|
Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 28283
Автор: Коллектив авторов.
Название: Практическая психология: Учебник. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Профессоры социологии А. Турэну, М. Вивьерка, Л. Гордон, Э. Клопов — авторы и руководители франко-российского проекта «Новые социальные движения в России» дали социальную характеристику предпринимателей России по структуре, форме и содержанию.
Согласно определению этих ученых, группа предпринимателей в России по структуре — это люди разных социальных позиций на старте их бизнеса: врачи, инженеры, военные, рабочие, научные работники, представители номенклатуры, сферы торговли и услуг, финансов и промышленности, люди разных сфер деловой активности. Отечественных предпринимателей отличает высокий образовательный уровень. 84% — это люди высшего гуманитарного и технического образования, 11% из них имеют два высших образования или ученые степени; 71% этих людей — это интеллектуалы во втором поколении. Среди предпринимателей есть мужчины и женщины. Что привело их в предпринимательство? По данным социологического опроса газеты «Коммерсант», 25% опрошенных предпринимателей объясняли приход в эту деятельность как вынужденный обстоятельствами; 60% — как результат личной активности, использование шанса в новой ситуации в обществе, снимающей диктат обязательности, командности в выборе сферы труда, интересом к творческой деятельности; любовью к свободе; 4% ответили, открыто, что свой выбор они осознают как стремление к богатству и владению благами как единственно возможный путь реализации себя в этом мире. Толчком поведения являются мотивы. Специалисты выделяют такие мотивы предпринимательской деятельности: — максимальный контроль над своим будущим; — надежда объединить работу и личную жизнь; — реализовать способности; — стремление распространить свой стиль и образ жизни на сферу деловой активности; — желание получать вознаграждение за труд и обеспечить рост благосостояния в ближайшем и будущем времени. Поступок человека обычно выстраивается в русле ведущего мотива. Критерием выбора являются ценности. По данным того же источника, предприниматели исповедовали такие приоритетные ценности. На первом месте по важности они обозначали будущее своих детей; на втором — здоровье свое и своих родных; на третьем — стабильность и мир; на четвертом — возможность самореализации и личный успех; на пятом — для них одинаково значимо уважение других и счастливая семейная жизнь; нравственность и достаток; на самом последнем, шестом месте они располагали значимость власти и подчинения других. Хизрич и Питерсон, американские специалисты по предпринимательству, указывают, что по социальному происхождению предприниматели это выходцы из разных семей — семей предпринимателей, фермеров, людей независимых профессий. Главное в деле — неутомимый поиск. Они могут бросить дело и начать снова. Возраст начала занятия предпринимательством — 22-25, критичные периоды — 25, 30, 35, 40, 45, 50 лет. Важен опыт: берись за свое дело. Психологическое отличие предпринимателей от людей, занимающихся в российском обществе иной деятельностью, стало предметом нашего исследования в 1993-1995 году. Черты, характеризующие предпринимателя, многие авторы перечисляют такие: стремление к лидерству, способность к умеренному риску, новизна в идеях, эвристичность мышления, ускоренная реакция на ситуацию, чутье, самостоятельность и ответственность, высокая мотивация достижения, способность переносить неудачу, работоспособность и трудолюбие, независимость, свободолюбие, усердие, стрессоустойчивость, решительность, смелость, адекватна самооценка, прогнозирование и анализ, информированность. Мы определили предпринимательскую деятельность как активность человека в напряженной общественно значимой ситуации, результатом которой является порождение новой энергозаряженной структуры в хозяйственной среде посредством внутри индивидуального, интеллектуального (культурно-образовательного, социально-опытного, природного) источника — субъектного потенциала человека. Предприниматель, по нашему определению, — это человек, создающий ресурсы развития ситуации за счет своего субъектного потенциала тогда, когда энергия среды стремится к нулю (условно исчерпана). При этом предприниматель как человек — деятель обладает комплексным индивидуально-личностным качеством «помехоустойчивость» на социальном уровне. Помехоустойчивость определяется как способность человека эффективно выполнять деятельность в условиях разной степени напряженности, в том числе, приближающихся к стрессовым, не относя шумы и помехи к числу значимых, полезных сигналов (Бодров В. Е. и Венда В. Ф., 1992). «Полезность» сигнала связана с целью решаемой человеком задачи. Полезность сигнала может быть оценена, исходя из вероятности достижения цели до получения информации и после ее получения (Ганзен В. А., 1974). Понятие помехоустойчивость разрабатывается инженерными психологами и психологами труда в концепции надежности человека-оператора и в системе взаимодействия компонентов СЧМС (среда-человек-машина-среда) между собой и с окружающей средой. Помехоустойчивость рассматривается наряду с такими системными качествами, как эффективность, надежность, безопасность. Также она существует на биологическом, психологическом, социально-бытовом уровне. В результате исследования мы получили динамические и структурные психологические особенности людей, пребывающих в предпринимательской активности Динамические, или ситуативнодеятельностные признаки предпринимателей в отличие от других групп испытуемых были такими. Предприниматели в большинстве жизненнозначимых ситуаций управляют ими по типу интернальному (внутреннему). То есть, они полагаются на свои силы и берут ответственность за ход ситуации на себя. Особая значимость различий подтверждена статистиками по показателю общего контроля, по контролю над ситуациями здоровья, межличностных отношений, в области достижений и семейных отношениях. Семантическое расстояние между понятием «успех» и «неудача» наименьшим оказалось у предпринимателей. Можно сказать, что предприниматели меньше мечтают и раскачиваются, быстрее сосредотачиваются и переходят от одной ситуации к другой. Можно думать, что предприниматели непосредственны и непредвзяты в отношении к неудачам, как школьники, и интеллектуально рациональны по отношению к ним, как студенты с техническим мышлением. Для предпринимателей суть успеха определялся как соответствие того, что сделал, внутреннему потенциалу: «сделал соответственно своим способностям»; радостная работа; одоление; «смог». Неудача у предпринимателей по содержанию определяется такими составляющими: «не хватило сил, плохо продумал, не знаешь, где искать». По способам решений проблемных ситуаций предпринимателей отличало то, что они соседствовали с проблемой, в то время как, например, медики шли на компромисс, педагоги решали ситуации в соответствии с законом, студенты были радикальны в решении проблемы, а группа временно неработающих конфронтировали с проблемой или отвергали ее. Оценки эффективности решений экспертами-предпринимателями носили более сдержанный характер: из самых высоких и низких оценок их оценки были самыми низкими. По структуре профиля личности предприниматели отличались в следующем. Глубина переживаний или уровень осознания собственных проблем у них был больше, также большая импульсивность и спонтанность поведения. Индивидуалистичность у мужчин предпринимателей выражалась сильнее, чем у таковых женщин. Показатель оптимистичности у предпринимателей был выше в целом. Но они оказались более избирательны в общении, чем другие группы испытуемых. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|