Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52636

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

усовершенствованные методы исследования позволяют распознать и измерять эти причины, обеспечивают тем самым возможность новых важных биологических открытий и создания улучшенных профессиональных профилактических медицинских программ.
Приведем несколько примеров профессиональных респираторных заболеваний, связанных с вредными промышленными веществами. В эпидемиологических исследованиях была последовательно обнаружена возрастающая угроза редкого вида рака легких у рабочих, имеющих дело с асбестом. Однако, несмотря на одинаковый опыт взаимодействия с вредным для здоровья агентом, индивиду а льный риск заболеть у курящих и некурящих заметно различается* Риск заболеть раком у некурящих возрастает лишь незначительно, тогда как у явных курильщиков эта угроза становится очень большой (Hammond & Selikoff, 1972). Таким образом* последствия вдыхания асбестовых нитей решающим образом зависят от наличия или отсутствия привычки курить. Аналогично угроза развития хронического респираторного заболевания из-за длительного вдыхания пыли драматически связана с наличием или отсутствием определенных энзимов в слизи в дыхательных путях (Mittman et al., 1973). Эти энзимы, уровень активности которых определен генетически, становятся, таким образом, важнейшим детерминирующим моментом реакции на воздействие экзогенного фактора - пыли*
Несмотря на различия в терминологии (эпидемиологи обычно относят оба вышеприведенных примера к "синергистическому взаимодействию11 или "эффекту модификации", тогда как социологи могут рассматривать изменение стрессора как создание новых условий), сами явления во многом идентичны. Возможно, было бы правильно в соответствии с исходным определением стресса Selye (см. Введение) рассматривать все подобные вредные физико-химические агенты как "стрессоры".
Пытаясь пролить свет на психосоциальные феномены, связанные с переживанием профессионального стресса и реакцией на него, многие исследователи предложили модели разной степени разработанности и сложности. Понимание того, что эти модели сами по себе являются не реальностью, а только ее стилизованным и с необходимостью упрощенным представлением, может породить угрозу появления слишком сложных моделей. Хорошая модель должна, помимо всего прочего, обьединять связи и давать информацию за счет выделения существенных принципов, не отвлекаясь на детали- Например, предложенное введение (Caplan et aL, 1975) в модель помимо шсга признаков, отраженных на рис. 1, взаимного соответствия человека и среды, по-видимому, привело к появлению ненужного уровня статистической абстракции. Можно было бы доказать, что она является только подходом к анализу и обозначению данных, а не новой концепцией. Более того, понятие взаимного соответствия личности
298
и ее окружения уже присутствует в более простых моделях, которым в рис. 1 соответствует напряжение между блоками 1 и 5, когда условия работы и личностные возможности неконгруэнтны, что отражает взаимное несоответствие личности и ее окружения.
Однако, независимо от моделей, повышенное внимание к проблеме идиосинкразического обусловливания воздействия стрессора позволило значительно продвинуться в понимании природы "профессионального стресса". По мере роста знаний в этой области мы сможем лучше понять, что создать полностью свободную от стресса профессиональную среду физически невозможно. Хотя манипуляции со сборочным конвейером или с оборудованием офиса обычно желательны, но они совершенно недостаточны, так как юс необходимо дополнить разумной степенью соответствия требованиям менеджмента, руководства или эквивалента отдельного рабочего, Прове денные недавно Компанией Вольво в Швеции и получившие широ кую известность эксперименты, снижающие "тиранию" сборочного конвейера и допускающие значительно большую автономность дея тельности автомобильных рабочих, являются шагом в правильно? направлении*
Последний весьма уместный в данной статье взгляд касается стресса после работы, а не стресса во время работы- Устойчивое уменьшение пенсионного возраста и постепенное возрастание жизненных ожиданий, мысли о счастливой и здоровой жизни после ухода на пенсию или в отставку приобретают все большее социальное значение. Уход с работы, как важнейшее изменение в жизни, связан с множеством потенциальных стрессоров (уменьшение доходов, потеря социального статуса, уход из трудового коллектива), вероятно, является стрессогенкым для определенных категорий людей. Недав но Haynes et al. (1977) проанализировали данные, накопленные ] этой относительно забытой области, и результаты их собственной исследования американских рабочих, занятых в производстве рези новых шин и выходящих на пенсию. Они, например, обнаружили что рабочие, которые ранее обладали высокостатусными занятиями имели значительно больший риск умереть в течение так называемо! "фазы разочарований" (в течение 3-5 лег после принудительной выхода на пенсию).
Перенасыщенное конкурирующими методами и концептуальными моделями изучение стресса само по себе является богатым источником интеллектуальных стрессоров, (Вероятно, было бы удивительно, если бы эта книга не отразила некоторые из этих разногласии*) Однако ключевая позиция, собранная по крохам в этой главе, принятая сейчас исследователями стресса, заключается в том, что, независимо от того, где он имеет место - в профессии или где-либо еще, стресс не является только внешним воздействием. Скорее, перефразируя бессмертный афоризм, стресс находится "в глазах" очевидца,
299
Литература
Bovard, E,Wt (1962), The balance between negative and positive brain system activity. Perspectives of Biology and Medicine, 6, 16-127.
Brand, R.J., Rosenmann, R.H., et al. (1976). Multivariate prediction of coronary heart disease in the Western Collaborative Group Study compared to the findings of the Framingham Study. Circulation, 53, 348-355,
Caplan, R. (1971). Organizational stress and individual strain; a social-psychological study of risk factors in coronary heart disease among administration, engineers, and scientists. Ann Arbor: Michigan Research Centre for Group Dynamics.
Caplan, R.D.> Cobb, S., French, J.R.P. et al. (1975). Job Demands and Worker Health US Department of Health, Education, and Welfare: NIOSH 75-160,
Cassel, J.C (1976). The contribution of the social environment to host resistance. American Journal of Epidemiology, 104, 107-123.
Cassel, XC«, Tyroler, HA. (1961), Epidemiological studies of cultural change: Health status and recency of industrialization. Archives of Environmental Health,
Christenson, W.N., Hinkle, L+E. (1961). Differences in illness and prognostic signs in two groups of young man. Journal of American Medical Association, 177, 247-253.
Conger, J.J., Sawrey, W., and Turrell, RS. (1958), The role of social experience in the production of gastric ulcers in hooded rats placed in conflict situation. Journal of Abnormal Psychology, 511 214-220,
Dunbar, F. (1943). Psychosomatic Medicine. New York: Hoeber.
French, J.Ri (1963), The social environment and mental health. Journal of Social Issues, 19, 39-56:
French, J.R.R, Rogers, W., Cobb, S. (1974). Adjustment as person-environment fit. In Coelko, G.V,, Hamburg, DA. and Adams, J,E. (ed). .Coping and Adaptation. New York: Basic Book,
Friedman, M.> Rosenman, R.H., and Carroll, V. (1957). Changes in the serum cholesterol and blood clotting time of men subject to cyclic variation of occupational stress. Circulation, 17, 852-861.
Friedman, M. (1969). Pathogenesis of Coronary Artery Disease. New York: McGraw-Hill.
Friedman, M.( Rosenman, R.H,t Caroll, V. (1975). Changes in the serum cholesterol and blood clotting time of men subjects to cyclic variation, of occupational stress. Circulation, 17, 852*861.
Hammond, E.G., and Selikoff, IJ. (1972), Relation of cigarette smoking to risk of death of asbestos-associated disease among insulation workers in the U.S. Lyon: International Agency for Research on Cancer.
Harrison, R.V. (J 975). Job stress and worker health: person-environment misfit. Chicago: American Public Health Association Convention,
Haynes, S+G., McMichael, A.J., Tyroler, H.A. (1977). The relationship of normal involuntary retirement to early mortality amongst rubber workers, Social Sciences and Medicine, II t 105-114.
300



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь