Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52315

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Кассирера синдром [Cassirer R., 1912]. Вегетоневроз с акроцианозом, акроасфиксией, усиленным потоотделением, головокружениями, сердцебиениями. В патогенезе подчеркивается роль внешних и внутренних раздражителей при известной конституциональной предрасположенности.
Кастена—Удара—Бюжа синдром [Castaigne, Houdart, Buge, 1952]. Сочетание эпилепсии с сахарным диабетом.
Катагенез (греч. kata — движение сверху вниз, genesis — происхождение) [Lopez-Ibor J.J., Spiegelberg W., 1965]. Начало соматического заболевания в связи с серьезными конфликтными переживаниями. Катагенетическое начало описано при торсионной дистонии, рассеянном склерозе, язвенном колите.
Каталепсия (греч. katalepsia — схватывание). Симптом двигательных расстройств, характеризующийся застыванием больного в принятой им позе, даже и очень неудобной, требующей значительного мышечного напряжения. Наблюдается при кататонической шизофрении.
Син.: восковая (восковидная) гибкость.
К. мозжечковая [Babinski J., 1899] — патологическая способность долго удерживать конечность в приданном ей положении, обусловленная поражением мозжечка.
Каталептокататония (греч. katalepsia — схватывание, katateino — стягивать, напрягать). Сочетание ступора и каталепсии при лихорадочных состояниях, одно из проявлений острых реакций экзогенного типа.
Катамнез (греч. kata — движение сверху вниз, полное завершение действия, mnesis — память). Комплекс сведений о состоянии больного и динамике у него болезни после установления диагноза, проведения лечения и выписки из стационара. Позволяет уточнить правомерность диагностики, эффективность лечения в стационаре и последующего амбулаторного, вопросы социально-трудовой адаптации.
Катаплексия (греч. kataplexis — поражение) [Gelineau J.B.E., 1880]. Приступообразные состояния, характеризующиеся внезапной потерей мышечного тонуса, захватывающего всю поперечнополосатую мускулатуру либо отдельные группы мышц. При генерализованных приступах наступает полная обездвиженность, больные падают, лишаются речи, при парциальных — наступает слабость отдельных мышц или групп мышц (подгибаются колени, выпадают из рук предметы). Пароксизмы наступают обычно при сильных эмоциях, сознание не нарушается. Симптом нарколепсии. Различают К. засыпания (прегипноплегия, по Л.Я. Немлихеру) и пробуждения (постгипноплегия).
Катарсис (греч. katharsis — очищение, освобождение от чего-либо). Концепция, лежащая в основе некоторых методов психоаналитического лечения. Согласно ей у человека, перенесшего психическую травму и не отреагировавшего на нее вспышкой аффекта, остаются комплексные переживания, подвергающиеся вытеснению из сознания. Такого рода аффективно-насыщенные неосознаваемые комплексные переживания, находясь в сфере подсознания, являются причиной болезненных отражений в сознании и соматике. Их символами становятся симптомы невроза, психосоматического заболевания. По мнению J. Breuer и S. Freud [1909], путь лечения таких состояний — оживление в памяти, осознание всех вытесненных переживаний, освобождение и отреагирование «ущемленного» аффекта.
С этой целью были разработаны специальные методы психокатартической терапии (см. Брейера метод гипнокатарзиса), S. Freud применял метод свободных ассоциаций.
Современные психотерапевты, даже не принимающие психоаналитических концепций, используют в своей практике отдельные методики и приемы психокатартического лечения.
Кататимия (греч. katathymeo — падать духом, унывать) [Maier H.W., 1912]. Понятие, отражающее влияние эмоциональных факторов (аффектов) и амбивалентных тенденций (чувств, желаний, опасений) на мыслительную деятельность человека. При этом ассоциативные процессы, идущие в соответствии с аффективно заряженными комплексами, усиливаются в своих проявлениях, а противоречащие им тормозятся. Кататимический аффект присущ определенным группам представлений, каждая из которых в связи с такой аффективной насыщенностью спаивается в единый аффективно-окрашенный комплекс [Ziehen Th.].
Силой аффекта объясняется утрата мышлением логичности в отношении комплексных переживаний. Аффект оказывается сильнее очевидности, здравого смысла.
К. клинически проявляется особенностями протекания мыслительных процессов, возникновением бреда, в первую очередь параноического.
К. придается важная роль в формировании примитивною (архаического, «магического») мышления [Kretschmer E., 1927].
К. противостоит голотимия [Bleuler E., 1906] — общее влияние обусловливающего настроение аффекта на характер представлений, например, при депрессивных состояниях.
Кататония. См. Кальбаума кататония.
К. люцидная (лат. lucidus — ясный, светлый) — кататонический синдром, протекающий без расстройств сознания.
К. малая [Lambert P.N., Mindenet M., 1972] — редуцированный вариант кататонического синдрома, характеризующийся лишь наличием отдельных его проявлений (манерность, избегание взгляда собеседника, уклонение от рукопожатия, беспричинные улыбки, отгороженность, появление иногда внезапных, неожиданных движений, эпизодическая эхолалия, кратковременные несистематические остановки в движениях и речи). Наблюдается чаще всего при начальной шизофрении, манифестирующей неврозо- и психопатоподобными проявлениями.
Син.: кататонизм малый.
К. манерная — по K. Leonhard [1957], рассматривается как форма системной шизофрении и характеризуется наличием ритуалов застывшей манерности. При нарушении этих ритуалов не проявляются другие движения, наступает полное бездействие, однако при попытке помешать совершению манерного ритуала возможны проявления агрессии. Проявлением манерности может быть отказ говорить, при котором больной отвечает письменно. Прогрессирует обеднение непроизвольной моторики, развивается застывшая осанка. Движения носят стереотипный характер.
Син.: К. стереотипная [K. Kleist].
К. мягкая — вариант, характеризующийся отдельными кататоническими включениями в клиническую картину психотического состояния: ступор и обездвиженность не достигают значительной выраженности и носят кратковременный, эпизодический характер.
К. онейроидная (греч. oneiros — сновидение, eidos — вид) — кататонический синдром, протекающий на фоне онейроидного расстройства сознания.
К. периодическая — по K. Leonhard [1957], форма системной шизофрении. Характеризуется сочетанием гиперкинезов и акинезов. Больной неподвижно лежит в постели, но одной кистью стереотипно ритмично отбивает такт. Возбуждение может сменяться акинезом. Течение приступообразное, биполярное. По R. Gjessing [1953], в периоды кататонического возбуждения или ступора определяются характерные изменения азотистого обмена.
К. поздняя — кататонический синдром, манифестирующий в пожилом возрасте. Нозологическая принадлежность спорна. Одними исследователями относится к поздней шизофрении, другими — к инволюционным психозам.
К. проскинетическая — по K. Leonhard [1957], характеризуется наличием симптома проскинезии (см.), относится к системной шизофрении. Проскинезия — готовность к соучастию, пассивное следование импульсу извне. Характерно стереотипное манипулирование предметами, которое при значительной выраженности напоминает двигательные итерации.
К. смертельная [Stauder К., 1936] — атипичная форма шизофрении с острым началом, характеризующимся кататоническим возбуждением, наличием кожных геморрагии, высокой температуры тела, патологическими изменениями в кроветворной системе. Течение и прогноз неблагоприятны. При относительно благоприятном исходе в дальнейшем наблюдается шизофреническая процессуальная симптоматика. Рассматривается как злокачественно текущая форма шизофрении фебрильной [Scheid K.F., 1937; Тиганов А.С., 1970, 1982].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь