|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52630
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке "Нормальный стрессам его ценность для приобретения способности справляться с кризисами
В ходе обычного развития мы преодолеваем множество ситуаций, оторые дают нам возможность упражнять поведенческие и физические навыки для хорошей устойчивости. Искусство и образное представление могут помочь нам создать "платформу", с которой начинается адаптация к новым условиям и преодоление изменений в нашей личности и окружении. Очень простые ситуации способствуют построению опыта преодоления природных форм стресса. С ранних времен мы знаем в чем состоит разница между пребыванием в домашнем окружении и вне его. Первое выражается в чувстве комфорта, а второе - дискомфорта. Например: 1. Оглядываясь и не зная как вести себя в непривычной ситуации, решая, поднимать ли оброненную вилку или нож, или как одеться, мы следуем обычаям и условностям, представляющим собой "социальную карту1' жизни. Она помогает нам создать "распознающую систему11 для того, чтобы быть "как все". Это может иметь свою лицевую сторону, например, когда мы хотим сохранить достоинство в одной из "тюрем", куда может поместить нас социальная ситуация. Вот некоторые примеры "временных систем11 прошлого, которые потеряли свою полезность и пали под натиском социальных изменений и в связи с ростом образовательного уровня: 312 - жена, держащаяся с достоинством перед раковиной и стиральной машиной (такое поведение в нашей жизни не встречается); - менеджер или управленец, который держюхгя с достоинством перед селектором связи. Это поведение тоже ушло, как и представление о том, что нужно продолжать жить в несчастливом браке ради детей, 3. Злободневный пример социального и личностного стресса предоставляют нам экзамены, Закон об образовании 1870 года привел к внезапному увеличению количества экзаменов, используемых не только в качестве справедливых образовательных стандартов, но и в качестве критерия оценки при приеме на работу в государственные и правительственные учреждения и в другие места. Час-то не принимается во внимание, что экзамены служили и другим целям - предотвращению семейственности, или хотя бы являлись попыткой против о сто ять этому. Такая интерпретация может усложнить отказ от проведения экзаменов, даже когда потребность в них отпадает в связи с использованием других методов отбора и оценки. Это является примером сопротивления переменам, в свете которых устоявшиеся формы, в нашем случае экзамены, являются стрессо-генным фактором* 4. Приводя примеры "временных систем11, мы можем назвать "решительным экзаменом71 историю Шахерезады и Калифа в "1001 ночи". Большинство из нас считает, что Шахерезада, рассказывая заинтригованному Калифу каждую ночь сказку с продолжением, сохраняет свою жизнь, хотя многие другие потеряли головы, пытаясь заинтересовать своих лордов или господ. На самом деле оригинальная история описывает более значимую "временную систему", которая больше подходит для преодоления стресса в данной ситуации: Шахерезада рассказывает сказки мальчику, а присутствующий Калиф следит, чтобы сказка была прервана в то время, когда мальчику пора спать. Этот намек позволяет нам понять мудрость БиБиСи, показывающую в "детское" телевизионное время добрые фильмы и сказки, которые могут смотреть также и взрослые, проводя какое-то время со своими детьми. Взрослые могут использовать "детское время" как "временную систему"» **тобы увидеть в фильме то, что они не могли бы увидеть, если бы этот фильм демонстрировался после 9 часов (даже если бы они хотели этого, он расценивался бы как детский). 5. Некоторые формы стресса, которые в прошлом расценивались как "нормальные11, сейчас рассматриваются как повод для возможного срыва или нетерпимости к разделению ответственности. Работы James и Joyce Robertson (см. Robertson, 1958), касающаяся разлучения матери и ребенка в раннем детстве, описывает условия и процессы, в которых: стресс возрастает или модифицируется в различные последствия, имеющие значение для взрослого. Систематические на- 313 блюдеяия и анализ Bowlby (1969, 1973) являются фундаментальным вкладом в исследования такого рода. Организационный стресс в условиях социальных и техлологическихизменений Лидерство в рабочей группе Изменение характера лидерства, необходимое для того, чтобы справиться с требованиями "идентичности" и удовлетворенности работой» крайне недооценивалось. Групповая цель требует от своих членов реального, а не искусственного чувства значимости: не только быть нужным, но быть кем-то и иметь необходимые полномочия. Возникновение специфических социальных установок у молодежи связано с недостатком устойчивости к двойным ценностям и стандартам. Вместе с тем, уже рассмотренная проблема увеличения "участия" приводит к росту ответственности и обязательности в отношении работы. Таким образом, "пара рук11, за использование которых компания платит деньги, жертвует .во время забастовок и при требовании увеличения заработной платы немногим больше, чем управленцы, профсоюзы и их члены, которые также являются работниками фирмы. Однако если мы попытаемся определить роль "участия" для мужчин и женщин, то в действительности можем обнаружить, что: а) кто-то не хочет быть рядовым, а стремится к ответственному посту; б) люди могут расти и искать в работе резервы, что непосредственные руководители и высшее руководство могут расценивать как угрозу для себя и с трудом мирятся с этим; в) изучение взаимоответственности требует разделения общих целей, кругозора, старания и т.п. Это может рассматриваться и как внутренняя задача, и как предмет для приложения сил. Так, новые формы организации труда (Klein, 1976) требуют новых концепций лидерства и контроля. Отношения "начальника" и "рядового" члена коллектива меняются, когда последний принимает на себя часть ответственности за работу. Но, делая это, он должен быть способен доверять руководству (компании либо профсоюза) в том, что он не проиграет или что его ставка не будет в результате сокращена (Bridger, 1971), - Проблемы членства в нескольких группах Несмотря на то» что армия связанных, взаимодополняющих и раз-ноориентированных производственных организаций, объединений и 314 профсоюзов сейчас широко представлена на индустриальной сцене, стресс, возникающий so взаимоотношениях "руководитель-подчиненный" может появляться повсюду, (Свидетельство тому - нередкое несогласие между профсоюзом и управляющим магазином или между управляющим магазином и работниками). tT В ременная система", используемая доя решения стрессогенного конфликта внутри и между такими группами, - это обычно то, что называется "переговорами" или "соглашением". Первоначально они появились как грубый и примитивный метод, имеющий древние культурные корни и позволяющий, как и упомянутые ранее экзамены, снижать тревогу, возникающую от недоверия и конфликта ценностей и норм. Конечно, нельзя не сказать, что, хотя в умелых руках этот примитивный метод исследования становится искусством, поиск "решений" может происходить только в ограниченном числе "временных систем". Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|