Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172846

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Влюбленности свойственно бурное, интенсивное проявление чувства. С этим обстоятельством во многом связано наделение объекта желаемыми для влюбленного идеальными чертами. Любовь тоже обычно начинается бурным «половодьем» чувства, что позволяет говорить о влюбленности и как о первоначальной фазе собственно любви.
Субъективно, в аспекте феноменологии переживания чувства, влюбленность достаточно близка любви. Этому способствует отмеченный в предыдущей главе механизм веры — актуализация ощущения «единения сутью» с объектом, который наделяется желаемыми качествами. Тем не менее и в этом плане между любовью и влюбленностью существуют очень важные принципиальные различия. Механизм веры не может дать знания; оно появляется только тогда, когда есть действительное единение сутью. Даже при взаимной влюбленности (не говоря уже о безответном чувстве) отсутствие «единения сутью» не позволяет прийти к знанию, а значит, и к пониманию друг друга. Сама взаимность при обоюдной влюбленности оказывается, таким образом, неполной. А главное, отсутствие полного понимания означает невозможность до конца раскрыться, быть до конца самими собой в отношениях друг с другом.
Отсутствие «единения сутью» и обусловленного им знания определяет еще одно существенное отличие влюбленности от истинной любви. Важнейшим свойством любви между мужчиной и женщиной, как и всех других сущностных отношений, является непреходящесть. Непреходящесть своей любви осознается любящими, дана им как непосредственное знание. Это знание является очень важной характеристикой субъективного переживания чувства любви. Непосредственное знание непреходящее™ своей любви вместе с ощущением полной разделенности, понимания со стороны любимого человека, до конца раскрывают любовь, делают ее полноценной и завершенной.
При влюбленности нет непосредственного знания непреходящести чувства, и этот дефицит вынужденно восполняется верой. Но у веры совсем другая феноменология, поэтому указанный дефицит также сказывается на полноте и завершенности чувства.
Ранее (глава 3 раздела I) мы подчеркивали, что непреходящесть всех проявлений любви, в том числе любви между мужчиной и женщиной, обусловлена их сущностностью. Ведь сущность по определению неизменна; возникнув, раскрывшись, каждая сторона сущности человека остается с ним навсегда. Ведь человек — это то, что он любит, его сущностные связи с миром не могут быть преходящими. Напомним, что и в том случае, когда те или иные сущностные мотивы в силу, например, физической невозможности их реализации, перестают быть предметом внешней деятельности, они все равно продолжают участвовать в структуре сущности.
Даже утрата (уход из жизни) любимого человека не способна перечеркнуть связанную с ним сторону сущности любящего. Она продолжает жить в нем, оставаясь очень значимой частью его самого. Она остается частью его самого и в том случае, если спустя время будет встречена другая любовь, произойдет единение сутью с другим человеком. Но это будет уже другая сторона, другая часть его сущности.
Есть еще один важный момент, который нельзя обойти в характеристике природы любви. В отношениях между мужчиной и женщиной, как и вообще в отношениях между людьми, нередко присутствует ревность. Н.В. Самоукина приводит отрывок из интервью с известной актрисой Т. Макаровой:

- Вы, наверное, часто влюблялись?
— Ну, конечно, как всякая женщина.
— Герасимов Вас ревновал?
- Наверное. Я тоже его ревновала. Подлинная любовь не могла быть без этого.

Здесь выражена очень распространенная точка зрения: ревность — признак подлинности любви («ревнует, значит любит»). Вместе с тем ревность обычно признается негативным явлением, сильно осложняющим отношения.
Всегда ли в отношениях мужчины и женщины бывает ревность? Нет, вопреки приведенной выше точке зрения, далеко не всегда. Очевидно, что ревности нет места там, где отношения основаны на полной разделенности, на единении сутью. Единение сутью дает знание сущности объекта и взаимности его ответного чувства. Знание же исключает сомнения и подозрительность, не оставляет места ревности. Как справедливо подчеркивает В. Франкл, «истинная любовь несовместима с ревностью».
Ревность может появиться в тех случаях, когда отсутствует единение сутью, когда отношения нельзя назвать полностью взаимными. Она вполне может быть при обоюдной влюбленности, если отношения основаны лишь на страстной потребности любить. Она тем более вероятна в случае безответного чувства, чувства невостребованного и потому еще более неполного. Наконец, ревность легко расцветает и там, где эротические отношения вообще не имеют ничего общего с любовью.
Итак, ревность не является обязательным атрибутом в эротических отношениях. Если мужчину и женщину объединяет любовь, она исключена, во всех остальных случаях вероятна, но не обязательна. Выше (глава 3 раздела I) мы отмечали, что ревность особенно характерна при демонстративной и возбудимой (эпилептоидной) тенденциях характера, причем независимо от своего собственного отношения к эротическому партнеру. У эпилептоидов она выступает как одно из проявлений чувства собственности, распространяемого ими и на отношения с людьми.
Таким образом, все главные особенности любви между мужчиной и женщиной вытекают из ее сущностного характера. Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, более самим собой, она дает ему чувство понимания со стороны любимого (любимой), она непреходяща, вечна, ей чужда ревность.
Эти свойства любви исключают крах основанных на ней семейных отношений по указанным выше наиболее часто называемым причинам. Ни проблемы, связанные с различиями в характерах, ни тем более неурядицы быта не в состоянии разрушить отношения, соединяющие любящих сутью. К такому же выводу приводит и библейское понимание любви, изложенное в Новом завете: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Несостоявшиеся семейные отношения, начинавшиеся «по любви», - это результат влюбленности, принимавшейся за любовь, но не ставшей таковою. Там, где семейные отношения не основаны на сущностном единении супругов, во всей полноте проявляются трудности в этих отношениях: становятся очень значимыми все негативные черты характера партнера, вообще может принять негативную окраску в нем все, что не свойственно своему собственному характеру, появляется отчужденность, во весь голос заявляют о себе проблемы быта, все более осложняются отношения.
В этих условиях раньше или позже обнаруживается несостоятельность веры в гармонию, в духовное созвучие. Влюбленность проходит, и совместная жизнь сама по себе теряет смысл. Предотвратить распад семьи обычно может только высокая ответственность обоих супругов за судьбу появившихся детей.
В чем же причина этого распространенного явления, почему так часто семьи создаются на основе не любви, а преходящей влюбленности? Ведь те люди, что расстаются совершенно чуждыми, нередко даже враждебными друг другу, зачастую первоначально испытывали сильное взаимное влечение, страсть, причем не только чувственную — как раз то, что обычно называют взаимной любовью.
Э. Фромм указывает на одну из причин этих сильных взаимных чувств — страстное стремление человека преодолеть свое одиночество, отчужденность от себя и от мира. По-видимому, можно говорить и о более общей причине, не обязательно связанной с одиночеством, — о стремлении реализовать свою потребность любить, которая в молодости проявляется особенно сильно. Нередко будучи в этом возрасте доминантной, эта потребность реализуется вне зависимости от того, насколько соответствует данному человеку выбранный им объект любви. И уже потом, по мере узнавания друг друга, обнаруживается случайность выбора, несоответствие сущностных характеристик супругов.
Проходящая со временем влюбленность — это вынужденная, ложная реализация потребности в любви к женщине (мужчине). Ее вынужденность, ошибочность адресности, имеет не только те социальные причины, на которые указывает Э. Фромм: тотальную коммерциализацию общественного и индивидуального сознания, примат материальных ценностей над духовными. Очевидна и более глубинная причина — современное развитие общества еще не дает возможности большинству людей развить индивидуальность, раскрыть свою сущность, реализовать потребность стать самим собой. Отсюда и неразвитость отношений между мужчиной и женщиной, случайность выбора, ведущая к угасанию влюбленности, к феномену несостоявшейся любви.
Выше мы отмечали, что для гармонии в семейных отношениях большое значение имеет одинаковая значимость любви в жизни супругов, созвучность их отношения к ней. Для большинства людей любовь между мужчиной и женщиной является чрезвычайно важным, решающим фактором создания семьи. В связи с этим проблемы любви обычно считаются центральными в проблеме семьи в целом.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Притча «Поиски во тьме»
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Мучник М.М. Время в групповом анализе
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Анна Сухова. Кризис
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Притча «Жизнь и дела Мастеров»
  • Притча «Про любовь»
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Погодин И.А. Мы – современники конца Света
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения
  • Болотова Наталья Викторовна. Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи.
  • Притча «Момент во времени»
  • Почему время ускоряется с возрастом?
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • Мораль; Morality; Moral
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Тело; Body
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Андреева Юлия Александровна. Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Время, стресс и суета. Психология времени
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Исакова Ольга Валерьевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Казакова Алия Викторовна. Формирование временных представлений у дошкольников
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь