Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60431

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

й темой научной карьеры; она занималась изучением и исследованием этой области, когда была студенткой, аспиранткой, а затем и доцентом университета Миннесоты (позже она перевелась на психологический факультет Стэнфордского университета).
Родители Джин, университетские профессора, были иммигрантами из Тайваня. Они приехали в Соединенные Штаты преподавать естественные науки. Родным языком Джин был тайваньский вариант китайского — воспитательница в детском саду посоветовала родителям не разговаривать с ней на тайваньском наречии, чтобы она не приобрела характерного акцента. (Джин со смехом говорила, что лучше бы им посоветовали разговаривать с ней только по-тайваньски, — и тогда у нее был бы шанс научиться английскому у истинных носителей языка!)
Джин выросла в Питсбурге, где было очень мало выходцев уз Азии. Затем семья переехала в Калифорнию; здесь Джин впоследствии поступила в Стэнфордский уни
верситет, а затем стала аспиранткой университета в Беркли. Только после переезда в Калифорнию, где доля выходцев из Азии была намного больше, Джин начала осознавать, что многое из того, во что она верила, было связано с ее азиатским воспитанием.
В частности, Джин начала замечать, что во многих отношениях она чувствовала и вела себя — и это ощущается до сих пор — очень по-тайски. Особенно это касается скромности и лояльности, а также способности чутко улавливать ощущения других людей. Джин пришла к выводу, что желание оставаться в тени, уходящее корнями в ее национальные особенности, часто ошибочно принимается американцами европейского происхождения за низкую самооценку или неуверенность в себе. Такое положение вещей подхлестнуло интерес Джин к теме влияния культуры на психологию, и она получила возможность заняться этой темой в Стэнфорде — там ей удалось совместить профессиональные интересы с личными.
Ко времени написания ее дипломной работы об отношениях между младшими и старшими поколениями американцев китайского и европейского происхождения культурная психология, которая впервые заявила о себе в 1960-х, а потом сошла на нет, начала возрождаться. В то же самое время ее сокурсники поголовно заразились «политикой идентичности»* конца 1980-х, и Джин вместе с друзьями начала задаваться вопросом, что значит быть американцем азиатского происхождения. Эти размышления породили интерес Джин к влиянию культуры на наше восприятие себя, на наши чувства, мысли и поступки — другими словами, она задалась целью инкорпорировать тему культуры в научный диалог о психологии человеческого поведения.
* Общественное движение за права преследуемых или ущемляемых общественных групп с особым социальным положением, например черных, индейцев, сексуальных меньшинств и так далее. — Прим. перев.
Джин выбрала аспирантуру в Беркли, чтобы иметь возможность работать и общаться с Робертом Левенсоном, выдающимся исследователем, который занимался изучением влияния на эмоции таких факторов, как культура, пол и возраст. Исследования, которые Джин начала в аспирантуре и продолжает до сих пор, должны были стать темой ее презентации этим утром.
Начало дня
Пока все рассаживались, я негромко, чтобы не привлекать внимания, спросил Далай-Ламу: «Как вы себя чувствуете?» Он ответил, что «сегодня лучше», но остаточный кашель продолжал беспокоить его в течение дня.
Несмотря на то что прислуживавший монах навел в зале идеальную чистоту, он проявил глубокое уважение к ученым и даже не притронулся к бумагам, которые они оставили на столе. В дополнение к обычному комплекту записывающей аппаратуры на зеленой скатерти были разбросаны бумаги, фотоаппараты и розовые кусочки модели мозга. Это было похоже на моментальный снимок строительного мусора, оставленного высокой энергией, которая накануне днем пробудилась в группе ученых и активизировалась во время вечерней дискуссии, когда обсуждалась программа культивирования эмоционального равновесия.
Я вернулся к аналогии с ковром: «Вчера мы продолжили ткать наш ковер, и теперь на нем начинает проявляться достаточно четкий узор. Ричи рассказал нам о неврологическом базисе загрязняющих эмоций — о том, что происходит в мозге, который подвергается воздействию Трех Ядов, а также о том, как вы можете вмешаться в этот процесс, чтобы направить его в нужное русло. Совершенно ясно, что наука о мозге не может судить о некоторых вещах, представляющих огромный
интерес с буддийской точки зрения, например, является ли мозг единственным местом, где размещается сознание. Но она может рассказать, как мы можем сделать свою эмоциональную жизнь лучше. Были охарактеризованы некоторые ключевые принципы; так, говорилось о том, что опыт и обучение формируют мозг, и поэтому мы можем разработать методику тренировок, которая позволит людям лучше контролировать деструктивные эмоции».
Повернувшись к Далай-Ламе, я добавил: «Наша послеобеденная дискуссия, на мой взгляд, была чрезвычайно оживленной. С большим энтузиазмом была воспринята идея о составлении плана действий, призванного предоставить людям практические методы реализации принципов светской этики, о которых вы сами нам рассказали. Это исключительно перспективная программа, и мы должны вместе заняться ее разработкой — не ограничиваясь одними идеями, а предпринимая практические шаги. После перерыва Марк Гринберг расскажет о некоторых школьных программах, которые уже дают многообещающие результаты.
Но сначала мы отступим на шаг от всего этого и рассмотрим одну фундаментальную тему. Если такая программа будет создана, то она должна быть программой для всех. Мы должны уделить внимание не только тому, в чем все люди одинаковы и о чем мы говорили до сих пор, но также и некоторым важным различиям, особенно культурным. Какое воздействие культура оказывает на эмоции? Может ли она существенно повлиять на наш подход к этому проекту? Какие вопросы мы должны постоянно держать в голове по мере движения вперед?
Нам очень повезло в том, что среди нас находится Джин Цай, дочь тайваньских родителей, которые эмигрировали в Америку. Она выросла в двуязычной семье, где разговаривали по-китайски и по-английски, и рас-
сматривала проблемы культуры как психолог, используя и собственный опыт, и объективный научный подход. Исследования проходят успешнее всего, когда уче- > ные используют интуитивное понимание темы, как это
делает Джин. Она расскажет о проблемах взаимоотношения культуры и эмоций; эта тема, на мой взгляд, должна стать одним из главных предметов нашей дискуссии».
Во время моей вступительной речи Джин с трудом сдерживала возбуждение. На первый взгляд могло по- I казаться, что она несколько стесняется, но стоило ей начать говорить, как она продемонстрировала полное спокойствие, недюжинную уверенность и ясность в выражении мыслей. И хотя поначалу ей, похоже, было I немного не по себе, после "ого как она обратилась непосредственно к Далай-Ламе, ее напряженность исчезла.
Далай-Лама специально попросил пригласить учено- j го, представляющего азиатскую культуру, и в это утро он казался еще более внимательным, чем обычно, несмотря на беспокоивший его кашель. В течение большей части презентации Джин он сидел, немного подавшись вперед. Грациозные, сдержанные жесты Джин гармонировали с интонациями ее мягкого голоса.
I
Различия в наших «Я»
Сначала Джин выразила Далай-Ламе признательность ( за оказанную ей высокую честь и предоставленную возможность побеседовать с ним о культуре и эмоциях. За- ( тем она перешла непосредственно к теме презентации: «В американской психологии растет интерес к проблеме влияния культуры на человеческое поведение; растет и понимание того, как психологические принципы мож- , но применить к людям разного культурного происхождения, в частности незападного. Это вызвано отчасти
культурной разнородностью населения Соединенных Штатов, отчасти углублением процессов глобализации во всем мире, а также тем, что в диалог психологов Запада вступает все больше и больше людей, которые так же, как я, испытали на себе влияние многих культур.
Сегодня я хотела бы поговорить с вами о том, как культура в



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь