Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50948

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.
Генотип* индивида определяет схему его индивидуального развития. Каждая стадия онтогенеза (индивидуального развития) человека наступает в результате актуализации различных локусов его генотипа. Разные стадии развития контролируются разными генами, но их активация осуществляется не спонтанно, а под влиянием внешних воздействий. В настоящее время устанавливаются закономерности развертывания генетической программы во времени**. Процесс психического развития детерминирован не только социально, но и генетически. И эти детерминанты связаны между собой. Чем сложнее формирующаяся функция, тем теснее взаимосвязь природного и социального.
* Генотип – набор генов данного индивида.
** См.: Егоров М. С., Марютина Т. М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии 1992. №5–6.

В каждом периоде развития имеет место повышенная избирательная чувствительность к определенным средовым воздействиям (сензитивность). Сензитивность – это фильтр, пропускающий одни средовые воздействия и блокирующий другие. Она может быть у одних индивидов узкой, у других – более широкой. Это и определяет спектр воздействия среды на развитие данного индивида, направленность его развития.
Каждая стадия развития создает основу для последующего развития. Но только активность человека делает его субъектом развития. Психические особенности человека определяют предпочитаемые им средовые воздействия. Модифицируя среду, человек создает наилучшие условия для реализации своей генотипической программы. На ранних этапах развития формируются преимущественно общевидовые формы поведения, а на более поздних – индивидуальные.
Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то низшей структуры. Даже природные биологические задатки человека являются человеческими задатками. Человек от рождения имеет высочайшую биологическую организацию, в которой генетически заложены возможности его универсального развития. Сама биология человека социально детерминированна – обусловлена его общественно-историческим развитием*.
* СмТарасов К. Е. Черненко К. К. Социальная детерминированность биологии человека М., 1979.

Следует различать созревание и формирование психики. Внутреннее спонтанное изменение психики человека является ее созреванием. Развитие психики под влиянием внешних и прежде всего социальных воздействий является ее формированием.
Совокупность всех морфологических, физиологических и психологических особенностей индивида, развитие которых обусловлено действием общих генетических факторов, образует конституцию человека (от лат. constitutio – устройство).
Проблема взаимодействия биологического и социального породила в истории психологии различные теории психического развития. Одна из них – теория биологического созревания – утверждала, что психические функции человека наследственно определены, что они не зависят от внешней среды, развиваются по мере биологического созревания организма. Причем развитие индивида повторяет развитие всего человеческого рода (биогенетический закон).
Другая теория – теория ведущей роли среды – утверждала, что среда – решающий фактор в психическом развитии человека. Последователи этой теории не усматривали качественных возрастных изменений в психическом развитии и сводили его к накоплению знаний, умений и навыков.
Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека. Как известно, ядро биологической клетки человека содержит 23 пары хромосом, с одинаковым распределением и Х- и Y-хромосом. Но встречаются люди с хромосомными аномалиями (с частотой 1 : 500), которые имеют в клеточном ядре не 46, а 47 хромосом. Индивиды с лишней Х-хромосомой отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной агрессивностью Лишняя Y-xpoмосома обусловливает снижение уровня воли и интеллекта. Конечно, хромосомную аномальность нельзя трактовать как наличие у отдельных людей "генов преступности". Благоприятная система воспитания, учитывающая биологические особенности данного индивида, нейтрализует отрицательные стороны хромосомной аномалии.
Пограничная с генетикой область психологии – психогенетика – исследует взаимосвязь генотипа и условий среды, проявляющуюся в особенностях поведения индивида. При этом используется метод близнецов (предложенный Ф. Гальтоном еще в 1876 году), позволяющий уравнять наследственный фактор и выявить специфическую роль среды и наследственности. Генотип у монозиготных (однояйцовых) близнецов идентичен.
Для каждого развивающегося индивида существуют свои наследственно-средовые ограничения. Среда может стимулировать экспрессию (проявление) генетического потенциала.
В основе типологии индивида как представителя биологического вида могут лежать три различных критерия: генетический, нейрогуморалъный и врожденные особенности типа высшей нервной деятельности (нейротип). По нейрогуморальным особенностям, по особенностям реагирования симпатико-адреналиновой системы (САС) на воздействия среды выделяют три поведенческих типа: 1) А-тип (адреналовый), 2) НА-тип (норадреналовый), 3) А + НА-тип (смешанный).
Представители А-типа отличаются тревожностью, повышенной ответственностью, самокритичностью, тяжело переносят нервные перегрузки, подвержены сердечно-сосудистым заболеванием. (Среди мужчин доля А-типа составляет более 30%, среди женщин – 30%.) Представители НА-типа отличаются постоянной повышенной напряженностью. Это серьезные, замкнутые, немногословные, скрытые и властные люди. Они целеустремленны и деятельны, способны к преодолению трудностей, но тяжело переживают неудачи, склонны к нервным срывам. (НА-тип среди мужчин составляет 17%, среди женщин – 26%)
Представители А + НА-типа (смешанного) отличаются крайней повышенной эмоциональностью, резкой сменой настроений, эмоциональной неустойчивостью. Это люди истероидного типа – они артистичны, любят быть в центре внимания, высокочувствительны, остро сопереживают другим людям, склонны от неприятностей "уходить в болезнь".
Особенно остро нейрогуморальные особенности людей проявляются в экстремальных обстоятельствах. Вышеназванные типы отличаются между собой также по биохимическим, иммунологическим и другим соматическим показателям (Обусловленность поведения индивида типом высшей нервной деятельности будет рассмотрена ниже)
Биологические особенности индивида модифицируются в процессе его социализации.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Мусатова Инна Борисовна. Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза»
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Нейронная основа наших воспоминаний
  • Лезжова Ольга Владимировна. Методики преодоления зрительного напряжения у детей дошкольного возраста в процеccе НОД.
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Любовь Кириллова. О функциях больших полушарий мозга. Левополушарное и правополушарное мышление
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Мозг и оптимизм: как орбитофронтальная кора влияет на оптимистичное восприятие
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Активность мозга помогает находить преступников
  • Геи лучше запоминают лица
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Астахова Елена Николаевна. Конспект подгруппового занятия на развитие зрительного восприятия (подготовительная группа) «Я человек. Части тела».
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Карпенкова Ольга Александровна. Конспект НОД по ОБЖ 'Береги свои глаза'
  • Федорина Наталья Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Елена Тогулева. Альбом для тренировки зрительных анализаторов «Зоркий глаз»
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Краснова Виктория Степановна. Cтатья «Особенности детей с нарушением зрения»
  • Имаго; Imago
  • Эстетическое восприятие: красоту можно считать по активности мозга
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Медведева Мария Сергеевна. Развитие зрительно-моторной координации у детей с тяжелым нарушением речи, посредством ручного труда
  • Как тренировать мышление
  • Светлана Сачкова. Здоровьесберегающая технология – зрительная гимнастика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь