|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50942
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке § 3. Социализация личности
Социализация личности (от лат. socialis – общественный) – формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами использования социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности. Источниками социализации личности являются: опыт раннего детства – формирование психических функций и элементарных форм поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно восполнимы в более зрелом возрасте); социальные институты – системы воспитания, обучения и образования; взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности. Социализация – не механизм наложения на индивида "готовой социальной формы", а процесс активного самопостроения личности, который стимулируется определенными социальными условиями. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация индивида связана с выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны мировоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры. У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация не означает "подгонки" новых поколений под прежние социальные ценности и традиции. Исторический процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать свое подобие. Социализация – это присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека в человеческом обществе. Стиль социализации определяется мерой господства старших над младшими. Только в архаичных и тоталитарных обществах социализация сводится к безусловному воспроизведению младшими социальных стереотипов старших. В цивилизованном демократическом обществе принципом взаимодействия между поколениями являются принцип равенства и сотрудничества, возможность свободного развития новых поколений в рамках фундаментальных общечеловеческих ценностей Приобщение индивида к социальному наследию – это приобщение его к культуре общества. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) – это достижения человечества, представленные в духовных и материальных ценностях, нормах социальных и межличностных отношений. В понятиях культуры фиксируются эталоны необходимого поведения людей в различных сферах труда, быта, общественной и политической жизни. Результат социализации индивида проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценные качества – качества ума, характера, манер и стиля поведения, воспитанности и образованности, социальной адаптированности индивида. На разных возрастных этапах развития индивида существуют наибольшие предрасположенности его психики к формированию определенных качеств. В процессе социализации очень рано формируется жизненная позиция личности – принципы и обобщенные способы ее поведения, основные черты характера. Все люди хотят быть хорошими, но различно само понимание ими хорошего. "Обыкновенно думают, – писал Л. Н. Толстой в романе "Воскресение", – что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем в ней месте понятие"*. * Толстой Л. Н. Полн собр. соч. Т. 32. С. 151–152. Драматизм психического состояния Раскольникова и всех, совершивших умышленное убийство, их личностная трагедия в том, что мерзкому, жуткому преступлению – убийству человека – они придают положительный личностный смысл. Извечное стремление человека к субъективно-положительному личностному смыслообразованию породило особые психологические механизмы стабилизации личности в конфликтной ситуации путем обесценивания нарушаемых им ценностей, ограждения своего сознания от психотравмирующих воздействий, использования "ложных замещений". Поведение человека детерминируется его потребностно-ориентировочной сферой, системой принятых им ценностей, мерой социализированности, степенью приобщенности к общечеловеческой культуре. Человек, в отличие от животных, не обречен на какие-либо единые схемы поведения, он полифункционален. Его поведение определяется не однозначными инстинктивными влечениями, а мерой его социализированности. Наиболее опасны для срыва социально-положительной самореализации личности ее "выпадение" из системы социальных связей, ослабление механизмов социального самоконтроля. В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется через систему сформированных у него внутренних условий. К ним относятся: система ценностных ориентации, особенности целеполагания и целедостижения, обобщенные способы поведения, психодинамические особенности саморегуляции. Обобщенные способы поведения, т. е. характерологические особенности индивида, формируются преимущественно под влиянием условий среды. Психодинамические особенности являются следствием биологических факторов – генотипа. Все отмеченные факторы поведения не обособлены – они образуют единую личностную систему психической регуляции поведения. Однако системообразующим фактором поведения выступает направленность личности, система личностных значений (смыслов), иерархия интернализированных ею ценностей, определяющая иерархию ее мотивов. Поведение индивида определяется тем, что он себе запрещает и позволяет. При низком уровне нравственного, социально-психологического развития у него преобладают спонтанно возникающие влечения. Психические структуры такого индивида недостаточно интегрированы, его эмоции могут преобладать над разумом, низшие потребности – над высшими. Каждый человек обладает своим набором "значений для себя", индивидуальным классификационно-оценочным механизмом – личностным конструктром, определяющим меру его возможных отклонений от норм в различных типовых ситуациях. В острых конфликтных ситуациях, в обстановке конфликта норм, в условиях сложного взаимодействия сознания и подсознания возможна регрессия поведения – переход индивида на предшествующие уровни его развития. Регрессия может распространиться на отдельные регуляционные компоненты: потребностно-мотивационные, смысловые, целевые или операциональные. Дефекты психической саморегуляции наиболее возможны в кризисные периоды жизни индивида. Особая "хрупкость" психики присуща подростковому возрасту. Критический перелом в этом возрасте проявляется во всем – в изменении лица, голоса, строения тела, новых способах взаимодействия со средой. Проснувшиеся половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение. Повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы, возросшие силы не находят в ряде случаев достойного и эмоционально насыщенного применения. Относятся же к подростку, как правило, еще как к ребенку. Отсюда – подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения. В отдельных случаях возможно и обольщение "уличной" романтикой. Неправы те, кто утверждает, что подростки-правонарушители отличаются несформированностью интересов. Напротив, их интересы уже сформированы, но это социально отрицательные интересы: раннее приобретение сексуального опыта, половые извращения, наркомания, асоциальность. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|