|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52633
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Внутренний и внешний опыт, который мы приобретаем в период отрочества, может быть выгодно использован в том случае, если мы имеем подходящую внутреннюю ситуацию, позволяющую воспользоваться этой "временной системой", предоставленной природой. Юность дает еще один шанс преодолеть неуверенность ранних лет и также становится "временной системой11 зарабатывания рабочего капитала11 для последующей эффективной деятельности. Хорошая
307 20* "временная система" обеспечивает возможность выработки приемов и создания способов исследования и освоения будущего. Простейшая "временная система" представляет собой лишь примитивные, ограниченные условия для преодоления сиюминутных ситуаций. Это может быть и неплохо в условиях дефицита времени, но стресс и напряжение часто усиливаются вследствие предыдущей борьбы или неразрешенных конфликтов. Например, традиционные способы переговоров между профсоюзами, руководителями производства и правительством являются попыткой решения проблемы на основе позиций, свойственных эпохе раннего капитализма, и не дают возможности осознать недостаток доверия между ними. Преодоление стресса Мы обладаем способностью к переживанию чувств неуверенности и тревоги в соответствии с ситуацией, в которой мы находимся. Угроза может вдги извне и быть реальной. В этом случае способ поведения будет зависеть от реакции, которую эта угроза в нас вызывает, от прошлого опыта, выработанных ценностей, стандартов и т.п., а также от нашей способности распознавать опасность. Чтобы успокоиться или предотвратить непосредственную реакцию бывает недостаточно логического и интеллектуального понимания, особенно если это происходит на фоне эмоционального напряжения и конфликтов. Только "временная система11 способна обеспечить безопасность индивиду и группе и поддержать силы, противостоящие стрессу и предвосхищающие его. Стресс может быть нормальным и адекватным; например, боязнь быть брошенным в различных ситуациях в раннем детстве, приводящая к потребности проверить (посредством крика и плача), что мама рядом; проба себя в новой работе, когда тебя охватывает чувство никчемности и неумелости. Стресс может быть неадекватным^ например, когда угроза увольнения, реальная или воображаемая, влияет на шщивида и его семью или организацию и приводит к неверным решениям, неправильным действиям и т.п. "Временная система", облегчающая или предотвращающая стресс (как адекватный, так и неадекватный), может быть создана как самим ицдивидом, так и окружающими. "Временная система", если она не соответствует ситуации или времени, может отягощать стрессовое состояние, например успокаивая, когда ситуация требует открытой конфронтации. Следующие примеры иллюстрируют "естественные11 и "придуманные" приемы приобретения опыта борьбы со стрессом, в которых его преодоление происходит за счет обращения к внутренним ресурсам* 308 Рис. 2 Рис.3 Естественное развитие в раннем возрасте 1. Семья может быть очень значима в преодолении стресса как для каждого члена семьи, так и во взаимоотношениях друг с другом. Однако она можем влиять и в обратном направлении и отягощать стресс, например, когда между членами семьи существуют трения, 2 В раннем детстве мы все имеем успокаивающие игрушки - плюшевого мишку, слоненка или что-то другое. 3. Игры типа "страшилки" также могут рассматриваться как тренировка поведения в ситуации тревоги и стресса, так как они служат полигоном для проверки самостоятельности. Использование "временной системы" часто принимает форму детских занятий, как, например, "игры" вьетконгоеских и американских представителей в Париже, которые потратили 9 месяцев на решение вопроса о форме стола для переговоров. Понятноt что этот процесс имел некий скрытый смысл и была установка реализовыватъ данную форму поведения, которая и явилась индикатором уровня стресса. 4. Домашние животные также могут быть "временной системой" для взрослых, детей, для семьи, предоставляя возможность разбиваться чувствам заботы, любви, ответственности и т.п. с обеих сторон (Bridger, I970; Bridger, 1976). Интраперсонапъное развитие 5. Мы можем попытаться использовать механизм "рационализации", например, представлять любимую еду или воображать чтение проповеди солдатам Второй мировой войны в пустыне. (Его работа обеспечивается нашими внутренними ресурсами и связана с воображением и фантазированием, спонтанно развивающимися в юные годы). 6. Сны наяву, надежды и стремления, выстраданные благодаря фильмам. Более творчески мы используем поэзию, музыку и живопись различных направлений. Художественное самовыражение не только помогает бороться со стрессом, но и может быть средством улучшения здоровья и повышения целеустремленности. Соииальное и общественное развитие 7. Организация Красного Креста - великолепный пример временной системы", созданной для решения национальных и международных стрессовых ситуаций. 8. В истории существовали общественные проекты типа Рот Sunlight и Bournville, которые были достаточно приспособлены к авторитаризму 1900-х годов. Сегодня они могли бы раздражать из-за "музыки"* используемой в них для общения. Развитие в рамках различных общественных институтов и ор~ ганизационных структур 9. Основные и вспомогательные помещения, лифты, туалеты, так оке, как и места случайных встреч в современном офисе, становятся все более приспособленными ко всему возможному спектру их функций и назначений. Попросту говоря, соответствующие формы обслуживания и службы сервиса допж- 311 ны существовать* Без них стресс может стать доминантой и порождать феномен "города-призрака*' (Jacobs, 1972). 10. Многоэтажные здания можно рассматривать как "временную систему" которая приводит к отчаянной несправедливости. Отдельные квартиры с поколениями сменяющих друг друга жителей, работающих далеко от дома, часто приводят к изоляции и одиночеству их обитателей. Б этой ситуации баланс зависимости и независимости может быть плодотворным или деструктивным в зависимости от действующих сил и факторов. Тенденция к объединению усилий для достижения общей цели в минуту внешней опасности, существующая в более зрелых обществах, усиливает общность (целое всегда больше, чем сумма его частей), 1L С другой сторрны, множество общественных зданий с их клубной атмосферой создают условия для проявления человеческого тепла и познания норм общежития* несмотря на идущие там споры и пыл конфликтующих идей, И наоборот, большинство больничных палат и казенных помещений ассоциируются у человека с давлением и стрессом. Этот простой пример иллюстрирует воздействие, которое оказывает пространство и здание. Они, конечно, не предопределяют полностью развития событий, оно зависит толь-ко от самого человека, но, используя внешние условия, мы можем помочь или помешать делу. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|