Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122071

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Мнемические процессы — совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминание, воспроизведение, забывание и пр. Логическая или словесно-логическая память — запоминание и воспроизведение мыслей.
Произвольная память — психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.
Механическая память или механическое запоминание — способность запоминать без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.
риала приводит к качественной перестройке в организации мнемичес-ких процессов. Большинство детей, достигших подросткового возраста, продолжая обучение, вынуждены отказаться от дословного заучивания с помощью повторений.
В процессе усложнения обучения и развития интеллектуальных способностей дети начинают трансформировать текст или другой учебный материал, облегчая его запоминание и воспроизведение. Осваиваются разнообразные мнемические приемы, а воспроизводя учебный материал, большинство детей уже достаточно легко передают смысл прочитанного.
В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает того уровня, при котором ребенок переходит преимущественно к использованию этого вида памяти.
Вместе с тем при доминированном использовании логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может привести к возникновению ряда негативных явлений. Так, вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток, в том числе и механически. Однако в связи с вышеизложенными тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием, и они предъявляют жалобы на плохую память. Причем подобные жалобы у подростков могут встречаться даже чаще, чем у младших школьников. Вероятно, данная проблема является одной из причин, обусловливающих интерес подростков к способам улучшения запоминания.
Возрастные нормы
В подростковый период помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти.
Исследования
А. Н. Леонтьев изучал закономерности развития у детей двух основных видов памяти — непроизвольной и произвольной. В результате ему удалось установить особенности их преобразования в старшем школьном возрасте.
Он показал, что в раннем дошкольном и дошкольном возрасте происходит постепенное улучшение непроизвольного запоминания, причем быстрее, чем произвольного. Одновременно с этим от дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв, существующий между продуктивностью непроизвольного и произвольного запоминания.
В подростковом и юношеском возрасте продуктивность непроизвольного запоминания замедляется и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 323
С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. Если в раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы ребенка, то в процессе его развития память постепенно теряет свою доминирующую роль. Так, мышление ребенка в раннем детском возрасте во многом определяется его памятью, а процесс мышления в значительной степени является процессом воспроизведения.
При достижении ребенком младшего школьного возраста между мышлением и памятью сохраняется тесная взаимосвязь. Более того, мышление развивается в непосредственной зависимости от памяти.
Однако в подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями. Исследования особенности мнемических процессов подростков показали, что в этом возрасте уже мышление определяет особенности функционирования памяти. Например, процесс воспроизведения информации в значительной степени определяется особенностями функционирования мыслительных процессов, также как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение информации заключается в восстановлении материала по этим отношениям.
Возрастные нормы
В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти.
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Фантазия — продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отраженной в сознании. В некоторых случаях термин «фантазия» используется в качестве синонима воображения.
Параллельно с развитием мышления, восприятия и памяти у подростка развивается воображение. Это прежде всего проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества.
Следует подчеркнуть, что воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только существенно богаче фантазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъемлемой частью его психической жизни. Это позволило Л. С. Выготскому высказать предположение о том, что фантазия подростка — это игра ребенка, переросшая в фантазию.
Вместе с тем фантазии ребенка выполняют еще одну значимую функцию — регуляторную. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.
и*

324 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.
Письменная речь — особый вид речи, использующий графические символы для передачи речевых звуков.
В подростковом и раннем юношеском возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, а также монологической и письменной речи.
Так, основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть.
Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.
В свою очередь письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.
Возрастные нормы
Основной особенностью развития чтения у подростков является развитие способности декламировать наизусть.
Существенно изменяется и монологическая речь подростков — появляется способность самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.
В свою очередь, письменная речь улучшается в направлении от способности подростка к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.
Анализируя изменения, которые происходят с развитием речи и чтения у детей в подростковом возрасте, можно утверждать, что развитие данных психических процессов в значительной степени также определяется особенностями развития мышления подростков. Поэтому особое значение в речевом развитии ребенка приобретает соединение и взаимопроникновение мышления и речи. В подростковом возрасте это проявляется в умении ребенка составлять план устного или письменного текста, а в раннем юношеском возрасте (в старших классах) ребенок уже в состоянии составить план речи, выступления и следовать ему.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Притча «Опять о Любви»
  • Притча «Краденная любовь»
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Как освободить своё сердце от любви и забыть любимого человека, если любовь в тягость
  • Сельченок К.В. Психосексология.
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Слова для цветка любви»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Главный Редактор. Гороскоп Любовь для Рыб (21 февраля - 20 марта)
  • Притча «Любовь»
  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Любовь и Смерть»
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Притча «История одной любви»
  • Притча «Состязание поэтов»
  • Притча «Что такое любовь...?»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Притча «Любовь и Разлука»
  • Притча «Генерировать любовь»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психоаналитические афоризмы II. - Шелдон Роут
  • Гаврилюк Анна Владимировна. Проект 'Моя малая родина'
  • Притча «Любовь до гроба»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Притча «Любовь»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Программа по краеведению для старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Притча «Станьте любовью?»
  • Любовь; love
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Притча «Ненависть и Любовь»
  • Притча «Слова любви»
  • Агапэ; agape
  • Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться S+-
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Слово о любви»
  • Кельберг Любовь Михайловна , Кузнецова Олеся Владимировна. Проект социального партнерства «Я — Ангарчанин»
  • Психоаналитические афоризмы V. - О любви
  • Притча «Бог есть Любовь!»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь