|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122069
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 316 Я Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)!
Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1990. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. Реан А. А. Социализация агрессии // Ре-ан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999 а. Реан А. А. Изучение агрессивности личности // Реан А. А. Психология изучения личности. СПб., 1999 б. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999 в. Роджерс Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1998. Сироткин С. Ф. Агрессивность детей как объект педагогической диагностической оценки / Автореф. канд. дисс. Ижевск, 1996. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1987. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989. Трапезникова Т. М. Формирование личности ребенка в условиях семьи // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. СПб., 1998. Фельдштейн Д. И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. Научно-методический журнал. 1994. №0. Фромм Э. Анатомия человеческой деструк-тивности. М., 1994. Фурманов И. А. Детская агрессивность. Минск, 1996. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та; М.: Барс, 1997. Хризман Т. П., Еремеева В. Д., Лоскуто-ва Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995. Шадриков В. Д., Черемошкина Л. В., Мне-мические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психология и педагогика. М., 1974. Эриксон Э. Детство и общество / Предисл. Д. Элкинда. СПб., 1996. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. Cole J. D., Kupersmldt J. В. A behavioral analysis of emerging social status in boy's groups // Child Development. 1983. № 54. Dodge K. A., Coie J. D. Social information-processing factors in reactive and proactive agression in cildren's peer groups. // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. № 53. Eron L. D., Walder L. O., Toigo R, Lefko-witz M. M. Social class, parental punishment for aggression and child aggression. // Child Development. 1963, № 34. Felson R. В., Russo N. Parental punishment and sibling aggression // Social Psychology Quarterly. № 51. Harter S. Causes and consequences of low self-esteem in children and adolescents / / Self-esteem: the puzzle of low self-regard/edited by R. F. Baumeister. N. Y., 1993. Keltikangas-Jarvinen L., Kangas P. Problem-solving strategies in aggressive and nonaggressive children // Aggr. Behav. 1988, № 4. Pepitone E. A. Children in Cooperation and Competition. N. Y., 1980. Rushton J. Ph. Social Learning Theory and the Development of Prosocial Behavior / / The development of Prosocial behavior. N. Y. etc., 1982. Underwood В., Moore B. S. The Generality of Altruism in Children // The development of Prosocial behavior. N. Y. etc., 1982. v часть ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ (ОТ 11 ДО 19 ЛЕТ) Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола. Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. На формирование личности в подростковый период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Завершается окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек. В подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок. ГЛАВА 1 КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. Рассматриваемый в данной главе возраст условно можно разделить на два подпериода. Первый — подростковый возраст (11—15 лет) и второй — юность (16—19 лет). Подобное разделение в значительной степени объясняется особенностями не только физического, но и когнитивного развития. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|