Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52626

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Часто применение таких примитивных методов вызвано желанием "не потерять лицо" перед членами своей группы (менеджерами или членами профсоюза), показаться непонимающим или неосведомленным (а) в рассмотрении и использовании фактов, лежащих з; рамками метших конфликтов на переговорах, и (б) в проблемах и ин тересах другой стороны. Таким образом, "временная система" соглашения или переговоров основана на отказе от борьбы и победы*
Рассмотрим ситуацию, представленную на рис, 4. Если на переговорах присутствуют представители правительства, что в той или иной форме часто случается сегодня, то ситуация меняется (см* рис. 5), и мы имеем участников, посторонних друг для друга. Эта проблема "посторонних", которая возникает перед представителями и делегатами, рассматривается лишь в частных беседах и кулуарах. В дальнейшем проблема может стать непреодолимой, решение конфликтной ситуации становится связанным с предательством и сдачей позиций одной или другой стороной {Higgin & Bridger, 1964).
Когда руководство и профсоюзы находят возможность работать над задачами, действительно касающимися и тех, и других, и рассматривать проблему "посторонних", то они ближе к "временной системе", соответствующей ситуации. На самом деле, когда существуют более зрелые отношения, то всегда находится общая точка для решения совместных проблем и преодоления эффекта "посторонних".
Ролевая дифференциация и групповая интеграция
Индивидуальные конфликты, носящие общественный, семейный или производственный характер, редко имеют только личностную природу* Социальные роли, должности, структуры или ситуации, в которые люди попадают, могут в большой степени зависеть от их реальной позиции. Умение поставить себя на место другого, возмож-
315
ность предвидеть, что другая сторона будет думать или делать в будущем, становятся базой для решений и действий и в отношениях руководитель-подчиненный, и в отношениях с коллегами и т.п. Это, к сожалению, слишком общее место для тех, кто мог бы стать хорошими друзьями, если бы роли и функции в организационной структуре не сделали их врагами. Люди, занятые в производстве, маркетинге, бухгалтерии, знают, как часто их социальные роли побуждают их к соперничеству в статусах, компетентности и т.п., вместо объединения перед лицом общих задач (Bridget & White, 1972).

Рис.4
Рис.5

Ориентировка, тренировка и поведение в трудных ситуациях
Поразительной особенностью современного положения дел является то> что производственные организации лучше, чем ответственные за это академические структуры, способны преодолевать свои собственные проблемы* Понятие об организации как об организме с динамической ролевой и ценностной структурой приводит к изменению взглядов как на социальные потребности, так и на задачи самой организации. В этом случае для продолжения и углубления такой работы необходимо построение "внутренних институтов", функцией которых было бы сотрудничество с профессиональными исследователями. Это не слишком неожиданно сегодня, когда в качестве нормы принимается такое многогранное изменение общества, при котором люди в своих организациях пытаются преодолевать увеличивающуюся сложность и неопределенность, возникающую за счет резких изменений окружающей среды (Emery & Trist, 1965).
Существует настоятельная потребность определить критические характеристики этих изменений {информационные перегрузки, ускорение технологического обновления и устаревания) так, чтобы создать и поддерживать оптимум между внутренними ресурсами и обществом. Эти условия требуют развития способностей управления новыми формами организации труда (Klein, 1976).
Когда группы, сообщества и организации рассматривают себя как относительно независимые друг от друга и от окружения вообще, они легче приходят к созданию простых иерархически-бюрократических форм управления и контроля. Также напрямую "замкнутые системы'1 попадают в стрессовые состояния в тех случаях, когда социально-экономическое давление или другие внешние условия заставляют их членов сталкиваться с взаимозависимостью либо в материальной сфере, либо в точках зрения и ожиданиях. Когда семья, группа или организация становится более открытой системой, ей надо уделять постоянное внимание собственной структуре и способам (процессам) своей работы и жизнедеятельности (Emery & Trist, I960),
Обучение способности к самонаблюдению и индивидуальной самооценке во многих группах и организациях порождает традиционное мнение, что интроспекция вредна для здоровья. Хотя эта идея более присуща закрытым системам, проблема смены одного образа жизни на другой стрессогенна для многих индивидов и групп. При таком развитии процессы отвыкания и переучивания могут быть более мучительны, чем при простом указании приобрести новые знания или рабочие навыки. (Bridger et al, 1963).
В настоящее время предпринимается много усилий для создания у людей и организаций возможности развивать умения и способности, облегчающие решение следующих задач:
318
1) улучшения понимания ответственности, связанной с кратковременными и долговременными задачами и действиями рабочей
группы;
2) исследования внутренних и внешних по отношению к группам и организациям процессов, приводящих к их изменению*
Раньше считалось целесообразным концентрировать внимание на решении второй задачи в ожидании того, что решение первой последует само собой. Так, модели теории обучения, Т-группы итл, подразумевают, что человек может менять свое поведение, используя новые приемы, в результате чего стресс будет преодолен. В некотором отношении это, вероятно, и происходило - просто личностная терапия могла помочь человеку повернуться лицом к реальности и социальной ситуации.
Сейчас разрабатываются эффективные проекты, дающие возможность использовать реальную производственную ситуацию как доя решения насущных задач, так и в качестве " обучающего института". В этом случае выполнение двойной задачи, о которой ранее шла речь, становится самостоятельной практикой организации. Мы видим схожие по важности события в семьях, школах и в общественной жизни вообще.
Процессы изменения неизбежно сопровождаются различными формами негативных реакций: исчезновением, неистовством, саботажем либо другими, более мягкими формами сопротивления изменениям. Стрессы могут быть экстериоризированы и проецированы на социальную среду и выражаться в попытках отрицания и избегания изменяющейся реальности, С другой стороны, следует поддерживать и развивать усилия понять их природу при условии, что стресс и конфликтующие силы находятся под контролем (Bridger, 1972).
Теоретически и практически можно произвести любые изменения, но 1гри неадекватных и напряженных условиях работы необходимо принимать во внимание следующее:
1) Необходимо изучение различных внутренних и внешних, сил, которые могут влисть на наши взаимоотношения, роли и организации в различных контекстах;
2) Применение полученного знания помогает достижению баланса и оптимизации взаимосвязанных и расходящихся интересов внутри и между группами и организациями;
3) Консультирование, повышающее компетентность в общении руководителя и подчиненных занимает не последнее место, когда речь идет о формах участия и разделения ответственности. „
319



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь