Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 40578

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

рует групповое поведение через групповую дискуссию; попустительствующий руководитель устраняется от руководства, отдает всю власть членам группы, (Различия между тремя стилями руководства даны в табл. 1,) Исследования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чем авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, и чем попустительствующий, отказывающийся от управления. Демократичный стиль руководства (как и авторитарный) связан с решением главных задач в группе. Стиль руководства в терапевтических группах можно также рассматривать в диапазоне от попустительского, центрированного на участнике и неструктурированного, до автократимного, центрированного на руководителе и жестко структурированного* Центрированная на руководителе ориентация обычно связана с более структурированным групповым подходом.
Основные стили руководства
Таблица 1
Авпюритаонып Демократический Попустительский
Все виды поведения определяются руководителем. Поведение определяется групповой дискуссией при содействии руководителя. Полная свобода индивидуальных и групповых решений при минимальном участии руководителя.
Канады й шаг в деятельности группы директивно продиктован руководителем. Групповые цели намечаются в ходе групповой дискуссии. Две (или более) альтернативные процедуры группового занятия часто предлагаются руководителем. Материалы для групповых занятий предоставляются руководителем, хотя информация предлагается им только в ответ на запрос
Руководитель определяет индивидуальные задачи и партнеров для работы. Определение задачи и выбор партнеров для ее решения — дело группы. Руководитель устраняется от руководства.
Руководитель «субъективно» хвалит или критикует отдельных участников, оставаясь в стороне от участия в групповом процессе и ограничиваясь де мо нот рир о ва ни ем. Руководитель «объективно» хвалит и критикует участников, постоянно стараясь быть участником группы. Руководитель редко комментирует действия участников и не пытается оценивать или регулировать ход событий.
В основе социально-психологической характеристики стилей руководства лежит ряд допущений, касающихся личностных особенностей человека. Магрегор (I960) постулировал теорию X и теорию Y. Теория X рассматривает людей как слабо побуждающих себя к активности и стремящихся избежать ответственности. Теория Y полагает, что люди творчески и ответственно контролируют и направляют себя в достижении
336
своих целей. В жестко структурированной группе, сильно центрированной на руководителе, участников рассматривают как неспособных помочь самим себе в разрешении своих конфликтов, поэтому руководитель направляет, ведет группу и контролирует взаимодействие в ней.
Основные разногласия современной групповой терапии касаются вопроса о том, насколько руководитель должен принимать участие в группе. Бах (1954) считает, что структурированный подход усиливает начальную кооперацию, понижает тревожность и сопротивление руководителя и участников, конкретизирует их ожидания и, таким образом, предоставляет им возможность сконцентрироваться на проблемах отдельной личности и целях группы. Социально-психологические исследования дают основания полагать, что на ранних стадиях развития группы, чем слабее структурирована группа, тем больше участников привлекает центрированная на руководителе ориентация.
Гибб (1961) утверждает, что, как только установится ситуация центрированности на руководителе, он должен будет осуществлять постоянный контроль для сдерживания участников, испытывающих чувство недоверия к группе и оказывающих ей сопротивление. Существует риск, что группы такого типа будут полностью зависеть от руководителей, перелагая на них всю ответственность за активные действия и выполнение задач. Так, внутренние потребности каждого участника будут удовлетворены лишь в той степени, в какой руководители смогут или пожелают распространить на них свои знания и умения,
Лэкин и Костанцо (1975) подчеркивают, что руководителям важно преодолевать стремление групп к зависимости и сообщать им уверенность в их способности к самоуправлению. Положительно оценивая личностные качества участников, руководители предоставляют им возможность испытать огорчения и тревоги неструктурированной ситуации и таким образом познать природу положительной структуры и потребность в ней. В случае успеха, например, в неструктурированной Т-группе возникает позитивная терапевтическая среда, отличающаяся высокой моралью и сплоченностью.
Однако отказ руководителя от управления может восприниматься группой как возможность отклониться от норм, В такой ситуации более доминантные участники прибегают к тактике «сильной руки», а более робкие — отдаляются, прекращают
337
участие в работе группы. Участники испытывают тревогу и замешательство, теряют ориентацию, и если руководитель не сумеет помочь групповому развитию, то возникшая эмоциональная проблематика членов группы может стать причиной психологических нарушений.
Большинство руководителей групп осуществляют стиль руководства^ занимающий промежуточное между авторитарным и попустительским стилями место. Идеологические школы, к которым принадлежат руководители, нередко оказывают слабое влияние на их стиль и поведение. Сравнивая несколько групповых подходов по большой шкале, Либерман, Ялом и Майлз (1973) нашли, что как контролируемые руководителем, жестко структурированные группы, так и слабо структурированные группы были по измеренным результатам малоэффективны. Практически вряд ли можно говорить о противопоказаниях структурированного подхода для групповой терапии, вопрос структуры — это скорее вопрос о виде и степени структурированности. В надлежащий момент структурированный подход вносит ясность в групповой процесс, переключает группу на ситуацию «здесь и теперь» и создает терапевтическую сплоченную групповую атмосферу. Задачами руководителя являются обеспечение надежной, продуктивной атмосферы, благоприятствующей независимости и автономии. Можно надеяться, что ответственный руководитель, осуществляя свой стиль руководства, будет использовать методики вдумчиво, в соответствии с теорией, понимая, что групповые процессы развиваются и им требуется время, чтобы созреть.
На подходы, используемые отдельными руководителями, могут влиять их личностные качества. Например, руководителю, рискующему создать отрицательную обратную связь, может быть удобен неструктурированный подход, предусматривающий попустительский стиль руководства.
Руководители гибких эффективных групп признают, что им приходится на протяжении всего времени развития группы варьировать свой стиль руководства в соответствии с ситуацией и групповыми нуждами. Авторитарное руководство может быть более необходимым, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс, динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит. Следует подчеркнуть, что чем более эффективно поведение участников, тем менее активен руководитель. Руководители должны с учетом
338
конкретной ситуации оценивать состав, знания и умения группы, время, которым они располагают, и собственную ответственность. Руководители должны быть также восприимчивы к изменениям ситуации в группе. Например, использование структурированных упражнений ускоряет преодоление группой начальной нерешительности и трудностей организационного периода, помогает участникам в ограниченное время пережить последовательность процесса развития малой группы.

Каковы функции руководителя? В психокоррекционных группах руководители обычно играют четыре поведенческие роли: эксперта, катализатора, дирижера и образца участника.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мальгина Ирина Николаевна. «Система работы с детьми по знакомству с правилами дорожного движения»
  • Серобабина Ольга Юрьевна. Значение развития тонкой моторики рук в дошкольном возрасте
  • Дерябина Марина Алексеевна. Консультация для воспитателей «Прививание детям практических навыков соблюдения правил дорожного движения»
  • Белейчук Юлия Викторовна. Логопсихология
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Редактор. Как сделать Азбуку Безопасности дорожного движения в домашних условиях
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Елена Онишенко. Родителям о правилах дорожного движения
  • Притча «Как создавалась женщина»
  • Пилипенко Олеся. Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога
  • Юлия Кумакова. «Способности и дарования детей на кончиках их пальцев»
  • Кахтаева Элла Витальевна. Презентация по правилам дорожного движения для детей среднего, старшего дошкольного возраста
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Редактор. Музыкально-ритмические движения в жизни детей
  • Володина Светлана Александровна. Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Быковских Галина Александровна, Мельниченко Мария Георгиевна. Правила дорожного движения для всех без исключения
  • Бретт Блюменталь. Практика медитации: путь к успеху
  • Исакова Ольга Валерьевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Дубровская Марина Михайловна. Безопасность дорожного движения для детей в ДОУ
  • Зинфира Газизянова. Конспект НОД по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у знатоков ПДД»
  • Пашовкина Евгения. Час общения Занятие по правилам дорожного движения 2 класс
  • Стамболи Виктория Сергеевна. Картотека дидактических игр, нацеленных на развитие связной речи дошкольников
  • Притча «Притча про честь»
  • Валиуллина Ираида Ибрагимовна. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения посредством продуктивной деятельности.
  • Притча «Вода»
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Четыре стадии развития компании.
  • Притча «Волк и белка»
  • Шааб Татьяна Владимировна. Развитие мелкой моторики: виды обучающих средств для дошкольников.
  • Федотова Светлана Юрьевна. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста
  • Притча «Бессмыслица»
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Редактор. Пальчиковые игры
  • Притча «Шакал и ветка дерева»
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Воронина Ксения Михайловна. Презентация - изучения правил дорожного движения
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Мравян Оксана Юрьевна. Консультация по Правилам дорожного движения «Родители, будьте осмотрительнее!»
  • Редактор. О правилах дорожного движения для младших дошкольников
  • Притча «Он и Она»
  • Коростелева Татьяна Ивановна. 'Таланты детей на кончиках их пальцев' (обучающее занятие для родителей)
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Прокофьева Елена Николаевна. Индивидуальные коррекционные занятия учителя-логопеда с использованием массажных мячей
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Бузаева Елена Николаевна. Буклет 'Правила дорожного движения'
  • Ирина Петракова. Памятка для родителей о соблюдении правил дорожного движения!!!
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь