Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52320

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Кемпинского симптом заколдованного круга [Kepinski A., 1972]. Один из основных, осевых, симптомов неврозов. Состоит в замыкании невротической цепи — причины и следствия. Например, невротический страх вызывает ряд вегетативных нарушений, а те, в свою очередь, увеличивают чувство страха. Связь причинных факторов в патогенезе неврозов отражает гипертрофический характер каждого последующего звена: усиление одного фактора влечет за собой таковое же последующего, что играет известную роль в механизмах невротического развития.
Одна из важнейших задач в лечении неврозов, по A. Kepinski, разрыв заколдованного круга.
Кемпинского теория информационного метаболизма [Kepinski A.]. Рассмотрение психической деятельности человека в норме и патологии с позиций теории информации. Раздражители внешнего мира воздействуют на «Я» через границу, отделяющую внутренний мир от внешнего, этот процесс протекает по законам селекции, предполагающим две основные тенденции — ассимиляция и отклонения, элиминации. Ассимиляция внешних раздражений приводит к возникновению соответствующих функциональных структур, обусловливающих те или иные психологические реакции. Такая организация поступающих извне раздражений носит характер отрицательной энтропии. Взаимоотношения между селективными тенденциями определяются потребностями организма, то есть потребности определяют характер основополагающей тенденции и возникновение функциональной системы. Ассимилятивная тенденция достигает максимальной выраженности в плане сексуальной деятельности, направленной на продолжение рода. Тенденция отклонения рассматривается как выражение чувства агрессии и может иметь значение не только индивидуальное, но и социальное.
Психические расстройства рассматриваются как патология границы, через которую осуществляются информативные связи организма с внешним миром. Так понимается генез аутизма, расщепления, депрессии, эмоциональных нарушений при неврозах.
Кенко симптом [Quinquaud Ch.E., 1841]. Тремор пальцев вытянутых рук. Симптом алкоголизма.
Кеннеди синдром [Kennedy F., 1911]. Наблюдается при опухолях основания лобной доли. Характеризуется застойным диском зрительного нерва на противоположной опухоли стороне и первичной атрофией зрительного нерва на стороне опухоли. Развитие постепенное: в начале появляется застойный диск зрительного нерва, а затем, в другом глазу, центральная скотома, наблюдается побледнение диска и его первичная атрофия в связи с непосредственным давлением опухоли на зрительный нерв.
Кеннона таламическая теория эмоций [Cannon W.B., 1927]. Основное значение в происхождении эмоций придается центральным нервным механизмам, и в первую очередь таламусу и подкорковым центрам. Основой эмоционального переживания и поведения считается освобождение от коркового торможения возникающих в таламусе нервных импульсов. Разрядка нейронов в таламусе ведет к распространению возникающих при этом импульсов, распространяющихся по афферентным и эфферентным путям. Изменения в организме рассматриваются как следствие эмоций, имеющих важное приспособительное значение. Таким образом, подчеркивается мобилизующая роль эмоций в восстановлении нарушенного гомеостаза.
Кенофобия (греч. kenos — пустой, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь больших незаполненных пространств, например пустого зала и безлюдной площади. Понятие, близкое агорафобии.
Кента—Розаноффа тeст [Kent G.H., Rosanoff J.]. Психологическая методика для исследования свободных ассоциаций. В качестве раздражителей используется набор из 100 слов, речевые реакции на которые стандартизированы на большом количестве психически здоровых лиц. Определяется удельный вес нестандартных речевых реакций. Используется для выявления эксцентричности, необычности мышления. Вариант словесного эксперимента.
Кентомания (греч. kenteo — колоть, mania — страсть, влечение) [Morel-Lavallee, 1911]. Патологическое пристрастие к инъекциям. При этом больному совершенно безразлично, какой медикамент ему вводится.
Син.: болезнь Мореля-Лавайе.
Керауноневроз (греч. keraunos — молния, neuron — нерв). Невротическое состояние, возникающее в связи с разрядом грома и молнии.
Кераунопаралич (керауно + греч. paralyo — развязывать, расслаблять) [Charcot J.M.]. Истерический паралич, наступающий после разряда грома и молнии.
Кераунофобия (керауно + греч. phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь грома и молнии. Часто возникновение К. связано с рассказами окружающих о такого рода событий и их последствиях. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний и психастении, особенно у детей.
Кербикова клиническая типология психопатий [Кербиков О.В., 1955]. Наиболее принятая в отечественной психиатрии. Построена по клинико-патофизиологическому принципу. Различают следующие группы психопатий: 1) возбудимые; 2) неустойчивые; 3) тормозимые (астенические); 4) психастенических личностей; 5) шизоидов; 6) мозаичные (смешанные, полиморфные формы). Отличается теоретической стройностью и удовлетворяет запросы практического здравоохранения. Правомерность выделения указанных типов психопатий подтверждается большим клинико-статистическим материалом [Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., 1980].
См. Психопатии.
Кербикова триада гебефренического синдрома [Кербиков О.В., 1949]: 1) «гимнастические» сокращения лицевой мускулатуры, гримасничание; 2) безмотивные действия, поступки, не являющиеся ни импульсивными, ни обусловленными патологическими мотивами (феномен бездействия мысли [Levi-Valensi J., 1926]; 3) непродуктивная эйфория, бессодержательно-веселое настроение. Сочетание этих признаков рассматривается как психопатологическая основа гебефренной шизофрении.
Кербикова—Фелинской генетическая систематика психопатий [Кербиков О.В., 1961, 1963, 1971; Фелинская Н.И., 1965, 1971]. Построена на принципе неправомерности сведения психопатий только к одной причине и альтернативного противопоставления конституционально-наследственных и отрицательно внешних (психогенных, социально-психологических, экзогенно-органических) и эндогенных факторов. Различают две основные группы психопатий: ядерные (конституциональные, истинные) и приобретенные. Последние дифференцируются на постпроцессуальные (при условии остановки патологического процесса), органические (например, характеропатический вариант органического психосиндрома) и краевые. К краевым психопатиям относят патохарактерологические и психогенные развития. К психогенным развитиям относятся невротические (типичная динамика: невротическая реакция — невроз — невротическая депрессия — невротическое развитие — краевая психопатия, в дальнейшем возможно перерастание в патологическое развитие личности) и постреактивные (типичная динамика: реактивное состояние — усложнение и углубление доминирующих отрицательно окрашенных представлений, формирование комплекса сверхценных переживаний, психопатоподобное реагирование — появление психопатических особенностей личности).
См. Психопатии.
Кеттелла опросник [Cattell R.B., 1950]. Психологическая методика для исследования личностных особенностей. Направлена на выявление 16 факторов личности, характеризующих ее структуру. Разработаны две основные параллельные формы, каждая из которых содержит 187 вопросов. Факторы личности биполярны, например: циклотимия — шизотимия, беспечность — озабоченность и т.д. Выделяются также факторы второго порядка (экстра, интроверсия, тревожность). К.о. существует в вариантах, предназначенных для исследования взрослых, подростков, детей.
Кеттелла тест персеверации [Cattell R.B., 1946]. психологическая методика, направленная на выявление персеверации, состоит из семи субтестов (написание слов в обычном и обратном порядке, написание фраз строчными и прописными буквами, чтение текстов, написанных в прямом и обратном порядке, прохождение лабиринта в соответствии с указателями и вопреки им, написание собственного имени в прямом и обратном порядке, написание цифр обычным способом и в перевернутом виде, произведение серии умножений в соответствии с таблицей умножения и с нарочито заданными неправильными промежуточными звеньями). В каждом субтесте сравниваются две оценки — числа правильных и неправильных действий в минуту. Отмечаются высокие показатели фактора персеверации у больных эпилепсией [Delay J., Pichot P., Perse G., Jubert M., 1953].
Кинантропия (греч. kyon, kynos — составная часть некоторых слов, обозначающая «относящийся к собаке», anthropos — человек). Бредовые идеи превращения в собаку. Вариант бреда метаморфозы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь