Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 42445

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

зал мне, что если я показываю хорошее отношение к клиенту, хотя на самом деле чувствую раздражение, скептицизм или неприязнь, то люди почувствуют обман и воспримут меня как непоследовательного или ненадежного человека. Я пришел к выводу, что быть надежным — это не значит быть последовательным во всем, это значит быть заслуживающим доверия, правдивым человеком. Чтобы описать, каким я хотел бы быть, я использовал термин «соответствующий»1, Под ним и подразумеваю следующее: какое бы чувство или отношение я ни испытывал, ему будет соответствовать мое осознание этого чувства или отношения. Когда это так, я являюсь в этот момент целостным человеком и отсюда могу быть тем, кем в глубине души я есть. Это — реальность, которую другие люди определяют словом «надежный».
2, Очень близко с этим связан другой вопрос: «Могу ли я достаточно выразительно передать, что я есть в данный момент, чтобы это выглядело недвусмысленно?»* Я думаю, что причиной большинства моих неудач в создании помогающих отношений являются неудовлетворительные ответы на эти два вопроса. Когда я испытываю чувство раздражения к какому-либо человеку, но не осознаю этого, при общении передаются противоречащие друг другу сообщения. Мои слова передают одно сообщение, но с помощью каких-то едва уловимых средств я передаю и раздражение, которое чувствую, а это приводит моего партнера в замешательство, делает его недоверчивым, хотя он также может не осознавать, что является причиной его затруднений. Если я не слышу, что происходит во мне, не воспринимаю этого из-за моей собственной защитной реакции, не дающей возможности осознать свои чувства, тогда и приходит эта неудача. Это заставило меня прийти к выводу, что основное для человека, который хочет создать любой вид помогающих отношений, заключается в том, чтобы понять, что прозрачность чувств всегда полезна. Если в отношениях с другим человеком мои чувства соответственно осознаются, если никакие чувства, существенные для данного отношения, не спрятаны ни от меня, ни от другого человека, тогда я могу быть почти уверен, что отношения будут помогающими.
Или конгруэнтный. (Прим. ред. первоисчтоника.)
328
Выражаясь иначе, если я могу создать помогающие отношения с самим собой (если я смогу осознать и принять мои собственные чувства), тогда имеется большая вероятность, что я смогу сформировать помогающие отношения с другим человеком.
Принять себя самого в этом смысле и дать себе возможность показать это другому человеку — это для меня сейчас самая трудная задача, которую никогда не удается решить. Но уяснить, что это является моей задачей, было очень полезно, так как это помогло мне понять, что было нарушено в межличностных отношениях, которые испортились. И поэтому я также смог вывести их на конструктивный путь. Это значило, что если я должен способствовать личностному росту других в отношениях со мной, то я должен расти сам; и хотя это часто болезнен ноt но очень обогащает.
3. Третий вопрос следующий; «Могу ли я позволить себе испытывать положительные чувства к другому человеку — чувства симпатии, привязанности, любви, интереса, уважения?». Это нелегко, У себя самого и у других я вижу некоторый страх перед этими чувствами. Мы опасаемся, что если разрешим себе свободно испытывать эти положительные чувства, то попадем в ловушку. Они могут привести к выдвижению каких-то требований к нам, или мы в свою очередь можем обмануться в своем доверии к другому человеку. Мы боимся подобных последствий. Поэтому ответная реакция проявляется в тенденции создавать дистанцию между нами и другими — в виде «отчуждениям, «профессионального» отношения, безличного отношения,
У меня имеется глубокое убеждение в том, что одна из важных причин профессионализации любой области знания состоит в том, что она помогает сохранять эту дистанцию. В области медицины мы изобретаем сложные форму-лировки диагноза, в которых человек представляется как предмет, В обучении и управлении мы создаем множество оценивающих процедур, так что опять человек воспринимается как предмет. Я думаю, что с помощью этих средств мы удерживаем себя от проявления личной привязанности к другому человеку, которая могла возникнуть, если бы мы восприняли эти отношения как отношения между двумя людьми. Когда мы поймем, что хотя бы в определенных отношениях или в определенное время в этих отношениях совершенно безопасно проявлять личную привязанность, т.е.
329
питать к другому положительные чувства, — это будет настоящим достижением,
4. Следующий важный вопрос, вытекающий из моего личного опыта, таков; «Достаточно ли я сильный человек, чтобы позволить себе быть отличным от других? Способен ли я непреклонно уважать свои собственные чувства так же, как чувства и нужды других людей? Умею ли я владеть своими чувствами и, если нужно, выражать их, как что-то, принадлежащее исключительно мне? Достаточно ли я тверд в этом отличии от другого человека, чтобы не быть подавленным его депрессией, испуганным его страхом, поглощенным его зависимостью от меня? Достаточно ли твердости в моем внутреннем «Я», чтобы понять, что я не повержен его гневом, не поглощен зависимостью, не порабощен его любовью, но существую независимо от другого человека со своими собственными чувствами и правами? Когда я свободно чувствую эту силу — быть отдельным, непохожим на других человеком, тогда я обнаруживаю, что в состоянии гораздо глубже понимать и принимать другого человека, так как я не боюсь потерять себя»,
5. Следующий вопрос тесно связан с предыдущим: «Достаточно ли я чувствую себя в безопасности, чтобы допустить его отдельность, непохожесть на меня? Могу ли я допустить, чтобы он был тем, кто он есть, — честным или лживым, инфантильным или деятельным, отчаявшимся или чересчур уверенным в себе? Могу ли я дать ему эту свободу? А может быть, я желаю, чтобы он следовал моему советуf зависел от меня или даже копировал меня?». В связи с этим, я думаю, представляют интерес результаты небольшого исследования, проведенного Фарсеном (1955), обнаружившим, что плохой и некомпетентный консультант предпочитает работать с податливыми клиентами, стремящимися быть похожими на него, С другой стороны, наилучший и более компетентный консультант может взаимодействовать с клиентом в течение многих бесед, не мешая свободному развитию совершенно отличной от него личности клиента. Я бы хотел принадлежать к этой последней категории специалистов, будучи родителем, управляющим или консультантом.
6. Другой, вопрос, который я задаю себе, следующий: «В состоянии ли я допустить себя полностью в мир чувств и личностных смыслов клиента и видеть их такими же, какими их видит он? В состоянии ли я так глубоко войти в
330
его личную жизнь, чтобы потерять желание ее оценивать или судить оней?Могулия так тонко ощущать ее, чтобы свободно двигаться в ее пространстве, не попирая те ценности, которые так ему дороги? В состоянии ли я так верно воспринимать ее, чтобы понять не только очевидный для него смысл его существования, но и те смыслы, которые еще подразумеваются, видятся ему нечетко? Может ли это понимание быть безграничным?». Я думаю о клиенте, который сказал: «Каждый раз, когда я нахожу кого-либо* кто не полностью понимает меня в данный момент, обязательно появляется момент, когда меня опять не понимают... Всю жизнь я гоняюсь за тем, чтобы кто-то меня понял».
Что касается меня, то я нахожу, что легче понимать и выражать это понимание отдельно взятым клиентам, чем учащимся на уроке или сотрудникам, с которыми я работаю. У меня сильное искушение «поправить» учащегося или указать сотрудникам на их ошибки в рассуждениях. Однако, когда я могу взять на себя смелость понимать других в этих ситуациях, наблюдается взаимное удовлетворение* Что касается клиентов во время психотерапии, то я часто бываю поражен тем, что даже минимальное эмпатическое понимание — нелепая и неверная попытка понять запутанную сложность смыслов клиента — бывает полезно; хотя, вне сомнения, наибольшая польза бывает тогда, когда я могу понять и четко сформулировать смысл его жизненного опыта, являющийся для него неясным и запутанным.
7. Следующий спорный вопрос: «Могу ли я принять все качества человека, которые он проявляет? Могу ли я принять его таким, какой он есть? Могу ли я выразить это отношение? Или я могу принять его при определенных условиях, одобряя некоторые из его чувств и молча или открыто не одобряя другие?». Мой опыт показал, что, если мое отношение зависит от каких-то условий, у человека не могут изменяться или развиваться тс качества, которые я не могу полностью принять. И когда после (иногда слишком поздно) я стараюсь понять, почему я был не в состоянии принять в нем все его качества, я, как правило, обнаруживаю, что это происходит оттого, что я был напуган каким-то чувством* Если я должен быть более полезным для других, мне самому надо развиваться и принимать самого себя в этом отношении.
8, Следующий вопрос поднимает одну практическую проблему: «Могу ли я действовать с достаточной чувствительное-
331



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Раиса Кочкина. «Портфолио группы как эффективное средство взаимодействия с родителями и детьми»
  • Макарова Ирина Петровна. Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы разные, но мы вместе!»
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Комарова Светлана Александровна. Статья на тему: Концертная деятельность хореографического коллектива как фактор повышения мотивации к обучению
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Старова Кристина Александровна. Детско-родительский проект «Радужные дни».
  • Смолина Ольга Юрьевна. Конспект «Тренинг на сплочение детского коллектива «Путешествие на планету дружба».
  • Негода Елена Анатольевна. «Организация работы с молодыми кадрами в условиях современного образовательного учреждения».
  • Татьяна Дермичева. Опыт работы 'Создание творческого коллектива ДОУ'
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Золотухина Светлана Ивановна. Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе.
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Занятие во второй младшей группе на тему 'Колобок'.
  • Корендюк Элионора Юрьевна. Конспект занятия — игры «Телевиденье»
  • Валеева Нина Петровна. ГОДОВОЙ ПЛАН МДОУ Старомазинского детского сада «Солнышко»
  • Образ; Image; Bild
  • Егорова Татьяна Хакимовна. «Событийный подход к организации и осуществлению значимых мероприятий в жизни отдельной личности и дошкольного коллектива»
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Зайцева Юлия Викторовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Тимощенко Ольга Леонидовна. Условия развития интереса педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в условиях ДОУ.
  • Сухачева Наталья Владимировна Рыбачевская Ольга Евгеньевна. «Партнерское взаимодействие педагогического коллектива и семьи воспитанников по сохранению и укреплению здоровья детей»
  • Елена Бурова. Развивающая среда детского сада и ее роль в развитии детей
  • Н.Н. Нарцызова, С.А. Курбанова. Развитие театрализованной деятельности детей средствами макетирования для старшего дошкольного возраста
  • Диана Игоревна Хань. Программа коррекции взаимоотношений детей с агрессивным поведением
  • Клобукова Олеся Владимировна. «Преемственность в работе педагогического коллектива как условие формирования эмоционально – психологического комфорта детей в ДОУ».
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Беленок Ольга Григорьевна. «Сопровождение родителей»
  • Климова Ольга Юрьевна Иванова Галина Александровна. Развлечение для детей дошкольного возраста «Моя мамочка – самая любимая!!!»
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Казинская Алия Шамильевна. «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи»
  • Главный Редактор. Сценарий корпоративной вечеринки
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Бурьян Инна Ивановна. Советы родителям «Создание развивающей среды дома»
  • Кошеварова Наиля. Конспект занятия на снижение детской агрессии у детей старшего дошкольного возраста «Мы — дружные ребята»
  • Педагогический совет «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»
  • Функция; Function; Funktion
  • Реан А.А. - Психология детства. Учебник.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Тарасевич Дарья Геннадьевна, Скрипко Ольга Александровна. Средства и методы формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста
  • Сливенко Светлана Петровна. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Тип; Туре
  • Сиротова Светлана Николаевна. Передвижная методическая полка специалиста как нетрадиционная форма сотрудничества детского сада и библиотеки
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Татьяна Ильичева. Тематический утренник для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
  • Заричная Светлана Анатольевна. Опыт работы: Работа с родителями детей раннего возраста «В детский сад с улыбкой»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь