|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61014
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке к „этическое обучение" или „обучение эмоциональному интеллекту", им кажется, что вы навязываете им что-то вроде новой системы ценностей. Но они не осознают, что определенную систему ценностей им уже навязали. Мы знаем, что по той же причине, которая мешает нам провести закон о контроле над оружием, определенные аспекты образовательных реформ, несмотря на их бесспорную полезность, могут быть встречены в штыки, если только им не будет придумано правильное название. Поэтому мне нравятся некоторые идеи, которые здесь предлагаются».
«Кстати, — заметил Алан Уоллес, — еще лет сто назад Уильям Джеймс написал замечательную книжку „Беседы с преподавателями", в которой изложил свои взгляды на психологию и оценил возможности их применения в системе образования*. Одной из центральных тем его книги стало так называемое „длительное произвольное внимание". Он отметил, что некоторые люди рассеянны от природы, в то время как другие более собранны, способны сознательно удерживать свое внимание. Он детально исследовал роль длительного внимания в морали, образовании и других важнейших аспектах человеческой жизни. Он заявил, что самой лучшей системой образования станет та, которая будет развивать у учеников способность к длительному произвольному вниманию. В буддизме этому соответствует состояние внимательности, самонаблюдения, а также практика ша- матхи, или медитативного успокоения. Вам придется культивировать и то и другое. * Джеймс У. Беседы с преподавателями психологии и студентами о некоторых жизненных идеалах (William James, Talks to Teachers on Psychology and to Students on Some of Life's Ideals. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1983). В разговоре со мной старший преподаватель Стэнфорд- ского университета, который имел обширные данные по неполным средним школам, сказал, что подавляющая часть учебного времени тратится на то, чтобы просто удержать внимание учеников, и всего лишь незначительная часть — на то, чтобы реально чему-нибудь их научить. Джеймс поднял вопрос о возможности обучения такому длительному вниманию, но признался, что не знает, как это сделать. В этом отношении буддизм располагает огромным потенциалом, но наша учебная программа не должна иметь буддийского подтекста. Вам не следует распространяться на тему кармы или Четырех Благородных Истин, использовать упражнения на осознанность дыхания, которые десятилетние детишки просто не станут выполнять. Следовательно, перед вами открывается еще одна возможность задействовать изобретательность и пытливый ум: подумать о том, с помощью каких упражнений (причем обязательно коротких) можно развить способность к длительному вниманию. Возможно, для этого понадобятся специальные физические упражнения. Надеюсь, лет через сто мы все-таки сможем решить задачу, которую поставил перед нами Уильям Джеймс и которую не в силах решить современная западная система образования. Вот об этом следует помнить при составлении учебной программы». День подходил к концу; я повернулся к Далай-Ламе, чтобы подвести итог: «Вы поставили перед нами увлекательнейшую проблему. Мне кажется, Ваше Святейшество, что наш энтузиазм не пропадет даром. Мне поручили задать вам один вопрос. Если мы сумеем воплотить эту идею на практике и захотим провести семинар для обсуждения этой программы с привлечением широкой общественности, согласитесь ли вы принять в нем участие?» «Раз уж я сам предложил эту идею, то я обязательно приеду. Конечно, мое присутствие мало что даст. Но если мне представится хоть какая-то возможность внести свой вклад в успех этого мероприятия, то я с удовольствием поучаствую». С этими словами Далай-Лама встал и пожелал всем спокойной ночи. Покидая заседание, Его Святейшество выразил удовлетворение по поводу энтузиазма, с каким наша группа восприняла идею создания практической программы помощи людям в борьбе с деструктивными эмоциями. Вспомнив тибетскую поговорку: «Ветер разносит слова по всему миру», он ясно выразил свои пожелания, и теперь оставалось только ждать, что же будет дальше. Немного позже Ричи рассказал мне, насколько он удивлен тем, что дискуссия закончилась разработкой плана действий, но перспектива в самом деле оказалась увлекательной. И хотя Далай-Ламе ничего не сказали, ему было бы приятно узнать, что после ужина группа участников снова собралась, чтобы продолжить обсуждение темы дня — и посеять семена, из которых выросла программа помощи взрослым, получившая название «Культивирование эмоционального равновесия». День четвертый: освоение эмоциональных навыков ♦ 23 марта 2000 года I4 Зак 58! Глава 10 Влияние культуры В середине 1960-х молодой Пол Экман приехал к Маргарет Мид, одной из выдающихся антропологов последнего столетия, чтобы поговорить о своих будущих исследованиях. Пол готовился к поездке в Новую Гвинею для изучения мимики одного племени, не имеющего постоянного контакта с окружающим миром, не говоря уже о средствах массовой информации. Экман хотел показать членам этого племени фотографии представителей западной культуры с выражением основных эмоций на лицах (страха, отвращения, гнева, печали, удивления и счастья) и посмотреть, смогут ли они распознать эти эмоции. Мид считала, что в разных культурах мимические выражения эмоций, так же как традиции и духовные ценности, должны различаться, и поэтому отнеслась к проекту Экмана довольно равнодушно. Но как позднее она сама рассказала в автобиографии, у ее равнодушия были конкретные социальные причины. Подобно многим специалистам в области общественных наук ее поколения, она была склонна преувеличивать силу культуры как противовеса расистам всех мастей — от колониалистов до фашистов, которые использовали концепцию природных различий между представителями разных народов в качестве «доказательства» их биологической неполноценности. Придавая особое значение податливости человеческой природы, Мид и другие ученые пытались доказать, что эти различия не были связаны с биологией, а явились результатом условий существования, которые теоретически можно было изменить и улучшить. Но, как убедительно показывает Далай-Лама в своей «Этике нового тысячелетия», общие условия человеческого существования — начиная с нашей общей биологии — превращают всех нас в братьев и сестер, несмотря на любые культурные различия. И действительно, исследования, о которых рассказал нам Экман, позволили получить веские доказательства такой общности: члены оторванного от мира племени в Новой Гвинее без труда распознавали эмоции на лицах мужчин и женщин, чьи культура и общественный строй столь разительно отличались от их собственных. Сделав вывод, что универсальность эмоциональных выражений указывает на общее биологическое наследие человечества, Экман примкнул к сторонникам научной теории Дарвина, работы которого он бросился перечитывать с удвоенным вниманием. В своем комментарии к переизданию дарвиновской книги «О выражении ощущений у человека и животных» Экман написал: «Социальный опыт влияет на отношение к эмоции, создает правила их проявления и ощущения, подбирает и компонует конкретные поводы, которые быстрее всего вызывают ту или иную эмоцию». Другими словами, культура определяет, когда и какие эмоции нам следует проявлять. При этом он добавляет: «Способы выражения наших эмоций, конкретные конфигурации мышечных движений, похоже, являются фиксированными, что позволяет представителям разных поколений и разных культур, а также незнакомым и близ ко знакомым людям внутри каждой культуры безошибочно распознавать их». Одна из максим социологии гласит: «Каждый человек в чем-то похож на всех других людей, в чем-то на некоторых других людей, а в чем-то не похож ни на кого». В то время как проведенное Полом Экманом исследование мимики было направлено главным образом на изучение первого уровня (универсальных черт) и отчасти третьего (индивидуальных особенностей), исследования целых культур фокусируются на среднем уровне, где представители одной культуры демонстрируют ярко выраженные общие модели человеческой гаммы эмоций. Презентацию этого подхода провела Джин Цай — она рассказала о проводимых исследованиях, касающихся отношений между культурой и эмоциями. Влияние культуры на эмоции стало для Джин главно Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|