|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46663
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке пульсивное утверждение обиженного самоуважения. Близко связано с этим общее переживание смущения (называемого самосознанием), означающее, что наше эго выставлено напоказ. Заметный пример этого — боязнь сцены. Гордость — это один общепринятый синоним самоуважения, самолюбие — другой.
Я в раннем возрасте: резюме Мы сказали, что в течение первых трех лет жизни постепенно развиваются три аспекта самосознания: Аспект 1 — чувство телесного Я. Аспект 2 — ощущение непрерывной самоидентичности. Аспект 3 — самоуважение, гордость. Свой вклад в развитие вносят многие влияния: созревание (анатомическое и физиологическое), повторяющиеся телесные ощущения, память, опирающаяся на словесные понятия, собственное имя ребенка, выполняющее роль причала, фрустрации в ходе процесса исследования и манипулирования окружением, период негативизма, когда ребенок упражняет свое появляющееся ощущение Я. На этой стадии ребенок начинает ощущать себя самостоятельным и отделенным от других. Но даже теперь он легко может «деперсонализироваться» в игре и ощутить себя предметом, животным или другим человеком. Конечно, больше всего ребенка стимулируют именно люди. Он учится тому, что их поступки и его реакции, а также его действия и их реакции всегда взаимосвязаны. Я и Другой играют в непрерывную игру взаимодействия, как взрослые в теннис. Между ними идет непрерывный «разговор жестов». Дж. Г. Мид, описавший этот процесс, считает, что первоначальное чувство Я в основном образуется из установок, слов, жестов других людей, которые ребенок воспринимает, имитирует и на которые отвечает. Таким образом, его чувство Я — продукт поведения других людей по отношению к нему. Одни относятся к нему как к потомку, другие — как к брату или сестре, как к товарищу по играм или как к чужому. Они, так сказать, — его «зеркальное Я» или его роли в жизни, и пока у него развивается чувство непрерывности и идентичности, он никогда не освободится от видения себя с точки зрения тех ролей, которые он играет, то есть представлений других людей о нем. Мид говорит, что Я во всех его аспектах — это преимущественно социальный продукт16. В общем, мы согласны с Мидом, хотя он склонен к преувеличениям. От четырех до шести Описанный нами процесс идет на протяжении дошкольных лет и далее. Эволюция Я еще далека от завершения. Как мы сказали, дошкольник легко теряет свою самоидентичность. Он огорчается, если мы не узнаем его превращений. Фантазия и реальность сливаются. В игровой жизни господствует выдумка. Появляются воображаемые товарищи. У 20 % (а возможно, и больше) детей в возрасте от четырех до шести лет есть воображаемые товарищи17. 16 Mead G H Mmd, self and society Chicago Umv of Chicago Press, 1934 17Ames L В, Learned J rmagmary companions and related phenomena // Journal of Genetic Psychology 1943 Vol 62 P 147-167 250 Структура и развитие личности У ребенка этого возраста есть еще затруднения с местоимениями. Маргарет Мид описывает диалог между ярким четырехлеткой и его учителем18: Стюарт: Знаете, Я — это имя. Мое имя. Учитель: Я — это и мое имя. Стюарт: Нет, мое. Как оно может быть твоим? Я — это Я. Учитель: Я тоже. Стюарт: Нет. Ты — не Я. Я — это Я. Ты — это ты. (После паузы) Я — это Я для меня, а ты — Я для тебя! Это хороший пример научения посредством инсайта. Внезапная перемена в точке зрения Стюарта является также примером того, что Пиаже называет «рецип-рокностью». Спустя некоторое время ребенок, наконец, оказывается в состоянии встать на точку зрения «другого» и, делая так, оттачивает свое собственное чувство отделения от других19. В этот период телесное Я ощущается все сильнее. Пятилетний мальчик перед операцией по удалению миндалин сказал: «Мне не нравится, чтобы я не был самим собой, а именно это произойдет, если из меня заберут даже самую маленькую миндалину»20. Фрейдисты назвали бы страх этого мальчика разновидностью страха кастрации. Все части тела, особенно гениталии, начинают казаться ребенку приватными и важными. Неумные взрослые, угрожающие ребенку нанесением телесных повреждений (например, «отрезать это», когда ребенок занимается сексуальными играми), сеют глубокие страхи и, таким образом, угрожают развивающемуся желанию автономии и целостности. Наши тела — это наши предпочтения. Даже когда мы достаточно стары, знаем свои ограничения и страдаем от этого знания, мы все еще согласны с Тачстоуном: «Уродливая вещь, но моя собственная». В одном отношении ребенок четырех—шести лет ужасно эгоцентричен. Он рассматривает мир как существующий для его пользы. Он считает, что солнце следует за ним, чтобы посмотреть, хороший ли он мальчик. Для него Бог или Санта Клаус — это существа, основная обязанность которых — служить ему. Ребенок фактически не осознает никакой структуры мышления, отличной от его собственной (существуют только скудные зачатки реципрокности). Он принимает свою точку зрения за абсолютную, убежден, что другие думают так же, как он, и не чувствует необходимости объяснять свои утверждения. Но вся эта эгоцентричность, строго говоря, не является сфокусированной на себе, она вытекает просто из субъективной природы мышления ребенка в этот период. Он не знает, что это исключительно его. В течение этого периода к трем аспектам самости, которые мы ранее обсудили, добавляются еще два: Аспект 4 — расширение Я. Аспект 5 — образ Я. 18 MeadM New lives for old N Y Morrow, 1956 P 128 19 Полномасштабная «реципрокность» невозможна примерно до возраста 12 лет, когда ребенок обычно осознает, что точка зрения другого человека может быть так же хороша и верна, как и его собственная Исследование показывает, что швейцарские дети до 12 лет убеждены, что французы в глубине души на самом деле хотели бы быть швейцарцами Только в пубертатном периоде они действительно понимают, что другому человеку его взгляды на жизнь кажутся такими же правильными и желательными, какими взгляды ребенка кажутся ему Полноценная реципрокность достигается медленно Даже некоторым взрослым не удается ее достичь (См PiagetJ, Weil A The development m children of the idea of the homeland and of relations with other countries // Tnternational Social Science Bulletin 1951 Vol 3 P 561-578) 20 Stone L J, Church J Childhood and adolescence N Y Random House, 1957 P 161 Развитие чувства Я 251 Мы сказали, что чувство соперничества появляется только после трех лет. С ним приходит чувство обладания. Мяч мой, мне принадлежит трехколесный велосипед. Мой папа, мой брат, мой дом ощущаются как теплые части моего Я. Конечно, ребенок еще не может расширить себя настолько, чтобы охватить свою страну, свою церковь или свою карьеру. Относительно взрослых мы иногда говорим: «Человек — это то, что он любит» (см. главу 12). Говоря так, мы имеем в виду, что лучше узнаем личность через знание того, что входит в расширенное Я. Но у маленького ребенка есть только зачатки такого расширения Я. В зачаточном состоянии находится также и образ Я. Ребенок начинает узнавать, что его родители хотят, чтобы он был «хорошим» мальчиком, а также что временами он «непослушный». Через процесс взаимодействия он узнает, что именно его родители ожидают от него, и сравнивает эти ожидания со своим собственным поведением. Конечно, пока еще у него нет ни ясно развитого сознания, ни какого-либо образа себя, каким бы он хотел стать, когда вырастет. Однако он закладывает фундамент для намерений, целей, чувства моральной ответственности и самопознания. Все это позднее сыграет большую роль в его личности. В детстве способность думать о себе (какой ты есть, каким хочешь стать и каким должен стать) только зарождается. От шести до лвеналиати Чувство идентичности, образ Я и способности к расширению Я резко возрастают с поступлением ребенка в школу. Его одноклассники откровенны и жестоки по отношению к его слабостям или особенностям (идиосинкразиям). Они критически относятся к нему и дразнят («четыре глаза», «жирный»). Такие прозвища обижают, но они же помогают установить идентичность и делают более острым внутреннее ощущение самости. Ребенок вскоре узнает: то, что ожидают от него вне дома, сильно отличается от родительских стандартов. Племенные (ровесников) стандарты одежды и речи — это что-то новое. Мальчик как можно скорее должен научиться быстро переключаться с резкого и непристойного разговора сверстников на более вежливый тон его родителей и каким-то образом вместить в себя оба мира. Когда дети вступают в общество сверстников, они получают резкий урок «испытания реальностью». Они фактически учатся говорить: «Теперь я должен делать то. Теперь я должен делать это. Теперь я должен быть осторожным. Теперь я могу делать как мне нравится». Такие переключения интенсифицируют чувство Я. Хорошо известно, что дети этого возраста становятся моралистами и законниками. Есть правила, которым надо жестко следовать. Родительские правила важны, но правила банды совершенно обязательны. Ребенок еще не доверяет себе быть независимым моральным субъектом. Его ощущение Я комфортно, только если он адаптируется к внешним правилам, расширяет свое Я в пространстве банды и формирует образ защищенного конформиста. Ребенок горячо верит, что его семья, религия и группа сверстников правы. Он может ощущать конфликт между стандартами родителей и сверстников, но он твердо верен этим конкретным расширениям себя. В этот период важным принципом научения становится «идентификация». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|