Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52634

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В конечном счете, жизнь или распад ("смерть") группы зависит от способности ее членов справляться не только с собой, но и с производственными и организационными структурами, необходимыми им для достижения совместных целей. Эта основная функция группы может быть организована и преподнесена в разных формах, но особенно важно в этой связи ее соответствие как долговременным, так и кратковременным задачам, действиям и целям группы. Поддержание взаимозависимости требует баланса и оптимизации внутренних и внешних сил, что улучшает координацию и контроль в любом типе организаций. Такая взаимозависимость позволяет также досга-гать баланса мевду противоречивыми целями.
Группа нуждается в таком климате, при котором каждый ее член мог бы реализовать свои возможности и расти, внося свой вклад и ответственность в достижение общих целей, С другой стороны, группа может действовать как "тиран", ограничивающий некоторые свободы, и даже манипулировать и вторгаться в неприкосновенную зону личности. Между этими полюсами лежит бесконечное разнообразие отношений индивцп/гругата, с которыми организации выну ящены иметь дело.
Изменение ценностных и ролевых моделей
Существовавшие ранее модели взаимоотношений в обществе, се-лье и мевду отдельными индивидами не отвечают требованиям технического прогресса, социальным и экономическим изменениям* В обществе происходят глубинные перестройки, которые создают новые измерения в социальной жизни и ставят индивида перед необходимостью переоценки своих отношений с группами и организациями, к которым он принадлежит, В недавнем прошлом индиввд, группа, организация и сообщество имели настолько четкие границы, что их идентичность была ясна и хорошо узнаваема. Сейчас эти границы "открыты" различным влияниям извне. В то же время внутри группы так много напряжения, неуверенности и сложностей что требуется пересмотр концепции идентичности. Например, успех подающего надежды члена организации больше зависит от изменений его роли, функции и даже карьеры, чем от самой организации.
Общий успех таких изменений зависит от суммы информации (И), усилий (У) и случайностей (С), воздействующих на личность, его семью, работу и досуг и влияющих на его решения и действия. В сверхупрощенном виде это представлено на рис. 1.
Как показано на рисунке, изменение позициии природы "В" вызывает разрушающее воздействие на поведение и действие "Я". Редуцирующие влияния давно известных организаций и хорошо знакомых культурных ценностей сочетаются с увеличением напряже
304
ния из-за чувства неуверенности и предъявляют к людям все новые требования.
Преодоление возрастающей сложности и уровня изменений "Д" требует большого вниманиях окружению, что, в свою очередь, приводит к внутренним переменам в природе "Д1Г- "Д11, таким образом, становится более открытым к окружению и вовлеченным в него. Взаимозависимость "В" и изменений в окружении может совершенно игнорироваться или отбрасываться "Я". Однако если и ИД", и ПВ" на самом деле ориентированы вовне, то индивид приспособит свой внутренний мир к принятию нового знания и будет готов к пересмотру или отказу от устоявшихся представлений, ценностей и способов поведения, приобретенных в ходе собственного развития*
Как и когда можно преобразовать стресс в полезный опыт
Стресс не может иметь только отрицательное значение. Человек, у которого нет конфликтов, - мертвый человек. Что происходит с уровнем и качеством стресса, которому подвергается ицдивид в практической ситуации? Здесь очень важным фактором является баланс между внутренним переживанием стресса и внешним давлением, которые преодолевает индивид или группа. Вне зависимости от нашего выбора, путешествие поездом менее стрессогенно, чем путешествие самолетом или на автомобиле* Работать в тяжелых и опасных условиях с теми, кому мы доверяем, менее стрессогенно, чем при утрате доверия к другим или к себе. Существуют индивидуальные различия во взглядах на условия, которые вызывают в нас стресс или приводят к конфликтам. В свою очередь, способность противостоять стрессу зависит не только от внутренней защиты, построенной в ходе нашего индивидуального развития, но и от наличия возможностей проверить наши силы в похожих, но менее "крутых11 и критических ситуациях.
Если мы проследим наше личностное развитие от рождения, то увидим, что большая часть нашей готовности к взрослой жизни базируется не столько на опыте преодоления сгрессогенных моментов, сколько на ситуациях, дающих нам ту внутреннюю силу, которая появляется от ощущения '^такого еще не было!11 (даже если мы это не осознаем). Джон Кеннеди бьш тем, кто использовал этот принцип в ходе Кубинского кризиса, когда он принял целую серию решений, базирующихся на множестве обстоятельств и произошедших событий, а также и на возможности предвидеть ответные действия русских. Хотя у него не было инструмента для принятия именно таких решений» он всегда был способен принимать их быстро и качественно, отвечать на выпады оппонентов лучше, чем в других более спокойных обстоятельствах.
305
20-514

В

Рис. 1
"Я" - мои роли, взаимоотношения, семейный, профессиональный опыт, социальные интересы;
- мои ценности и стандарты, приобретенные и усвоенные в процессе развития и опыта;
- мои устремления, надежды и мечты;
- моя "идентичность";
- и прочее
А = моя заинтересованность и озабоченность в исследовании, проверке и регулировании, обучении и оказании влияния на окружение;
В = мои границы с другими индивидами, группами и организациями и с окружающей средой;
С = часть "Я", которая служит посредником между тем, что я беру от окружения и моим влиянием на него.
Возможность обучиться чему-нибудь заранее предоставляется очень редко, даже если события дают нам ответы на актуальные вопросы. Правда, мы часто ожидаем, что тренинг или упражнения сделают нас способными находить правильные решения в жизни, карьере или на рабочем месте. Спартанцы довели эту идею до абсурда, подвергая своих детей необоснованному стрессу в целях воспитания вынослив.ости у будущего поколения. Попадая в эту ловушку, мы за* бываем о важности создания таких условий и психологического климата, которые дают ицдивдду возможность выработать собственные приемы, создать обобщенную внутреннюю каргину какого-либо события и сделать ее как бы частью самого себя, Научить плавать можно, конечно, выбросив человека на глубоком месте, но, как и в случае со спартанцами, нужно принимать во внимание цену такого обучения. И, напротив, создание индивиду условий, не дающих ему никакой возможности попробовать себя, чтобы исследовать окружающий мир и сравнить свои возможности с предъявляемыми требованиями, может способствовать избеганию сложных ситуаций в последующих периодах жизни.
Поиски путей улучшить баланс или равновесие в трудной ситуации отличают человека не только от животных, но и от созданных им самим механических и технологических чудес. Мы должны понять, что как только мы используем наркотики или транквилизаторы, чтобы снять напряжение или стрессовое состояние, мы лишаемся возможности преодолевать похожие ситуации в будущем, боремся лишь с сиюминутными симптомами- Только, когда выработка необходимых приемов связана со стрессовым состоянием, это может стать "рабочим капиталом" для будущей эффективной деятельности.
Осознание и выработка приемов в ситуации давления часто тяжелы и болезненны- Мы нуждаемся в специальном обучении и терапии, которые помогают нам зарабатывать этот "рабочий капитал" без "ухода в рационализацию" или психиатрическую эрудицию. Те, кто самостоятельно преодолевает эту реальность, имеют, как в случае с Кеннеди, лучшие шансы достойно встретить трудности. Это не значит, что они всегда находягг 'правильный ответ", но они умеют рисковать собой для увеличения эффективности. Вероятно, лучшие примеры опыта, дающего нам возможность обучаться в условиях некоторого стресса, мы черпаем из отрочества и юности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь