Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60433

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

лияет на наши эмоции и что мы при этом чувствуем. Несколько дней назад Пол Экман рассказал об аспектах эмоций, которые одинаковы у представителей разных культур; я же остановлюсь на том, какие различия в наших эмоциях могут стать результатом влияния культуры. Эти различия приобретают особое значение при обсуждении возможностей содействия конструктивным состояниям и моделям поведения и противодействия деструктивным. Результаты исследований, проведенных в Соединенных Штатах, свидетельствуют, например, что многие терапевтические методики, которые дают хорошие результаты при лечении американцев европейского происхождения, оказываются менее эффективными для американцев азиатского происхождения. К примеру, к психотерапии многие представители азиатских культур относятся негативно*.
Как именно культура влияет на эмоции? Каждая культура чем-то похожа на другие и чем-то отличается от них. Социологи выявили, что характерное отличие западной культуры от незападных заключается в отношении к своему „Я", что, в свою очередь, сказывается на эмоциях, то есть на том, как мы себя чувствуем». Джин объяснила это тем, что внутреннее ядро «Я» менее подвержено воздействию культуры, в то время как внешний слой чело-
* Сью С. Ментальное здоровье американцев азиатского происхождения: что мы знаем и чего не знаем (S. Sue, «Asian American Mental Health: What We Know and What We Don't Know») // Смешение прошлого, настоящего и будущего в межкультурной психологии: Сборник / Под ред. У. Лоннера и др. (W. Lonner et al., eds., Merging Past, Present, and Future in Cross-Cultural Psychology. Lisse and Exton: Swets and Zeitlinger, 1999, 82-89).
веческого «Я», по всей видимости, весьма чувствителен к ее влиянию. Этот внешний слой стал главной темой ее презентации.
Несмотря на то что любая базовая культурная ориентация, наподобие отношения к своему «Я», располагается в пределах широкого непрерывного спектра, Джин остановилась на экстремальных типах, чтобы доступнее выразить свою мысль. «Один из видов этого внешнего слоя представляет собой то, что психологи Хэйзел Маркус и Шинобу Китаяма называют „независимым «Я»" — типичным для людей западных культур, — основанным на отделении себя от остальных людей, в том числе от родителей, детей, коллег и друзей. Такие люди рассматривают свое „Я" как набор ценностей, убеждений — внутренних атрибутов*.
Полярный вариант — „взаимозависимое «Я»", типичное для представителей азиатских культур. Такие люди считают себя связанными с другими, ощущают себя частью определенной социальной общности. Взаимозависимое „Я" формируется в результате социальных отношений. В число культурных групп, которые изучены с этой точки зрения лучше других, входят японская, китайская, корейская и тайваньская культуры. Что до тибетской культуры, то она до сих пор остается мало исследованной».
Далай-Лама, который сейчас живет в Индии, спросил: «А как насчет Индии?»
«Кое-какие исследования в Индии уже проводятся**. Представители различных азиатских групп различаются
* Маркус Х.Р., Китаяма Ш. Культура и личность: воздействие на когни- ции, эмоции и мотивации (H.R. Markus and S. Kitayama, «Culture and Self: Implications for Cognition, Emotion, and Motivation». Psychological Review, 98 (1991): 224-53).
** См., например: Миллер Дж.Г., Берсофф Д.М. Культура и моральное суждение: как разрешаются конфликты между справедливостью и межличностными обязанностями? (J.G. Miller and D.M. Bersoff, «Culture and Moral Judgment: How Are Conflicts Between Justice and Interpersonal Responsibilities Resolved?» Journal of Personality and Social Psychology, 62 (1992): 541-54).
по типу отношений, которые они считают приоритетными. По всей видимости, представители китайской культуры придают больше значения семейным отношениям, в то время как представители японской культуры придают примерно одинаковое значение отношениям с членами семьи и коллегами по работе. Похоже, что у японцев количество значимых социальных отношений намного больше*. Я не удивлюсь, если у тибетцев социальный круг окажется еще шире». Джин полагала (хотя и не высказала своего мнения), что если принять во внимание сильное влияние буддизма, то может оказаться, что тибетцы придают большое значение отношениям со всеми людьми.
«Не уверен, — сказал Далай-Лама со смехом. — У нас есть, к примеру, племена кочевников, живущие в степях почти в полной изоляции от мира».
Джин продолжила: «Откуда мы знаем, что различное отношение к своему „Я" действительно имеет место? Мы, психологи, не только обращаемся к примерам из литературы и искусства, но и часто просим людей рассказать о себе. Мы спрашиваем представителей различных культур: „Кто вы?" Американцы, имеющие независимое „Я", отвечают: „Я общительный, дружелюбный, умный и хороший человек". Представители азиатских культур говорят: „Я дочь или сын того-то, я работаю в такой-то компании, я играю на пианино". Они описывают себя с точки зрения своей социальной роли, а не перечисляют свои внутренние качества»**.
Далай-Лама, всегда отличавшийся умением приводить доводы, опровергающие любую теорию, спросил: «Тог
* Сю Р. Концепция личности в различных культурах (R. Hsu, «The Self in Cross-Cultural Perspective») // Культура и личность: азиатская и западная точки зрения: Сборник / Под ред. А.Дж. Марселла, К. Девос и Ф.Л.К. Сю (A.J. Marsella, С. DeVos, and F.L.K. Hsu, eds., Culture and Self: Asian and Western Perspectives. New York: Tavistock Publications, 1985, 24-55).
** Казинс С. Культура и самооценка в Японии и Соединенных Штатах (S. Cousins, «Culture and Self-Perception in Japan and United States». Journal of Personality and Social Psychology 56 (1989): 124-131).
да как вы объясните западную культурную традицию превращать самое частое в семье имя в фамилию? Здесь прослеживается довольно стойкая тенденция отождествления себя с семьей. Тибетцам это не свойственно».
«Это правда, — согласилась Джин и добавила: — Мы пока еще не занимались изучением тибетцев». Она привыкла к подобным контраргументам. С ее точки зрения, подобные примеры только подтверждали сложность такого явления, как культура, свидетельствуя о том, что внутри каждой культуры существуют несоответствия доминирующей культурной модели.
Косвенно подтверждая это мнение, Тхуптен Джинпа добавил: «Тибетцы уже говорят о необходимости введения в обиход фамилий, поскольку их отсутствие часто приводит к недоразумениям. Например, у нас столько Тенцзинов, что если вы назовете это имя в толпе, то на него откликнется не меньше полудюжины человек». Замечание Тхуптена вызвало всеобщий одобрительный смех.
Поступать по-своему или пропускать других вперед?
Джин вернулась к главной теме: «Различия в отношении к собственному „Я", обусловленные культурой, влияют на цели человека. Одной из жизненных целей человека с независимым „Я" является желание выделить себя из числа других, что проявляется в свободном выражении своих внутренних убеждений, рассказах о своих чувствах и переживаниях, а также всяческом подчеркивании собственной значимости. В Соединенных Штатах подобные заявления мы слышим постоянно. Нам советуют „выражать себя" — это слова из знаменитой песни Мадонны. Рекламные объявления призывают нас „поступать по-своему" — это якобы самая лучшая модель поведения. А в одной известной поговорке утверждает
ся: „скрипучее колесо чаще смазывают", то есть только создавая шум и оповещая окружающих о своем мнении, можно привлечь к себе внимание.
Но эти цели отличаются от целей людей со взаимозависимым „Я", не мыслящих своего существования без связи с другими людьми и старающихся поддерживать с ними хорошие отношения. Мы добиваемся этого, всячески ограничивая наши внутренние убеждения и преуменьшая собственную значимость. Принципы взаимозависимого „Я" прекрасно выражает японская пословица: „Торчащую травинку затаптывают". В лагере для тибетских детей я увидела фотографию со школьного праздника, где была надпись: „Пропусти других вперед". Этот факт также можно считать показательным примером принципа взаимозависимости.
Столь различные отношения к своему „Я" оказывают влияние на многие аспекты эмоций. Во-первых, они изменяют суть позитивных эмоций. Приведу пример. Люди западной культуры любят превозносить свою значимость, в то время как азиаты стараются ее принижать. Поэтому нам, жителям Запада, нравится говорить о себе только в позитивном ключе».
Тут Далай-Лама счел нужным снова вмешаться, поскольку попытка провест



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь