|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54709
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ленных педагогических, социальных и культурных стратегии для оптимизации их развития.
Таким образом, в настоящий период разработки проблемы личности ее исследования располагаются в некотором континууме, который имеет одним своим полюсом оптимальность, высшие уровни развития и достижений, а другим — пессимальные, кризисные, регрессивные или связанные с преодолением трудностей. Восьмидесятые годы становятся периодом ренессанса концепции субъекта, которая была разработана Рубинштейном и Узнадзе еще в двадцатых годах, позднее конкретизирована Ананьевым, а начиная с семидесятых — момента выхода в свет книги Рубинштейна «Человек и мир» (1973) стала широко распространяться и была конкретизирована и развита его учениками — Абульха-новой-Славской и Брушлинским. В настоящее время она стала основным научным направлением исследовательской работы Института психологии РАН по крайней мере на два пятилетия [51]. Если в предшествующие периоды развития отечественной психологии сущность гуманистического подхода к личности проявлялась либо в идеале гармонически развитой личности и стремлении ее сформировать [57, 61, 62, 73, 111, 138, 172 и др], либо — более глубоко и содержательно — в понимании ее развития как человеческого духовно-нравственного становления (Анцыферова, Чудновский и др.), в признании ее индивидуальности, то в 70-90-ых годах — в контексте категории субъекта, превратившейся в целую проблемную область, рассмотрение личности приобретает явно выраженный аксиологический акцент. Для возглавляемого Брушлинским направления исследований центральной стала не констатация у личности неких ценностей, мировоззрения, включающего морально-этические принципы, а, с одной стороны, более классическая, с другой — весьма актуальная задача выявления того, как личность решает моральные проблемы и задачи. Эти исследования, носившие теоретико-эмпирический характер, соотносились с кольберговской концепцией уровней морального развития личности. Были выявлены собственно личностные детерминанты мыслительного процесса, во-первых. Во-вторых, обнаружено очень тонкое и неоднозначное соотношение интеллектуального и морального развития ребенка, что опровергло тезис Кольберга об опережении интеллектуальным морального развития (вполне в соответствии с когнитивной парадигмой) [59]. На детях была получена типология, в которой первый тип, не достигший определенного уровня интеллектуального развития (дей- 346 ствительно в соответствии со схемой Кольберга), не рассматривал моральные задачи как собственно проблемные. Но зато второй тип со столь же невысоким уровнем интеллектуального развития, оказавшись не в чисто теоретической, а в жизненной ситуации (наличие в семье противоречий между родителями) при условии личностной вовлеченности в моральные ситуации демонстрировал (в противоположность Кольбергу) ведущую роль именно морального развития, побуждаемого ситуацией моральных противоречий, к уровню которого затем подтягивалось и интеллектуальное. И основным аргументом для углубления концепции Кольберга послужило выявление типа, который не будучи интеллектуально развит, решал моральные задачи «умозрительно», личностно отстраненно, что свидетельствовало о его нравственной глухоте (Воловикова, О.П.Николаева). На основе подхода к сознанию как жизненной, личностной способности была поставлена проблема социального мышления личности как способа функционирования сознания. И в исследовании А.Н.Славской выявлен, исследован и обоснован переход от интерпретации, которая в основном исследовалась герменевтикой в переводах, текстах как условие преемственности поколений, к интерпретации как способности социального мышления личности, как наиболее динамичному механизму сознания. В интерпретации, у разных типов по-разному сочетаются собственно интеллектуальные и ценностные, оценочные механизмы и отношения [207, 208]. Анцыферовой развивается динамическая концепция личности, в которой ставятся проблемы выхода личности за свои пределы, рассматривается диахроника ее развертывания в жизни и деятельности, условия достижения ею оптимального жизнен-но-деятельностного состояния, поиска новых мотивов, условия совпадения с характером деятельности [18]. В начале следующего десятилетия, опираясь на результаты проведенных под ее руководством исследований, она рассматривает уже не столько развитие личности как проявление общих закономерностей развития, не только развитие личности как динамику жизни и ее периодов, а развитие как высшую форму ее динамики, как ее качественное преобразование. Оно связано с повышением уровня организации, с возрастанием способности осуществлять себя в более сложной системе жизненных отношений и воспринимать по-новому мир: более структурированным, более интегрированным и содержательным. Ею выделяется специальная способность личности к развитию — способность удерживать и сохра- 347 нять все позитивное содержание своей истории, аккумулировать результаты развития, актуализировать потенциальное содержание своего сознания и создавать нечто новое в мире и в самой себе, расширяя тем самым зону потенциального. Квалифицируя свой подход как психобиографический, она обобщает результаты исследований «субъективной картины жизни» как отражения в сознании человека прошлого, настоящего и будущего, субъективного переживания тех или иных периодов жизни человека по их насыщенности событиями, положенного в основу квалификации «психологического возраста» (А.А.Кроник), ведущей роли жизненных ценностей, лежащих в основе механизмов жизненных выборов (Л.С.Кравченко), роли когнитивного стиля личности (импульсивности-рефлексивности, по Дж.Кагану) в формально-динамических и содержательно-смысловых це-леполаганиях [224]. Последнее исследование, выполненное в категориях содержательно-смыслового и формально-динамического, явилось серьезным дополнением и определенным развитием концепции мотивации Асеева, поскольку в нем также выявились особенности актуальных и неактуальных сфер значимости, индивидуальные зоны успешности-неуспешности, временные амплитуды удержания целей, а также конкретизацией общей концепции активности Абульхановой-Славской как семантического интеграла личности. В каждом типе (когнитивном стиле) личности выявилось особое сочетание уровня активности с уровнем самоконтроля, а также радикализм — консерватизм, выражающийся в большей или меньшей самостоятельности, что проявилось в многообразии параметров и архитектонике системы целеполагания каждого типа. Существенно подчеркнуть, что целеполагание, которое в отечественной традиции неразрывно связывалось с деятельностью, здесь выступило как собственно личностная жизненная способность [223] и позволило обратиться к новой проблеме самоутверждения личности [222]. Обобщая проведенные в лаборатории исследования, Анцыфе-рова акцентирует проблематику жизненно-личностных трудностей, кризисов, барьеров: гипотезу И.И.Чесноковой о сензитив-ных периодах в развитии нравственного самосознания, которые подготавливаются противоречиями в моральном опыте личности, проблемными моральными ситуациями [226], данные исследования Е.С.Калмыковой о дисгармонии душевной жизни (как результате внесения в нее равно значимых для личности проти- 348 воречащих друг другу позиций и мнений), результаты исследований предельных возможностей человека, показавшие типы содержательно-смысловых и функционально-динамических барьеров (Асеев, Е.Д.Туманов). Важнейшим является вывод о необходимости подготовки человека к трудностям реализации поведения, регулируемого высшими потребностями в связи с особенностями аскетической и гедонистической жизненно-потребно-стных стратегий [78, 79]. Эти обобщения подвели Анцыферову к обсуждению не только абстрактно-теоретических проблем жизненного пути, но актуальных сегодня проблем трудных жизненных ситуаций, которые составили характерную для второй половины двадцатого столетия психологическую проблему «совладания» личности с этими ситуациями, выявления конструктивных, неконструктивных и порождающих стратегий такого совладания. Она дает глубокую классификацию таких стратегий совладания, связанную с психологическими особенностями сознания и поведения личности, обобщая опыт мировой психологии в разработке данной теоретико-практической проблемы. Типологический подход к личности позволяет ей сформулировать положение о неоднозначном влиянии на личность трудных жизненных ситуаций, что в конечном итоге выступает как новое звучание рубинштейнов-ского тезиса о личности как совокупности внутренних условий, о личностном опосредствовании процесса взаимодействия человека с миром. В контексте рубинштейновской парадигмы предпринято исследование взрослой развивающейся личности, которое восполняет огромный вышеуказанный пробел в отечественной науке о личности, вскрывая особенности движения к личностной психологической зрелости [204]. Этот пробел оставался неосознаваемым, теоретически не рефлексировался психологами, хотя продолжали разрабатываться теории личности ребенка, подростка [217], и общая теория личности, но отсутствовала теория личности взрослого. Поэтому проблемы самоопределения, развития, самоактуализации личности рассматривались достаточно абстрактно вне определения критериев и качеств взрослости, зрелости. Интегрируя мясищевскую модель личности как отношений, рубин-штейновскую триаду отношений личности к миру, другим людям и себе, Старовойтенко выделяет систему жизненных отношений личности, включающую интеллектуальные деятельно-продуктивные, социальные, профессиональные, нравственные и эстетичес- 349 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|