|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379590
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Если вы не являетесь уроженцем той страны, в которой живете, то, вероятно, можете вспомнить некоторые из проблем, возникавших у вас сначала. (Возможно, какие-нибудь из этих проблем не решены у вас до сих пор.) Как уже упоминалось ранее в этой главе, американская культура принадлежит к числу немногих культур, основанных на индивидуализме. Представителю культуры, в которой семье придается больше значения, чем отдельной личности, будет гораздо труднее даже просто прочитать эту главу. Гринфилд (Greenfield, 1992) сообщает о трудностях, испытываемых обучающимися в США студентами с Филиппин, из Мексики и Китая. Их родители ожидают, что они будут ставить интересы семьи выше своих личных потребностей, возникающих в процессе учебы. Эти студенты страдают от кризиса, вызванного противоречиями между их собственной культурой, которая отдает предпочтение семейным ценностям, и американской культурой, которая выдвигает на первый план личный успех. При любом выборе неизбежно возникает стресс и чувство вины.
Приложение 9.4. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ КАК ПЕРЕЖИВАТЬ НЕПРИЯТНОСТИ Д-р Линда Джеймс Майерс (Linda James Myers), профессор психологии и психиатрии в университете штата Огайо, рекомендует: Проявите терпение. Если вы будете форсировать процесс преодоления неприятностей и ставить себе нереальные цели, ваши ожидания могут не оправдаться. Неприятности не проходят за одну ночь. Мыслите позитивно. Бывают случаи, когда человеку настолько плохо, что кажется, хуже и быть не может. Но попытайтесь и в этой ситуации найти хорошие стороны. Взгляните на свою неприятность как на представившуюся возможность для личного роста и развития. Старайтесь не жалеть себя. Если вы погрязнете в жалости к самому себе, то тем самым только продлите свои страдания и замедлите процесс преодоления неприятностей. Опирайтесь на духовные ценности. По мнению Майерс, те, кто имеет «духовную основу», легче справляются с неприятностями. Какова бы ни была ваша духовная опора — глубокие религиозные чувства, философские убеждения или внутренняя вера в успех, — используйте ее в качестве отправного пункта для преодоления неприятностей. Старайтесь не упускать из вида полную картину. Неприятности могут сыграть важную роль в росте и развитии человеческой личности. Негативные переживания могут предоставить возможности для личностного роста. Недаром говорится, что жизнь подчиняется закону единства и борьбы противоположностей, и для того, чтобы по-настоящему оценить хорошее, надо познать и плохое. Не стесняйтесь просить помощи. Источник: Johnson, M. (1993, April). Coping with adversity. Essence, 78. Что можно сделать для облегчения последствий «культурного шока»? Триендс (Triands and others, 1988) дает некоторые советы людям с индивидуалистическими ценностями, попадающим в культурную среду с коллективными ценностями, и наоборот. Если вы, например, являетесь американцем (обладаете индивидуалистическими ценностями) и приехали в Китай или пришли в гости в китайскую семью, живущую по соседству (преобладают коллективные ценности), то для привыкания и сведения к минимуму «культурного шока» вам следует: • Предварительно выяснить, кто входит в данную группу и кто является в ней лидером. • Обратить особое внимание на то, чтобы ваше поведение находилось в гармонии с поведением остальных и соответствовало обстановке. • Проявить терпение и не ожидать быстрого возникновения тесной дружбы. • Говорить почтительно и отзываться о самом себе скромно. • Рассказать о своем общественном положении. Если же вы принадлежите к культуре, где ценится сплоченность семьи (Мексика), и приехали в страну с индивидуалистической ценностной ориентацией (Англия или США), то вам следует: • Сосредоточиваться на личных взглядах и установках каждого человека • Не бояться обсуждать личные выгоды и выступать с критикой. • Быстро включаться в дело; для этого достаточно нескольких поверхностных дружеских реплик. • Представлять себя в позитивном свете и описывать свои достижения. • Стараться чувствовать себя вполне комфортно наедине с самим собой и не ожидать, что вас всегда будет кто-нибудь сопровождать. Упражнение 9.11 Когда прошлым летом Бетси, которая живет в Америке, ездила в Шотландию, она легко привыкла к новой стране. Этим летом Бетси поехала в Таиланд и испытала «культурный шок». Перечислите три причины, из-за которых «культурный шок», испытанный Бетси в Таиланде, значительно сильнее. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Термин психическое здоровье обычно обозначает отсутствие психических заболеваний или проблем регуляции. Но так же как отсутствие конкретных физических болезней еще не означает, что человек здоров, отсутствие адаптационных проблем еще не является достаточным условием психического здоровья личности. Отсутствие психических расстройств является лишь минимальным условием психического здоровья. Ниже приводятся некоторые рекомендации для поддержания психического здоровья и достижения самочувствия зрелой личности (Allport, 1961;Mahoney, 1971). • Не жалейте сил. Если вы по-настоящему увлечены своей работой, семьей, каким-нибудь делом или чем угодно, имеющим для вас большое значение, то вы будете лучше относиться и к самому себе. • Не замыкайтесь в себе и проявляйте заботу об окружающих. Проявляя сострадание и теплоту к другим людям, вы начнете относиться к ним, да и к самому себе, терпимее. В результате у вас повысится ощущение защищенности и вам легче будет смириться с собственными слабостями. Рис. 9.6. Если мы не желаем просить помощи у окружающих, то адаптироваться становится еще труднее. • Сосредоточьтесь на положительных сторонах своей жизни. Часто наличие проблем мешает человеку думать. Погребин (Pogrebin, 1980) предложил время от времени отводить целый день на развлечения и удовольствия. Возьмите на работе выходной и выспитесь в свое удовольствие. Затем спокойно позавтракайте в ресторане вместе с каким-нибудь приятным вам человеком. Сходите в кино, театр или на спортивные соревнования. День можно завершить прослушиванием любимой музыки и ванной. Все это делается с целью научиться радоваться простым вещам. В качестве альтернативы можно заставить себя составить на бумаге перечень минимум из пяти пунктов, где будет перечислено все хорошее, что есть в вас и в вашей жизни. • Возьмите на себя ответственность за свою жизнь. Думайте о будущем и планируйте его заранее. Поставьте себе цели и выработайте в себе умения и навыки, которые помогут вам добиться этих целей. Признайте, что ваши успехи зависят только от вас. • Как можно чаще расслабляйтесь и шутите. Мартин и Лефкурт (Martin and Lefcourt, 1983) обнаружили, что юмор поднимает настроение и помогает снять стресс. Люди, которым удается найти смешные стороны в плохих новостях, реже испытывают напряжение и депрессию. А если вам все-таки придется столкнуться с неприятностями, следуйте советам из Приложения 9.4. Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал заключительных разделов главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 23. Кто из перечисленных четырех персонажей подвергается наибольшей возможности «заработать» инфаркт? а. Фред, который неприязненно относится к людям. б. Нэд, личность которого относится к типу «Б». в. Тэд, который часто считает себя виноватым. г. Зэд, который страдает бессонницей. 24. Кто, на ваш взгляд, из перечисленных ниже лиц самый честолюбивый? а. Человек, страдающий бессонницей б. Человек с личностью типа «А» в. Человек с личностью типа «Б» г. Человек, переживающий «культурный шок» 25. Что является причиной чувства вины? а. Депрессия б. Вытесняемая депрессия в. Нарушение моральных принципов г. Месть за критику 26. По терминологии Роттера кто из следующих персонажей скорее всего считает себя игрушкой в руках судьбы? а. Ива, которая относится к интерналам. б. Эдит, которая относится к экстерналам. в. Ирис, которая страдает бессонницей. г. Джилли, которая чувствует себя виноватой. 27. Какая из следующих форм поведения способствует появлению бессонницы? а. Поведение типа «Б» б. Поведение экстернального типа в. Тревога и чувство вины г. «Культурный шок» 28. Чего должны избегать люди, страдающие бессонницей? а. Продуктов, содержащих кофеин б. Физических упражнений в. Постоянного режима г. Расслабления перед сном 29. Макс, уроженец небольшого городка в штате Небраска, пришел в гости в семью своего соседа по комнате в общежитии колледжа, Мартино. Семья Мартино недавно эмигрировала из Эль-Сальвадора и сейчас живет в Нью-Йорке, в Бронксе. Несмотря на теплую встречу, Макс чувствует сильную неловкость — ему приходится есть незнакомую пищу, в маленькой квартире полно народа, и он с трудом понимает язык. Что переживает Макс? а. Нарушение моральных принципов б. Чувство вины в. Неприязнь и враждебность г. «Культурный шок» Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе. ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ Ниже приведен список тем для самостоятельной работы. 1. Опишите различия между внутренней и внешней адаптацией. 2. Дайте определения «Я»-концепции, самооценки и идеального «Я». 3. Опишите факторы, оказывающие влияние на самооценку, и расскажите, какие черты характерны для людей с низкой и высокой самооценкой. 4. Объясните, почему регуляционные возможности человека зависят от его личности. 5. Дайте определение механизмов психологической защиты и объясните, с какой целью они применяются. 6. Опишите различия в функционировании механизмов подавления и вытеснения. 7. Дайте определения и приведите примеры ухода, фантазирования, вытеснения, рационализации, проекции, переноса, обратной реакции, компенсации и сублимации. 8. Дайте описание и приведите примеры проективных тестов, анкет для самостоятельного заполнения и ситуационных тестов с наблюдением за испытуемым. 9. Укажите недостатки каждого вида личностных тестов, опишите проблемы, возникающие при тестировании личности, и объясните, зачем необходимо применять сразу несколько способов тестирования. 10. Назовите два типа личностей и расскажите, какая взаимосвязь существует между типом личности и сердечными заболеваниями. 11. Расскажите об основных проблемах саморегуляции. 12. Расскажите о чувстве вины, бессоннице и «культурном шоке» и приведите примеры. 13. Назовите пять шагов, которые следует предпринять для поддержания психического здоровья, и шесть способов, помогающих справиться с возникшими отклонениями. Ответы Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы дали неверный ответ на вопрос какого-либо из упражнений, перечитайте текст, предшествующий упражнению, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него снова — на этот раз правильно. Ответы на упражнения 9.1. а. Ему необходимо изменить свое представление о том, насколько важное место он занимает на работе. Совершенно ясно, что без него никто не скучал. Ему следует понять, что надо больше общаться и вступать во взаимодействие с окружающими. б. Он мог бы снять телефонную трубку и сделать несколько звонков или написать несколько записок. 9.2. а. Высокая самооценка б. Высокая самооценка в. Низкая самооценка г. Низкая самооценка д. Высокая самооценка е. Низкая самооценка ж. Высокая самооценка з. Высокая самооценка и. Низкая самооценка к. Низкая самооценка л. Высокая самооценка 9.3. При подавлении необходимо постоянно прикладывать сознательные и целенаправленные усилия к тому, чтобы не думать о какой-либо проблеме. Вытеснение же происходит бессознательно, и над ним невозможно осуществлять сознательный контроль. 9.4. а. Уход в себя б. Рационализация в. Регрессия г. Компенсация д. Вытеснение е. Проекция ж. Перенос з. Фантазирование и. Реактивное образование к. Сублимация 9.5. а. При интерпретации результатов проективных тестов возможна необъективность. б. При заполнении анкет люди могут скрывать свои недостатки, стараясь произвести хорошее впечатление. в. При проведении интервью интервьюируемый может притворяться. г. В случае использования оценочных шкал оценки должны выставляться несколькими различными судьями. 9.6. Психологу следует использовать как можно больше различных методик. 9.7. а. Личность типа «Б» б. Личность типа «Б» в. Личность типа «А» г. Личность типа «А» 9.8. Людям с личностью типа «А» помогает групповая психотерапия. Сначала эти люди должны осознать, что их поведение относится к типу «А», и выявить ситуации, которые могут вызывать стресс. Затем они могут помочь друг другу управлять этими ситуациями и своим поведением в них. 9.9. а. Внешний локус контроля (экстернал) б. Внешний локус контроля (экстернал) в. Внутренний локус контроля (интернал) г. Внутренний локус контроля (интернал) 9.10. Не употреблять кофе, ежедневно заниматься физическими упражнениями, перед сном принимать теплую ванну. 9.11. Вы могли назвать любые из следующих причин: культура Таиланда ориентирована на групповые, а не индивидуальные ценности; более сильные различия в характере питания; совершенно другой язык и большая разница во времени. Ответы на вопросы 1.г;2.а;3.а;4.в;5.г;6.б;7.б;8.в;9.д; 10. ж; 11. и; 12. а; 13. в; 14.6; 15. л; 16.к; 17.е;18.з; 19. г; 20. в, г, е; 21. а, ж; 22.б, д; 23.а; 24.б; 25.в; 26.б; 27.в; 28.а; 29.г. ГЛАВА 10 АНОМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Не все, с чем мы сталкиваемся, можно изменить; но изменить то, с чем мы не сталкивались, вообще невозможно. Дж. Болдуин Минди — первокурсница и весьма популярная личность в своем колледже. Она хорошенькая, сообразительная и очень разговорчивая девушка. На вечеринках она легко и непринужденно болтает на любую тему. Окружающим кажется, что она легкомысленна и любит повеселиться. Однако, когда Минди бывает в приподнятом настроении, она частенько не вполне контролирует свое поведение. Ее мысли бегут так быстро, что она выпаливает их со скоростью пулемета. Кроме того, она вспыльчива и в резких выражениях ставит на место всякого, кто пытается ее критиковать. Родители считают себя виновниками того, что у дочери такой характер, а две ее сестры стесняются Минди перед своими друзьями и предпочитают встречаться с ними в ее отсутствие. Временами Минди как бы затихает. Ее охватывает сильная тоска, и в голову лезут мрачные мысли. Она замыкается в себе. Жизнь кажется ей бессмысленной; она боится, что в какой-то момент может сорваться. Порой она серьезно подумывает о самоубийстве и даже прикидывает, как это можно сделать. Уже несколько раз она принималась писать предсмертные письма. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|