Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52633

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Внутренний и внешний опыт, который мы приобретаем в период отрочества, может быть выгодно использован в том случае, если мы имеем подходящую внутреннюю ситуацию, позволяющую воспользоваться этой "временной системой", предоставленной природой. Юность дает еще один шанс преодолеть неуверенность ранних лет и также становится "временной системой11 зарабатывания рабочего капитала11 для последующей эффективной деятельности. Хорошая
307
20*
"временная система" обеспечивает возможность выработки приемов и создания способов исследования и освоения будущего.
Простейшая "временная система" представляет собой лишь примитивные, ограниченные условия для преодоления сиюминутных ситуаций. Это может быть и неплохо в условиях дефицита времени, но стресс и напряжение часто усиливаются вследствие предыдущей борьбы или неразрешенных конфликтов. Например, традиционные способы переговоров между профсоюзами, руководителями производства и правительством являются попыткой решения проблемы на основе позиций, свойственных эпохе раннего капитализма, и не дают возможности осознать недостаток доверия между ними.
Преодоление стресса
Мы обладаем способностью к переживанию чувств неуверенности и тревоги в соответствии с ситуацией, в которой мы находимся. Угроза может вдги извне и быть реальной. В этом случае способ поведения будет зависеть от реакции, которую эта угроза в нас вызывает, от прошлого опыта, выработанных ценностей, стандартов и т.п., а также от нашей способности распознавать опасность. Чтобы успокоиться или предотвратить непосредственную реакцию бывает недостаточно логического и интеллектуального понимания, особенно если это происходит на фоне эмоционального напряжения и конфликтов. Только "временная система11 способна обеспечить безопасность индивиду и группе и поддержать силы, противостоящие стрессу и предвосхищающие его.
Стресс может быть нормальным и адекватным; например, боязнь быть брошенным в различных ситуациях в раннем детстве, приводящая к потребности проверить (посредством крика и плача), что мама рядом; проба себя в новой работе, когда тебя охватывает чувство никчемности и неумелости.
Стресс может быть неадекватным^ например, когда угроза увольнения, реальная или воображаемая, влияет на шщивида и его семью или организацию и приводит к неверным решениям, неправильным действиям и т.п.
"Временная система", облегчающая или предотвращающая стресс (как адекватный, так и неадекватный), может быть создана как самим ицдивидом, так и окружающими. "Временная система", если она не соответствует ситуации или времени, может отягощать стрессовое состояние, например успокаивая, когда ситуация требует открытой конфронтации.
Следующие примеры иллюстрируют "естественные11 и "придуманные" приемы приобретения опыта борьбы со стрессом, в которых его преодоление происходит за счет обращения к внутренним ресурсам*
308
Рис. 2

Рис.3

Естественное развитие в раннем возрасте
1. Семья может быть очень значима в преодолении стресса как для каждого члена семьи, так и во взаимоотношениях друг с другом. Однако она можем влиять и в обратном направлении и отягощать стресс, например, когда между членами семьи существуют трения,
2 В раннем детстве мы все имеем успокаивающие игрушки - плюшевого мишку, слоненка или что-то другое.
3. Игры типа "страшилки" также могут рассматриваться как тренировка поведения в ситуации тревоги и стресса, так как они служат полигоном для проверки самостоятельности. Использование "временной системы" часто принимает форму детских занятий, как, например, "игры" вьетконгоеских и американских представителей в Париже, которые потратили 9 месяцев на решение вопроса о форме стола для переговоров. Понятноt что этот процесс имел некий скрытый смысл и была установка реализовыватъ данную форму поведения, которая и явилась индикатором уровня стресса.
4. Домашние животные также могут быть "временной системой" для взрослых, детей, для семьи, предоставляя возможность разбиваться чувствам заботы, любви, ответственности и т.п. с обеих сторон (Bridger, I970; Bridger, 1976).
Интраперсонапъное развитие
5. Мы можем попытаться использовать механизм "рационализации", например, представлять любимую еду или воображать чтение проповеди солдатам Второй мировой войны в пустыне. (Его работа обеспечивается нашими внутренними ресурсами и связана с воображением и фантазированием, спонтанно развивающимися в юные годы).
6. Сны наяву, надежды и стремления, выстраданные благодаря фильмам. Более творчески мы используем поэзию, музыку и живопись различных направлений. Художественное самовыражение не только помогает бороться со стрессом, но и может быть средством улучшения здоровья и повышения целеустремленности.
Соииальное и общественное развитие
7. Организация Красного Креста - великолепный пример временной системы", созданной для решения национальных и международных стрессовых ситуаций.
8. В истории существовали общественные проекты типа Рот Sunlight и Bournville, которые были достаточно приспособлены к авторитаризму 1900-х годов. Сегодня они могли бы раздражать из-за "музыки"* используемой в них для общения. Развитие в рамках различных общественных институтов и ор~ ганизационных структур
9. Основные и вспомогательные помещения, лифты, туалеты, так оке, как и места случайных встреч в современном офисе, становятся все более приспособленными ко всему возможному спектру их функций и назначений. Попросту говоря, соответствующие формы обслуживания и службы сервиса допж-

311
ны существовать* Без них стресс может стать доминантой и порождать феномен "города-призрака*' (Jacobs, 1972).
10. Многоэтажные здания можно рассматривать как "временную систему" которая приводит к отчаянной несправедливости. Отдельные квартиры с поколениями сменяющих друг друга жителей, работающих далеко от дома, часто приводят к изоляции и одиночеству их обитателей. Б этой ситуации баланс зависимости и независимости может быть плодотворным или деструктивным в зависимости от действующих сил и факторов. Тенденция к объединению усилий для достижения общей цели в минуту внешней опасности, существующая в более зрелых обществах, усиливает общность (целое всегда больше, чем сумма его частей),
1L С другой сторрны, множество общественных зданий с их клубной атмосферой создают условия для проявления человеческого тепла и познания норм общежития* несмотря на идущие там споры и пыл конфликтующих идей, И наоборот, большинство больничных палат и казенных помещений ассоциируются у человека с давлением и стрессом. Этот простой пример иллюстрирует воздействие, которое оказывает пространство и здание. Они, конечно, не предопределяют полностью развития событий, оно зависит толь-ко от самого человека, но, используя внешние условия, мы можем помочь или помешать делу.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь