Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61507

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

но все вы оказались здесь потому, что испытываете к этой теме определенный интерес.
Но мне хотелось бы знать, насколько ваше признание необходимости глобальных перемен и разработки конкретной программы обучения является отражением более широкого признания в обществе, и в частности, в университетских кругах, среди ваших коллег. Или же мы представляем здесь ничтожное меньшинство? В таком случае наше мнение будет значить не больше, чем эхо в этой комнате».
«Лично я считаю, — ответил Ричи, — что такое признание распространяется далеко за пределы этой аудитории. Например, Американская психологическая ассоциация, самая крупная организация психологов в мире, объединяющая около сорока пяти тысяч психологов, выступила с инициативой, которая получила название „позитивная психология", и призвала сфокусировать внимание на вопросах человеческого процветания. Кстати, они употребляли именно это слово — „процветание". Они заявляют, что мы потратили слишком много времени на изучение негативных качеств, и теперь нам нужно переключить свое внимание на позитивные качества. Мне кажется, что все больше представителей академических кругов соглашаются с тем, что сейчас самое время переключить наше внимание на эти проблемы».
Далай-Лама довольно кивнул.
Пол добавил: «Я убежден в том, что одними академическими кругами дело не ограничивается. Такое же отношение можно заметить в деловых кругах и в медицинском сообществе. Я не говорю о признании того факта, что мы можем научиться чему-то у буддизма, — я говорю о признании необходимости решить эту проблему. Такое признание существует, и оно имеет широкое распространение».
«Да, это то, что нужно», — сказал Далай-Лама с явным удовлетворением.
Консенсус по вопросу о том, что мешает
«Я хотел бы сказать кое-что о долгосрочной перспективе, — сказал Марк Гринберг. — Кризис религиозных убеждений у многих людей и кризис добрососедских отношений во многих культурах, не только в Америке, привели к фрагментации общества, которая, в свою очередь, вызвала рост многих форм насилия. Мне часто приходится отвечать на вопросы репортеров о насилии. Первый вопрос всегда один: „Что нам делать с детьми, склонными к насилию?" За ним всегда следует вопрос более широкого плана: „Что случилось с нашим обществом?" Почему мы не используем действенные средства социального контроля, а также эффективные методы внутреннего развития?»
«Что ты имеешь в виду под „социальным контролем"?» — спросил я. Применительно к тоталитарным режимам эта фраза могла приобрести зловещий смысл.
«Количество насилия в СМИ — это пример недостаточного социального контроля в Америке, — ответил Марк. — Другой пример — это, конечно, несовершенство закона об оружии. Мы знаем, что из-за него уровень преступности в нашей стране гораздо выше, чем во многих других».
Далай-Лама заметил, что если наша дискуссия отражает широкое признание этой проблемы в обществе и в научных кругах, «то не лучше ли будет, вместо того чтобы пытаться разработать учебную программу или системный подход, пойти дальше и постараться привлечь к ней внимание широкого круга общественности и привлечь к диалогу как можно больше людей? А затем мы могли бы приступить к проработке деталей. Вот тогда можно было бы создать четкий практический план или послать предложение руководству многих стран или даже в ООН».
Франсиско Варела вступил в дискуссию, выразив иную точку зрения: «Ваше Святейшество, вы слышали мнение некоторых из присутствующих здесь моих друзей; все они приехали из Соединенных Штатов и, возможно, поэтому им не хватает подлинной универсальности подхода. Соединенные Штаты — это страна с весьма специфической культурой.
Во Франции немного иная ситуация: Франция долгое время придавала громадное значение образованию, ориентированному на рациональное поведение в типично западном стиле преобладания разума над эмоциями. Наши дети получают фантастическое образование, но они чересчур активно гонятся за интеллектуальными показателями. Чтобы сдвинуть с места этого бесполезного „белого слона"*, потребуется много времени, и к тому же наше общество не осознает и не признает потребности в какой-либо форме параллельного обучения эмоциям и отношениям. Для Франции такая идея окажется слишком революционной.
Хотя все признают, что социальное насилие представляет серьезную проблему, именно по этой причине в на
* Белый слон — объект почитания в Индии и на Цейлоне, его нельзя использовать как рабочее животное. По легенде, король Сиама дарил его тем, кого хотел разорить. — Прим. перев.
стоящее время проводится реформа системы образования, — эта реформа не изменяет традиционных приоритетов. Конечно, появляется кое-что новое, но в целом я бы не стал оценивать текущую ситуацию слишком оптимистично».
Далай-Лама согласился с тем, что европейские страны, в том числе Франция, могут оказать сопротивление попыткам внедрения столь нестандартного подхода. Но он чувствовал, что Америка, как сравнительно молодая страна, отличающаяся широтой взглядов, может оказаться более восприимчивой к новым идеям и предоставить лабораторию для экспериментов; а в случае успеха европейские страны со временем последуют ее примеру.
Главное, что требовалось от нас, по мнению Далай- Ламы, — это практические действия. Ему слишком часто приходилось наблюдать, как подобные дискуссии пробуждали энтузиазм и благие намерения, которые впоследствии таяли, как дым.
Поэтому Далай-Лама предупредил: «Для нас важно позаботиться о том, чтобы разговоры, которые мы здесь ведем, не остались словами. Мы должны постараться воплотить их в реальные дела. Кто-то ведь должен изменить положение вещей, и поэтому нужно подумать, как нам убедить общество в искренности нашего желания помочь. Сами по себе разговоры — это уже хорошая карма, но чтобы воплотить наши намерения в жизнь, нужно не просто накапливать хорошую карму, а сделать нечто большее».
Пол, отвечая на замечание Его Святейшества, предложил организовать специальную встречу для разработки обсуждаемой учебной программы. И его слова не разошлись с делом: через год в Бостоне была проведена встреча с расширенным составом участников, на которой обсуждались конкретные пункты программы и вопросы ее научной оценки.
Помощь рассеянным
Возвращаясь к содержанию программы, Маттье предложил: «Еще одним пунктом в дополнение к трем пунктам Пола непременно должен стать краткий сеанс самонаблюдения. В конце концов, самое лучшее, что мы можем сделать, — это посмотреть на себя в зеркало разума. Даже несколько минут такого наблюдения помогут увидеть ситуацию в новом свете».
«Мы могли бы делать это небольшими, но повторяющимися дозами на протяжении всего курса, который займет от двадцати до сорока часов», — согласился Пол.
«Много ли людей выделяет хотя бы три минуты в день на спокойный самоанализ?» — спросил Маттье.
Оуэн, который, похоже, взял на себя роль штатного скептика, высказал предостережение: «Чтобы убедиться в том, что мы не будем пытаться изобретать велосипед, нам нужно поинтересоваться, что уже сделано, по крайней мере, в сфере этического образования в государственных средних школах США. Покойный Лоуренс Кольберг, психолог из Гарварда, проделал значительную работу в этом направлении, и, насколько я знаю, многие школы применяют его методику. Например, дети младшего возраста в таких школах играют в „моральные стулья с музыкой"*, игру, которая требует от играющих перехода на сторону других людей. Такие школы стараются устанавливать у себя режим коллективного руководства. Все это очень похоже на модель Дэна: директор и преподаватели пользуются правом решающего голоса, но все равно выслушивают мнение учеников, чтобы убедиться, что все в порядке. Интересно было бы узнать, есть ли подобные школы в других странах.
* «Стулья с музыкой» — детская игра, в которой дети бросаются занимать стулья, причем стульев должно быть на один меньше, чем играющих. — Прим. перев.
Одно из оснований для пессимизма даже в Соединенных Штатах связано с отсутствием рычагов социального контроля, о котором упомянул Марк. Когда американцы слышат о таких вещах, ка



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь