|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61010
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке лияет на наши эмоции и что мы при этом чувствуем. Несколько дней назад Пол Экман рассказал об аспектах эмоций, которые одинаковы у представителей разных культур; я же остановлюсь на том, какие различия в наших эмоциях могут стать результатом влияния культуры. Эти различия приобретают особое значение при обсуждении возможностей содействия конструктивным состояниям и моделям поведения и противодействия деструктивным. Результаты исследований, проведенных в Соединенных Штатах, свидетельствуют, например, что многие терапевтические методики, которые дают хорошие результаты при лечении американцев европейского происхождения, оказываются менее эффективными для американцев азиатского происхождения. К примеру, к психотерапии многие представители азиатских культур относятся негативно*.
Как именно культура влияет на эмоции? Каждая культура чем-то похожа на другие и чем-то отличается от них. Социологи выявили, что характерное отличие западной культуры от незападных заключается в отношении к своему „Я", что, в свою очередь, сказывается на эмоциях, то есть на том, как мы себя чувствуем». Джин объяснила это тем, что внутреннее ядро «Я» менее подвержено воздействию культуры, в то время как внешний слой чело- * Сью С. Ментальное здоровье американцев азиатского происхождения: что мы знаем и чего не знаем (S. Sue, «Asian American Mental Health: What We Know and What We Don't Know») // Смешение прошлого, настоящего и будущего в межкультурной психологии: Сборник / Под ред. У. Лоннера и др. (W. Lonner et al., eds., Merging Past, Present, and Future in Cross-Cultural Psychology. Lisse and Exton: Swets and Zeitlinger, 1999, 82-89). веческого «Я», по всей видимости, весьма чувствителен к ее влиянию. Этот внешний слой стал главной темой ее презентации. Несмотря на то что любая базовая культурная ориентация, наподобие отношения к своему «Я», располагается в пределах широкого непрерывного спектра, Джин остановилась на экстремальных типах, чтобы доступнее выразить свою мысль. «Один из видов этого внешнего слоя представляет собой то, что психологи Хэйзел Маркус и Шинобу Китаяма называют „независимым «Я»" — типичным для людей западных культур, — основанным на отделении себя от остальных людей, в том числе от родителей, детей, коллег и друзей. Такие люди рассматривают свое „Я" как набор ценностей, убеждений — внутренних атрибутов*. Полярный вариант — „взаимозависимое «Я»", типичное для представителей азиатских культур. Такие люди считают себя связанными с другими, ощущают себя частью определенной социальной общности. Взаимозависимое „Я" формируется в результате социальных отношений. В число культурных групп, которые изучены с этой точки зрения лучше других, входят японская, китайская, корейская и тайваньская культуры. Что до тибетской культуры, то она до сих пор остается мало исследованной». Далай-Лама, который сейчас живет в Индии, спросил: «А как насчет Индии?» «Кое-какие исследования в Индии уже проводятся**. Представители различных азиатских групп различаются * Маркус Х.Р., Китаяма Ш. Культура и личность: воздействие на когни- ции, эмоции и мотивации (H.R. Markus and S. Kitayama, «Culture and Self: Implications for Cognition, Emotion, and Motivation». Psychological Review, 98 (1991): 224-53). ** См., например: Миллер Дж.Г., Берсофф Д.М. Культура и моральное суждение: как разрешаются конфликты между справедливостью и межличностными обязанностями? (J.G. Miller and D.M. Bersoff, «Culture and Moral Judgment: How Are Conflicts Between Justice and Interpersonal Responsibilities Resolved?» Journal of Personality and Social Psychology, 62 (1992): 541-54). по типу отношений, которые они считают приоритетными. По всей видимости, представители китайской культуры придают больше значения семейным отношениям, в то время как представители японской культуры придают примерно одинаковое значение отношениям с членами семьи и коллегами по работе. Похоже, что у японцев количество значимых социальных отношений намного больше*. Я не удивлюсь, если у тибетцев социальный круг окажется еще шире». Джин полагала (хотя и не высказала своего мнения), что если принять во внимание сильное влияние буддизма, то может оказаться, что тибетцы придают большое значение отношениям со всеми людьми. «Не уверен, — сказал Далай-Лама со смехом. — У нас есть, к примеру, племена кочевников, живущие в степях почти в полной изоляции от мира». Джин продолжила: «Откуда мы знаем, что различное отношение к своему „Я" действительно имеет место? Мы, психологи, не только обращаемся к примерам из литературы и искусства, но и часто просим людей рассказать о себе. Мы спрашиваем представителей различных культур: „Кто вы?" Американцы, имеющие независимое „Я", отвечают: „Я общительный, дружелюбный, умный и хороший человек". Представители азиатских культур говорят: „Я дочь или сын того-то, я работаю в такой-то компании, я играю на пианино". Они описывают себя с точки зрения своей социальной роли, а не перечисляют свои внутренние качества»**. Далай-Лама, всегда отличавшийся умением приводить доводы, опровергающие любую теорию, спросил: «Тог * Сю Р. Концепция личности в различных культурах (R. Hsu, «The Self in Cross-Cultural Perspective») // Культура и личность: азиатская и западная точки зрения: Сборник / Под ред. А.Дж. Марселла, К. Девос и Ф.Л.К. Сю (A.J. Marsella, С. DeVos, and F.L.K. Hsu, eds., Culture and Self: Asian and Western Perspectives. New York: Tavistock Publications, 1985, 24-55). ** Казинс С. Культура и самооценка в Японии и Соединенных Штатах (S. Cousins, «Culture and Self-Perception in Japan and United States». Journal of Personality and Social Psychology 56 (1989): 124-131). да как вы объясните западную культурную традицию превращать самое частое в семье имя в фамилию? Здесь прослеживается довольно стойкая тенденция отождествления себя с семьей. Тибетцам это не свойственно». «Это правда, — согласилась Джин и добавила: — Мы пока еще не занимались изучением тибетцев». Она привыкла к подобным контраргументам. С ее точки зрения, подобные примеры только подтверждали сложность такого явления, как культура, свидетельствуя о том, что внутри каждой культуры существуют несоответствия доминирующей культурной модели. Косвенно подтверждая это мнение, Тхуптен Джинпа добавил: «Тибетцы уже говорят о необходимости введения в обиход фамилий, поскольку их отсутствие часто приводит к недоразумениям. Например, у нас столько Тенцзинов, что если вы назовете это имя в толпе, то на него откликнется не меньше полудюжины человек». Замечание Тхуптена вызвало всеобщий одобрительный смех. Поступать по-своему или пропускать других вперед? Джин вернулась к главной теме: «Различия в отношении к собственному „Я", обусловленные культурой, влияют на цели человека. Одной из жизненных целей человека с независимым „Я" является желание выделить себя из числа других, что проявляется в свободном выражении своих внутренних убеждений, рассказах о своих чувствах и переживаниях, а также всяческом подчеркивании собственной значимости. В Соединенных Штатах подобные заявления мы слышим постоянно. Нам советуют „выражать себя" — это слова из знаменитой песни Мадонны. Рекламные объявления призывают нас „поступать по-своему" — это якобы самая лучшая модель поведения. А в одной известной поговорке утверждает ся: „скрипучее колесо чаще смазывают", то есть только создавая шум и оповещая окружающих о своем мнении, можно привлечь к себе внимание. Но эти цели отличаются от целей людей со взаимозависимым „Я", не мыслящих своего существования без связи с другими людьми и старающихся поддерживать с ними хорошие отношения. Мы добиваемся этого, всячески ограничивая наши внутренние убеждения и преуменьшая собственную значимость. Принципы взаимозависимого „Я" прекрасно выражает японская пословица: „Торчащую травинку затаптывают". В лагере для тибетских детей я увидела фотографию со школьного праздника, где была надпись: „Пропусти других вперед". Этот факт также можно считать показательным примером принципа взаимозависимости. Столь различные отношения к своему „Я" оказывают влияние на многие аспекты эмоций. Во-первых, они изменяют суть позитивных эмоций. Приведу пример. Люди западной культуры любят превозносить свою значимость, в то время как азиаты стараются ее принижать. Поэтому нам, жителям Запада, нравится говорить о себе только в позитивном ключе». Тут Далай-Лама счел нужным снова вмешаться, поскольку попытка провест Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|