Опросник для диагностики эмоционального неблагополучия детей (ОДЭН)
1. Пониженное настроение
1.1. Настроение пониженное, часто плачет, раздражается без вся-
ких на то причин 3
1.2. Настроение пониженное, плачет, раздражается по любому по-
воду 2
1.3. Настроение пониженное, плачет, раздражается, когда есть се-
рьезные причины 1
1.4. Настроение ровное, не раздражается, редко плачет 0
2. Нарушения сна
2.1. Засыпает медленно и/или часто просыпается и двигается
в постели, и/или встает неохотно всегда 3
2.2. ... часто 2
2.3. ... иногда 1
2.4. Засыпает быстро, сон продолжительный без просыпания,
встает бодро и охотно 0
3. Нарушения аппетита
3.1. Аппетит плохой и/или разборчив в еде всегда 3
3.2. ...часто 2
3.3. ... иногда 1
3.4. Аппетит хороший, в еде неразборчив 0
4. Потливость
4.1. Общая потливость повышена днем и/или ночью 3
4.2. Ладони и/йли голова потливы всегда 2
4.3. Ладони и/или голова потливы иногда 1
4.4. Ладони и голова не потливы 0
5. Недержание мочи и стула
5.1. Бывает недержание мочи и/или стула ночью и днем, почти
каждый день 3
5.2. ... часто 2
5.3. ... иногда 1
5.4. Не бывает недержания мочи и стула 0
6. Вредные привычки
6.1. Грызет ногти и/или сосет палец и/или играет с какой-либо ча-
стью тела очень часто 3
6.2. ... часто 2
6.3. ... иногда 1
6.4. ... никогда 0
334
V. Жалобы на самочувствие
7.1 Жалуется на боли в животе и/или в голове, и/или на тошно-
ту, и/или на головокружение очень часто 3
7.2 ... часто 2
7.3. ... иногда 1
7.4. Не чаще, чем другие дети 0
8. Тревога и страхи
8.1. Часто выраженная тревога, страхи (по содержанию) с двига-
тельным беспокойством или заторможенностью 3
8.2. Часто тревожится, легко пугается без выраженных внешних
проявлений 2
8.3. Редкая тревога, страх, проявляющиеся только при действии
неприятных факторов 1
8.4. Отсутствуют тревога и страхи 0
Содержание тревоги и страхов:
• темноты
• высоты
• шума
• животных
• сказочных персонажей
• чужих людей
• одиночества
• болезни, смерти своей и/или родителей
• другие
9. Нарушение двигательной активности
9.1. Суетлив, излишне подвижен, плохо концентрирует внимание
всегда 3
9.2. ... часто 2
9.3. ... иногда 1
9.4. Адекватно активен 0
или
9.1. Вял, заторможен, плохо концентрирует внимание всегда 3
9.2. ... часто 2
9.3. ... иногда 1
9.4. Адекватно активен 0
10. Трудности общения со сверстниками
10.1 . Не стремится к общению и/или отходит от него из-за недоста-
точно доброжелательного отношения детей и/или отходит от
общения, несмотря на доброжелательное отношение всегда 3
10.2 . ... часто 2
335
10.3. ... иногда 1
10.4. ... никогда 0
или
10.1. Стремится к общению, но его не хотят принимать и/или не-
смотря на обоюдное желание, контакты сопровождаются кон-
фликтами всегда 3
10.2. ... часто 2
10.3. ... иногда 1
10.4. ... никогда 0
11. Неуверенность в себе
11.1. Уклоняется от содержательных игр, проверки его реальных
возможностей, боится неудачи всегда 3
11.2. ...часто 2
11.3. ... иногда 1
11.4. ... никогда 0
12. Чрезмерная чувствительность к замечаниям и наказаниям
12.1. Все воспринимает близко к сердцу и/или проявляет словес-
ную или физическую агрессию всегда 3
12.2. ... часто 2
12.3. ... иногда 1
12.4. ... никогда 0
13. Заикается
13.1. Да
13.2. Нет
14. Тики
14.1. Дергает рукой, плечом или часто моргает
14.2. Нет
Опросник был апробирован на более чем двухстах детях дошкольного и младшего школьного возраста. Полученные с его помощью данные сопоставлялись с клиническими и педагогическими наблюдениями.
Важным при оценке эмоциональных особенностей ребенка является анализ его отношений к членам семьи. С этой целью успешно используются рисуночные тесты, например, рисунок «Моя семья». Нами была разработана дифференцированная оценка эмоционального отношения к семье.
336