Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52630

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

"Нормальный стрессам его ценность для приобретения способности справляться с кризисами
В ходе обычного развития мы преодолеваем множество ситуаций, оторые дают нам возможность упражнять поведенческие и физические навыки для хорошей устойчивости. Искусство и образное представление могут помочь нам создать "платформу", с которой начинается адаптация к новым условиям и преодоление изменений в нашей личности и окружении.
Очень простые ситуации способствуют построению опыта преодоления природных форм стресса. С ранних времен мы знаем в чем состоит разница между пребыванием в домашнем окружении и вне его. Первое выражается в чувстве комфорта, а второе - дискомфорта. Например:
1. Оглядываясь и не зная как вести себя в непривычной ситуации, решая, поднимать ли оброненную вилку или нож, или как одеться, мы следуем обычаям и условностям, представляющим собой "социальную карту1' жизни. Она помогает нам создать "распознающую систему11 для того, чтобы быть "как все".
Это может иметь свою лицевую сторону, например, когда мы
хотим сохранить достоинство в одной из "тюрем", куда может поместить нас социальная ситуация. Вот некоторые примеры "временных систем11 прошлого, которые потеряли свою полезность и пали под натиском социальных изменений и в связи с ростом образовательного уровня:
312
- жена, держащаяся с достоинством перед раковиной и стиральной машиной (такое поведение в нашей жизни не встречается);
- менеджер или управленец, который держюхгя с достоинством перед селектором связи. Это поведение тоже ушло, как и представление о том, что нужно продолжать жить в несчастливом браке ради детей,
3. Злободневный пример социального и личностного стресса предоставляют нам экзамены, Закон об образовании 1870 года привел к внезапному увеличению количества экзаменов, используемых не только в качестве справедливых образовательных стандартов, но и в качестве критерия оценки при приеме на работу в государственные и правительственные учреждения и в другие места. Час-то не принимается во внимание, что экзамены служили и другим целям - предотвращению семейственности, или хотя бы являлись попыткой против о сто ять этому. Такая интерпретация может усложнить отказ от проведения экзаменов, даже когда потребность в них отпадает в связи с использованием других методов отбора и оценки. Это является примером сопротивления переменам, в свете которых устоявшиеся формы, в нашем случае экзамены, являются стрессо-генным фактором*
4. Приводя примеры "временных систем11, мы можем назвать "решительным экзаменом71 историю Шахерезады и Калифа в "1001 ночи". Большинство из нас считает, что Шахерезада, рассказывая заинтригованному Калифу каждую ночь сказку с продолжением, сохраняет свою жизнь, хотя многие другие потеряли головы, пытаясь заинтересовать своих лордов или господ. На самом деле оригинальная история описывает более значимую "временную систему", которая больше подходит для преодоления стресса в данной ситуации: Шахерезада рассказывает сказки мальчику, а присутствующий Калиф следит, чтобы сказка была прервана в то время, когда мальчику пора спать.
Этот намек позволяет нам понять мудрость БиБиСи, показывающую в "детское" телевизионное время добрые фильмы и сказки, которые могут смотреть также и взрослые, проводя какое-то время со своими детьми. Взрослые могут использовать "детское время" как "временную систему"» **тобы увидеть в фильме то, что они не могли бы увидеть, если бы этот фильм демонстрировался после 9 часов (даже если бы они хотели этого, он расценивался бы как детский).
5. Некоторые формы стресса, которые в прошлом расценивались как "нормальные11, сейчас рассматриваются как повод для возможного срыва или нетерпимости к разделению ответственности. Работы James и Joyce Robertson (см. Robertson, 1958), касающаяся разлучения матери и ребенка в раннем детстве, описывает условия и процессы, в которых: стресс возрастает или модифицируется в различные последствия, имеющие значение для взрослого. Систематические на-
313
блюдеяия и анализ Bowlby (1969, 1973) являются фундаментальным вкладом в исследования такого рода.
Организационный стресс в условиях социальных и техлологическихизменений
Лидерство в рабочей группе
Изменение характера лидерства, необходимое для того, чтобы справиться с требованиями "идентичности" и удовлетворенности работой» крайне недооценивалось. Групповая цель требует от своих членов реального, а не искусственного чувства значимости: не только быть нужным, но быть кем-то и иметь необходимые полномочия.
Возникновение специфических социальных установок у молодежи связано с недостатком устойчивости к двойным ценностям и стандартам. Вместе с тем, уже рассмотренная проблема увеличения "участия" приводит к росту ответственности и обязательности в отношении работы.
Таким образом, "пара рук11, за использование которых компания платит деньги, жертвует .во время забастовок и при требовании увеличения заработной платы немногим больше, чем управленцы, профсоюзы и их члены, которые также являются работниками фирмы.
Однако если мы попытаемся определить роль "участия" для мужчин и женщин, то в действительности можем обнаружить, что:
а) кто-то не хочет быть рядовым, а стремится к ответственному
посту;
б) люди могут расти и искать в работе резервы, что непосредственные руководители и высшее руководство могут расценивать как угрозу для себя и с трудом мирятся с этим;
в) изучение взаимоответственности требует разделения общих целей, кругозора, старания и т.п. Это может рассматриваться и как внутренняя задача, и как предмет для приложения сил. Так, новые формы организации труда (Klein, 1976) требуют новых концепций лидерства и контроля.
Отношения "начальника" и "рядового" члена коллектива меняются, когда последний принимает на себя часть ответственности за работу. Но, делая это, он должен быть способен доверять руководству (компании либо профсоюза) в том, что он не проиграет или что его ставка не будет в результате сокращена (Bridger, 1971),
-
Проблемы членства в нескольких группах
Несмотря на то» что армия связанных, взаимодополняющих и раз-ноориентированных производственных организаций, объединений и
314
профсоюзов сейчас широко представлена на индустриальной сцене, стресс, возникающий so взаимоотношениях "руководитель-подчиненный" может появляться повсюду, (Свидетельство тому - нередкое несогласие между профсоюзом и управляющим магазином или между управляющим магазином и работниками).
tT В ременная система", используемая доя решения стрессогенного конфликта внутри и между такими группами, - это обычно то, что называется "переговорами" или "соглашением". Первоначально они появились как грубый и примитивный метод, имеющий древние культурные корни и позволяющий, как и упомянутые ранее экзамены, снижать тревогу, возникающую от недоверия и конфликта ценностей и норм. Конечно, нельзя не сказать, что, хотя в умелых руках этот примитивный метод исследования становится искусством, поиск "решений" может происходить только в ограниченном числе "временных систем".



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь