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды. Психический дизонтогенез играет важную роль в развитии многообразных форм психической патологии, связанных с нарушением развития, — от состояний общего психического недоразвития, то есть синдромов умственной отсталости, до патологических феноменов, возникающих вследствие дисфункции созревания, — моторных и речевых стереотипии, страхов, патологического фантазирования и др.
Когана синдром [Cogan D., 1952]. Совокупность офтальмологических признаков при некоторых формах врожденной органической патологии головного мозга. Характерна неспособность к произвольным боковым движениям глазных яблок. При попытке компенсаторного поворота головы глаза насильственно поворачиваются в противоположном направлении. Все движения глаз по вертикали остаются неизменными. Первые проявления в возрасте 3-5 лет.
Син.: врожденная частичная глазодвигательная апраксия.
Когнитивного диссонанса теория (лат. cognitio — знание). Распространенная в западной социальной психологии теория, рассматривающая межличностные конфликты как неизбежность, неотъемлемую часть социального бытия, взаимодействия индивидов и групп. Считается, что конфликт становится реальным только тогда, когда он осознается участниками. Состояние диссонанса переживается как дискомфорт, от которого человек стремится избавиться. Диссонанс возникает в ситуации, когда человек об одном объекте располагает двумя взаимно исключающими «знаниями». Поэтому, чтобы ликвидировать К.д., индивид должен либо изменить один из элементов диссонансных «знаний», либо ввести какой-нибудь новый познавательный элемент. В отечественной психологии отмечается недостаточная разработка и изучение когнитивной психологией высших социализированных форм деятельности субъекта.
Кодеинизм. Разновидность опийных наркомании. Кодеин — наркотический аналгетик; уже однократное применение его сопровождается развитием эйфории, являющейся основной причиной формирования быстрого болезненного пристрастия. При прекращении приема кодеина наступает тяжелая абстиненция. При приеме больших доз препарата — картина делирия (кодеинового).
Кожевникова эпилепсия [Кожевников А.Я., 1894]. Форма кортикальной эпилепсии. Характерны клонические судороги, наблюдающиеся вне припадка, постоянные или с короткими перерывами, в ограниченных участках или в половине тела. Временами они усиливаются и заканчиваются эпилептическим судорожным припадком, развивающимся по типу джексоновского. Чаще всего является следствием вирусного клещевого энцефалита.
Син.: кортикальная частичная постоянная падучая.
Козинса—Дюре синдром [Cosins, Duret, 1955]. Больные наносят себе телесные повреждения для того, чтобы стать объектом сочувствия окружающих. С той же целью сочиняются разного рода трогательные истории. Является разновидностью мифомании.
Коинофобия (греч. koinos — общий, phobos— страх). Навязчивый страх, боязнь заходить в помещение, где собралось много людей.
Коитус (лат. coitus — совокупление). Половой акт, совершаемый для получения сексуального удовлетворения и продолжения рода. Различают такие варианты К., как вестибулярный (половой член остается в преддверии влагалища), гетеросексуальный (между разнополыми партнерами), гомосексуальный (между однополыми партнерами), прерванный (эякуляция происходит после выведения полового члена из влагалища), пролонгированный (искусственно затянутый с помощью специальных приемов).
Кокаинизм. Вид наркомании. Кокаин — алкалоид, добываемый из растения Erythroxylon coca. При однократном его приеме отмечается эйфория, приводящая к быстрому привыканию к препарату. Характерна глубокая личностная деградация уже в первые годы употребления кокаина — черствость, эгоистичность, раздражительность. Заметное соматическое одряхление. При длительном К. наблюдаются выраженные психические расстройства (зрительные и тактильные галлюцинации, бредовые переживания). Абстиненция выражена нерезко.
Син.: кокаиномания, наркомания кокаиновая.
Кокошкаровой опросник [Кокошкарова А., 1976]. Личностный опросник, предназначенный для выявления неврозов. Содержит 83 вопроса, оценка ответов на них производится соответственно восьми шкалам — вегетативных расстройств, неврастении, психастении, истерии, ипохондрии, депрессии, деперсонализации и дереализации. По количественным показателям от нормы отличают нерезко выраженные и выраженные невротические состояния и неврозоподобные тенденции. Валидность в выявлении невротических расстройств соответствует таковой в Хёка— Хесса опроснике.
Коктейль литический [Laborit H., Huguenar P., 1951]. Смесь из 25 мг лигафена (хлорпромазина), 25 мг прометазина (атозила) и 50 мг долантина (петидина). Помимо этой первоначальной прописи в настоящее время существует много других, предложенных и апробированных позже. Используется во внутримышечных инъекциях или на 500 мл глюкозы для капельного внутривенного введения. Применяется при выраженном психомоторном возбуждении или при лечении сном.
Кокцигодиния (анат. coccyx — копчик, греч. odine — боль). Боль в области копчика. Возникает или усиливается в положении сидя, при ходьбе, при дефекации, половом акте. Часто впервые возникает после травмы крестцово-копчиковой области, после родов. Преимущественно наблюдается у женщин. Нередко является истерическим симптомом.
Коллапс (лат. collapsus — ослабевший, упавший). Патологическое состояние, характеризующееся угнетением ЦНС с резким снижением артериального и венозного давления, уменьшением массы циркулирующей крови. Сознание вначале иногда сохраняется, утрачивается на более поздних этапах. Отмечаются снижение тонуса мышц, бледность кожных покровов, синюшность губ, гипергидроз, снижение температуры тела, глухость сердечных тонов, учащенный пульс слабого наполнения, вплоть до нитевидного, ослабленное дыхание, иногда по типу Чейна— Стокса. Наблюдается при кровопотере, шоке, интоксикации наркотическими средствами, инфекциях и т.д. К. ортостатический наступает при резком изменении положения тела — из горизонтального в вертикальное. Является одним из возможных осложнений психофармакотерапии (нейролептиками).
Коллекциомания (лат. collectio — собирание, греч. mania — страсть). Болезненное собирательство, коллекционирование разного рода предметов, независимо от их материальной или художественной ценности, главным образом ради удовольствия, которое доставляют их обнаружение и приобретение. Отличается от коллекционирования психически здоровых, соответствующего их духовным запросам. Типичный пример — библиомания. Наблюдается у психопатических личностей, иногда у психически больных (при этом часто носит нелепый характер).
Кома (греч. koma - глубокий сон). Состояние глубокого нарушения сознания, характеризующееся угнетением функций ЦНС, нарушением регуляции жизненно важных центров в головном мозгу, отсутствием реакции на внешние раздражители, рефлексов, чувствительности, активных движений. По тяжести различают три стадии К.
Легкое коматозное состояние отличается сохранностью некоторых рефлексов (сухожильных, корнеальных) и реакций. Глотание затруднено, но сохранено. Расстройства дыхания и сердечной деятельности незначительны. Преимущественно нарушена деятельность корково-подкорковых отделов.
При выраженной К. отсутствуют реакции на внешние раздражители, рефлексы не вызываются, нарушено глотание. Отмечаются патологические рефлексы. Нарушена функция тазовых органов. Патологические формы дыхания. Аритмия, слабый пульс, снижение АД. К снижению корковых и подкорковых функций присоединяется угнетение стволовых и снижение спинальных функций.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь