Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 66772

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Суггестопедия создает благоприятный эмоциональный фон, способствует преодолению учащимися неверия в свои силы.
Теория нейролингвистического программирования (НЛП). НЛП была разработана в 80-х гг. XX в. американскими психологами Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером. По мнению авторов, НЛП - это технология образовательного процесса, способ провоцировать человеческое обучение и управлять им. НЛП занимается исследованием субъективного опыта в процессах, при помощи которых люди чему-то обучаются. Классический принцип традиционного школьного обучения заключается в «передаче ученикам какого-то объема информации». По мнению разработчиков НЛП, этот принцип должен быть изменен на «организацию субъективного опыта для включения механизмов по приему и переработке информации». Для этого используется ряд разработанных в НЛП техник, благодаря которым на нейронном уровне формируются последовательности, ассоциативно связывающие необходимую учебную информацию с личностно-значимыми и эмоционально привлекательными признаками, факторами, словами. В результате возникают нейро-лингвистические субъективные структуры. В зависимости от задействованной модальности структуры могут быть визуальными, слуховыми, кинестетическими образами. Соответственно всех людей можно разделить на:
- визуалов (зрительный тип);
- аудиалов (слуховой тип);
- кинестиков (двигательный тип);
- дигиталов (мыслительный тип).
С точки зрения техник НЛП в процессе обучения необходимо учитывать, к какому типу принадлежит ребенок, и формировать субъективные структуры преимущественно данного типа. Как и технику суггестопедии, обучение с помощью НЛП могут проводить только специально подготовленные психологи.
Группа альтернативных теоpuй. На протяжении всего времени существования массовой школы неоднократно возникали попытки сформулировать принципиально новые подходы к организации учебного процесса. Это многочисленные «авторские школы», в которых специфика организации обучения строится на уникальном авторитете личности конкретного педагога. Сюда же относятся и подходы, стремящиеся переструктурировать систему задач, стоящих перед школьным обучением, с познавательных и информационных на духовные и личностно-формирующие. Примером может служить концепция вальдорфской школы.
Вальдорфская школа Р. Штайнера. Вальдорфская школа относится к альтернативным технологиям обучения, основная задача которых заключается в предоставлении ребенку условий для самовоспитания и самообучения.
В основе концепции вальдорфской школы лежит идея о духовном формировании ребенка, нравственном развитии как основной задаче системы обучения. Внимание прежде всего обращено на освоение ребенком норм нравственного поведения. Как и в других альтернативных технологиях, обучение идет через формирование единой мировоззренческой системы в сознании ребенка. Учитель прежде всего друг и старший товарищ. Уроки строятся как естественный процесс познания мира. Например, детям рассказывают какую-то историю из детской жизни, имеющую нравственный смысл, а затем все вместе обсуждают ее. На естественных, знакомых детям предметах и событиях раскрываются знания по физике, математике или естествознанию. Активно используются механизмы ассоциации, обобщения, сравнения и противопоставления. В результате ребенок получает в естественной форме научную и практическую информацию, ему не приходится делать напряженных усилий, чтобы понять и запомнить получаемые знания.
В особую группу - группу свободных моделей обучения - выделены теории для развития одаренных детей, где особое внимание направлено на свободное индивидуальное развитие творческого потенциала ребенка, формирование самоактуализирующейся личности. Примером может служить теория «свободного класса».
Теория «свободного класса». Концепция теории «свободного класса» разработана в 1970-х гг. в американском университете штата Иллинойс. В основе данной модели лежит система свободно организуемых занятий. Ребенок получает возможность осуществлять свободный индивидуальный поиск в выбранном направлении. Как и другие модели этой группы, технология «свободного класса» ориентирована на особо одаренного ребенка, где упор сделан на активизацию индивидуальной исследовательской деятельности. Дети сами выбирают предмет и темп занятий, соответствующие их интересам, способностям, особенностям личности. К каждому ребенку учитель подбирает индивидуальный «ключик» в организации взаимоотношений, форм и способов обучения. Основной принцип организации обучения - нестандартность. Нестандартно используются и время, и помещение, и наглядные пособия, и учебная программа, и т.д.
Занятия в «свободных классах» не ограничены жестким расписанием. Ребенок занимается соответственно своим интересам, и занятие может продолжаться до нескольких недель. Выбрав проблему для исследования, ребенок занимается ей до тех пор, пока не закончит работу или не потеряет к ней интерес. Работает он по своему выбору в группе или индивидуально. Основная роль учителя - внимательно наблюдать за детьми, оказывать при необходимости индивидуальную помощь, поощрять творческую деятельность ребенка во всех сферах. Учитель выполняет и функцию контроля, а также одну из важнейших своих функций - помочь ребенку освоить навыки социального взаимодействия, в частности коммуникативные. Учитель демонстрирует образец активного слушателя, партнера по общению, педагога, тем самым ненавязчиво показывая ребенку пример образца социального поведения. По окончании уроков каждый ребенок подробно рассказывает учителю, чем он занимался в течение учебного дня. В «свободном классе» каждый ребенок развивается по своему индивидуальному графику.
Итак, мы познакомились с отдельными группами исследований, отчасти характеризующими многоцветную картину современного научного и практического обеспечения учебной деятельности. Можно утверждать, что современная «вооруженность» системы обучения разнообразными технологиями находится на высоком уровне. Это предоставляет широкие возможности учителю найти именно тот вариант, который наиболее оптимален для его конкретных условий. Вместе с тем нельзя рассчитывать на какие-то абсолютные рецепты для организации учебной деятельности. Основной принцип реформирования современной школы - это внедрение в практику образования самых разнообразных технологий.

Вопросы
1. Совпадают ли способы осуществления учебной деятельности учителя и ученика?
2. В чем отличие деятельностного от системогенетического подхода в обучении?
3. В чем заключается системный характер учебной деятельности?
4. При каких условиях целесообразно использовать активные формы обучения?

План семинара «Психологическая сущность современных концепций обучения»

1. Что изучает « психология обучения » и каковы ее основные задачи?
2. Дайте характеристику системы и структуры учебной деятельности.
3. Проанализируйте психологические особенности « формирующих » и «интеллектуальных» теорий.
4. Проведите сравнительный анализ «личностных» и «альтернативных» теорий.
5. Какие активные методы обучения вы знаете? В чем их отличие от традиционных методов обучения?

Основная литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985.
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.
4. Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. М., 1996.
5. Искакова С.К. и др. Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности студентов при изучении фундаментальных и специальных дисциплин // Активность личности в обучении. М., 1986.
6. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
7. Селевко Г.И. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.
8. Элъконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
9. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981.
10. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М., 1995.
11. Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение // Педагогика. 1995. № 5.
12. Шадриков ВД. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.

Дополнительная литература

13. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., 1986.
14. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.,1979.
15. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейролингвистическое программирование. СПб., 1998.
16. Брайан С. Общество и образование. М., 1989.
17. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1974.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
19. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
20. Смирнов СД. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
21. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса. М., 1995.
22. Малькова З.А. США: поиски решения стратегической задачи школы // Педагогика. 2000. № 1.
23. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
24. Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция): Сб. статей. М., 1996.
25. Черкасова О.В. Педагогические основы вальдорфской школы. Самара, 1995.
26. Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М., 1994.

Соотношение обучения и воспитания.
Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Борисова Оксана Васильевна. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Далингер В.А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений
  • Елена Валериевна Гриднева. Влияние взаимоотношений детей дошкольного возраста на особенности их общения
  • Устян Елена Борисовна. Рабочая программа учителя-логопеда для учащихся 1 классов группы риска по дисграфии, дислексии с тематическим планированием
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Бардаченко Евгения Александровна Рублёва Ирина Ивановна. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Светлана Кузьмина. Игры с мячом в работе учителя-логопеда
  • Бондарева Александра Федоровна. Применение ИКТ в работе специалиста. Разработка интерактивных игр для занятий
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Корниевкая Александра Валентиновна. Доклад «Педагогическое проектирование. Технологии проектирования взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй»
  • Смирнова Маргарита Валентиновна. Доклад «Педагогическое проектирование. Технологии проектирования взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй»
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Григорьева Наталья Сергеевна. Технология проектов в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Программа адаптации и психологическое сопровождение первоклассников. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Функциональные обязанности педагога - психолога
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология
  • Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык. 1 класс
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Редактор. Сочинения на тему - Мой любимый учитель
  • Баркалова Наталья Васильевна. «ИКТ в педагогической деятельности воспитателя детского сада».
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • Исаева Ольга Сергеевна. Технологии, используемые в работе с педагогическим коллективом.
  • Сивкова Елена Анатольевна. Система коррекционной работы в ДОУ.
  • Иванова Оксана Александровна. Использование ИКТ для эффективного сотрудничества логопеда и ученика
  • Притча «Доверчивость Учителя»
  • Щербинина Татьяна Александровна. «Организация содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности»
  • Педагогический совет «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»
  • Шевченко Татьяна Васильевна. Педагогическое взаимодействие условие образовательного процесса
  • Саклакова Л.В., Коченова Г.В.. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТАНОВКИ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
  • Кузьмина Татьяна Валерьевна. Общение педагогов с родителями в ДОУ.
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Перспективный план работы педагога – психолога
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Использование интерактивной папки в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками с интеллектуал
  • Просяная Ирина Николаевна. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников младших групп



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь