Медянкин Николай. 50 основных психологических ловушек и способы их избежать.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 15752

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, FB2
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

для себя круг этих незыблемых интересов, а лучше запишите их на бумаге в порядке убывания, например: моя семья, мое здоровье, моя работа, и т. д. Вспомните ситуации, когда вам приходилось жертвовать своими интересами ради других. Например, драгоценными минутами семейного обеда – ради пустого телефонного разговора с по-другой. Возможностью отдохнуть и восстановить силы в выходные – сверхурочной работе, которой вы не обязаны заниматься. Любимым хобби – ради того, чтобы сделать школьное домашнее задание по математике для соседского ребенка, лентяя и троечника.
Потакая чужим прихотям, вы вредите не только себе, но и другим людям, разрушаете собственную жизнь, и потакаете безответственности, лени и эгоизму других.
Когда вы осознаете свои базовые ценности, и то, как они нарушаются манипуляторами – вам будет легче противостоять манипуляциям, так как вы наконец поймете: ваша жизнь и ваши интересы – это ценность, для вас более важная, чем проблемы и заботы других людей.
Упражнение 3.
Освой приемы, которые не позволят никому навязать тебе чувство долга
Вы можете заранее прокрутить в воображении, или даже отрепетировать некоторые модели поведения, которые просто выбьют почву из-под ног у всех тех, кто привык управлять вами и играть на вашем преувеличенном чувстве долга. Вот они.
Выдвиньте альтернативу. Кто-то просит вас об очередном одолжении? Не соглашайтесь, а предложите свой вариант: «Я не буду сидеть с твоими детьми – но могу предложить всем вместе куда-то пойти в выходные»; «Купить тебе шубу сейчас не позволяет семейный бюджет – давай подумаем, на чем мы можем сэкономить, чтобы отложить нужную сумму»; «Работать сверхурочно я согласен, но за двойную оплату, и не в выходные дни», и т. д.
Уведите разговор в другое русло. Обезоружьте манипулятора уводом разговора в другое русло: «Ваш ребенок сам не может решать задачи? Да, в школе сейчас такая сложная программа… А у моих знакомых трое детей, и все учатся прекрасно – знаете, я верю в их будущий успех, они сами решают задачи», «Да, я понимаю, тебе нужны деньги, сейчас всем нужны деньги, мне тоже нужны деньги, я тут потратился – не посоветуешь, где можно быстро заработать?»
Дайте неопределенный ответ. В ответ на просьбы и требования не говорите ни да, ни нет, но и не мямлите, а твердо произнесите одну из следующих фраз: «Я не готов дать ответ», «Мне нужно подумать», «Мне нужно посоветоваться», «Вы переоцениваете мои возможности», «Не могу ничего обещать», «Мне это неинтересно». Помните, что вы не обязаны оправдываться и объясняться.
Просто скажите «нет!» Если манипулятор настойчив, давит на вас – прямо, честно и открыто говорите «Нет». На вопрос «почему?» не отвечайте. «Нет» – и все. Или, как еще принято говорить: «Без комментариев».
Упражнение 4.
Охраняй границы своей территории
Дайте себе право на свою собственную жизненную территорию – это территория ваших интересов, потребностей, целей и желаний. Определите сами, где границы вашей территории, за которые нельзя заходить людям, желающим что-то получить от вас. Помните, что эти границы не должны быть проницаемыми для всех и всегда. Перед кем-то нужно вовремя «опустить шлагбаум», и вы имеете на это полное право.
Каждый раз, когда кто-то чего-то хочет от вас, проверяйте, не противоречит ли это вашим собственным интересам. Никогда не делайте того, чего вам делать не хочется, а тем более, что делать неприятно!
Подумайте о том, как сократить общение с людьми, которые откровенно вами манипулируют. Если невозможна физическая дистанция, научитесь устанавливать дистанцию эмоциональную. Для этого представьте, что вы находитесь внутри окружности, по которой возведены непроницаемые для эмоций стены из закаленного стекла. Наблюдайте за манипулятором как бы со стороны, не поддаваясь его эмоциональному воздействию – уговорам и увещеваниям. Отвечая ему, тоже не проявляйте эмоций – иначе он не преминет «зацепиться» за них, чтобы втянуть вас в нежелательный для вас разговор. При возможности переводите беседу на какие-то нейтральные темы, не позволяйте бить на ваши чувства.
Также потренируйтесь мягко переводить все в шутку, говорить легким, доброжелательным тоном, не скупиться на улыбки и комплименты, которые тоже способны обезоружить манипулятора.
Ошибка 12. Принесение себя в жертву другим
Откуда берется жертвенность
Стремление жить для себя на первый взгляд кажется эгоистичным, но если вдуматься, то оно вполне естественно, и, более того, правильно. Ведь у каждого из нас одна-единственная жизнь, она дана нам, чтобы мы распорядились ею наилучшим образом – то есть обеспечили себе достойные условия существования, полностью реализовали себя, научились радоваться жизни и быть счастливыми. Каждый человек несет ответственность прежде всего за самого себя, за то, как он живет свою жизнь. Наш долг перед собой – следовать своим интересам, развивать свои таланты, делать то, что нравится, и не делать того, что не нравится.
Чтобы выполнить этот долг перед собой, надо признать приоритетную ценность своей собственной жизни. То есть – научиться жить своей жизнью и для себя. Не для удовлетворения каких-то своих капризов и прихотей, не для потакания своим слабостям и вредным привычкам, а для того, чтобы реализовать свое лучшие качества, развить и укрепить свой дух, явить миру свою личность в ее расцвете, и сделать это во благо не только себе, но и другим.
Такое саморазвитие и самораскрытие просто несовместимо с жертвенностью, когда человек просто отказывается от себя и своей жизни ради кого-то другого. С давних времен одни люди – власть имущие, или претендующие на власть – внушали другим, подчиняемым и подавляемым, что их роль на Земле состоит лишь в служении тем, кто выше их по какой-либо иерархической лестнице. Так одни жили за счет других, и делали это, всячески принижая ценность чужих жизней и превознося лишь ценность собственной жизни.
И по сей день в обществе еще остались пережитки этих устаревших установок, согласно которым есть «сильные мира сего», «хозяева жизни», жизнь которых стоит очень дорого – и есть все остальные, жизнь которых не стоит ничего. Поддавшись этим внушениям, многие люди говорят: «Я – никто, маленький человек», «Моя жизнь ничего не значит», «Для себя мне незачем жить» – и, чтобы хоть как-то ощутить свою значимость, с готовностью приносят себя в жертву и служат тем, кто объявил себя важным и значимым.
На самом деле все люди равны, и все одинаково ценны – независимо ни от происхождения, ни от социального положения, ни от материального благосостояния, ни от чего вообще. И тот, кто не знает своей ценности, кто готов служить другим в ущерб себе, просто упускает свою единственную жизнь, обрекает себя на вечные страдания, когда мог бы жить счастливо и чувствовать себя достойным и полноценным.
Каковы последствия принесения себя в жертву?
Нередко мы видим матерей, которые «всю жизнь отдали детям», но почему-то остались одинокими и несчастными к старости, или жен, посвятивших себя мужьям, которые в итоге их бросили и нашли избранниц помоложе, или неутомимых тружеников, которые всю жизнь самоотверженно трудились ради общества, государства, родной фирмы, а потом оказались выброшены на улицу за ненадобностью… Сколько подобных разрушенных судеб, которых можно было бы избежать, если бы люди не стремились целиком и полностью посвящать себя кому-то или чему-то, а имели бы собственные интересы и цели, решали свои задачи и стремились к удовлетворению своих потребностей.
Только тот, кто заботится о себе, следует своим интересам и открывает свои возможности, может в итоге принести много пользы и добра другим людям. Только такой человек может найти себя в любимом деле, стать профессионалом высокого класса. В его силах – создать семью, в которой все будут счастливы, и никому не придется жертвовать собой ради счастья других. При этом он не будет требовать за это наград и благодарностей, так как все делается им не «ради кого-то», а по велению души и сердца.
Тот же, кто живет интересами, целями, задачами других людей, игнорируя свои собственные потребности, приходит ко все большей и большей неудовлетворенности собой и своей жизнью. Последствия могут быть самыми серьезными:
• недовольство собой, своей жизнью, своим поведением и внешностью,
• чрезмерная зависимость от других людей,
• возникновение таких болезненных зависимостей как алкоголизм, наркомания, игромания, трудоголизм, склонность к перееданию – как попытка убежать от внутренней пустоты,
• обидчивость, мнительность, связанная с зависимостью от чужого мнения,
• отсутствие самоуважения,
• потеря смысла жизни.
Кроме того, человек, живущих ради других, подчас становится не только жертвой, но и деспотом. Он давит на того, ради кого пытается жить, тиранит его, так как рассматривает его и его жизнь как свою собственную территорию – ведь он живет этой чужой, а не своей жизнью! Отсюда – вечные конфликты и недовольство друг другом.
Справиться с этим можно только одним способом: перестать жить для других, и начать обустраивать свою жизнь и следовать своим интересам!
Упражнение 1.
Осознай свои чувства
Если вы привыкли жить жизнью других людей, то у вас постепенно исчезает ощущение своих собственных потребностей, интересов. Проверьте себя: когда вам задают вопрос о том, чего вы хотите, что вы отвечаете? Например, вас спрашивают, какое блюдо вы хотите заказать в ресторане, или куда хотите поехать, чем заняться в выходные. Если вы чаще всего отвечаете: «Я не знаю», «Мне все равно», или говорите спросившему: «Я как ты», «Решай сам» – это значит, что вы перестали ощущать собственное «Я». Такое положение дел надо срочно исправлять. Вам необходимо ежедневно находить время, чтобы побыть наедине с собой хотя бы 10-15 минут. Возьмите за правило в это время думать только о себе, а не обо всех тех, о ком вы думаете большую часть времени. Сосредоточьтесь на себе, направьте внимание не во вне, как обычно, а внутрь себя. Спросите себя: что я чувствую? Чего мне хочется? Что мне нравится, а что не нравится? Что я люблю? Чего я не люблю?
Возможно, не сразу вам удастся найти ответы на эти вопросы. Не удивляйтесь, если на вопрос «Что я чувствую?» в первую очередь придет ответ: «Ничего». Это издержки вашего образа жизни, нацеленной на заботу о других, а не о себе. Прислушивайтесь к себе и научитесь определять свои чувства. Таким образом вы постепенно начнете восстанавливать нарушенную «обратную связь» с самим собой. Чтобы это удалось легче, сделайте следующее.
Вечером перед сном, закрыв глаза, дышите медленно и ровно, внимание направьте внутрь своего тела. Проверьте, нет ли где-то в нем напряжения, или какого-то неприятного чувства. Если такая область найдется, задержите на ней свое внимание подольше. Дышите глубже, медленнее, словно растворяя неприятную напряженную область. Затем сосредоточьтесь на области сердца, и проверьте, как оно себя чувствует: радостно, приятно, легко у вас на сердце, или есть какая-то тяжесть, дискомфорт. Мысленно растворите эту тяжесть.
Вспомните все, что вы делали, а главное – что чувствовали в течение дня. Если были неприятные чувства – представляйте, что растворяете их при каждом вдохе и выдыхаете при выдохе. Затем вспомните то, что вас в течение дня радовало, что было приятно. Сохраните эти приятные чувства в своем сердце. Дышите медленно и размеренно. После этого упражнения вам будет легче заснуть.
Упражнение 2.
Определи, где кончается твоя ответственность
Усвойте простое правило: вы несете ответственность только за свою жизнь и за жизнь своих детей, если им меньше 16 лет. Все остальные уже вполне способны нести ответственность за себя сами и самостоятельно принимать решения.
Но на самом деле даже детям вы можете передать часть той ответственности, которую берете на себя. Например, ребенку можно поручить постирать какие-то свои мелкие вещи – и не бросаться делать это за него, если он забудет. Ничего страшного не произойдет, если он пару дней придет в школу с грязным воротничком – ему будет уроком, если кто-то укажет ему на это. Возможно, тогда он решит постирать свою рубашку самостоятельно, осознав, что вы не обязаны это делать.
Определите, как часто вы берете на себя ответственность за других людей. Как часто делаете за них и для них то, что они в состоянии делать сами? начните замечать, как вы это делаете. Дайте себе слово, что в следующий раз, когда вам захочется так сделать, вы все же воздержитесь, и предоставите этому человеку действовать самостоятельно, и самому принимать решения.
Скажите себе: «В моей жизни все зависит только от меня, а в жизни другого человека все зависит от него». Если вы примете эту установку за основное правило своей жизни – она начнет работать. Вы перестанете чувствовать себя зависимым от мнения или поведения других. Вы больше не будете ощущать себя беспомощным и бесправным человеком, который вынужден подстраиваться под чужие интересы.
Упражнение 3.
Научись заботиться о себе
Люди, приносящие себя в жертву другим, часто забывают о себе, не придают значения заботе о себе. Если с вами это случилось – придется перестроить свой образ жизни. Раньше для вас приоритетны были другие люди – теперь нужно на первое место поставить себя. Это значит, вы должны сначала заботиться о себе, и лишь потом о других. В связи с этим пересмотрите свои привычки. Рассмотрите весь свой обычный день – из каких действий он состоит? По поводу каждого действия задавайте себе вопрос: «Действительно ли это нужно мне – или это нужно лишь кому-то другому?», «А в чем здесь мой интерес?», «А нравится ли это мне?»
Помните, что любое действие, в котором нет вашего личного интереса, бессмысленно. Делать постоянно что-то без личной заинтересованности – значит, вести себя к потере интереса к жизни и смысла жизни.
Каждый день ставьте перед собой цель делать что-то для заботы о себе. На работе вы перекусываете бутербродами, потому что некогда оторваться от дел? Дела подождут – вы должны полноценно обедать. Вынуждены тратить время на пустые телефонные разговоры? Не бойтесь сказать, что вам некогда, и займитесь лучше тем, ч



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Эрих Фром говорил…
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Притча «Мы такие»
  • Что мать может посоветовать дочери, начинающей жить самостоятельно.
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Роберт Энтони. Искусство принимать себя. Секреты уверенности в себе
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Стивен Кови - 7 навыков высокоэффективных людей
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Татьяна Прайер. Почему мы боимся перемен?
  • Александр Конельский. Как мы мешаем своему успеху
  • Soror Hipparion. Почему умирают маги
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Психология неудачника: как перестать жаловаться на жизнь?
  • Притча «Сначала научись сам быть счастливым...»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Графический тест личности
  • Роксолана Гнатюк. Как защитить себя от других и самого себя?
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Притча «Жизнь одного Ангела»
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Величко Н. Краткосрочная работа с проблемами коммуникации у пациентки с хроническими соматическими заболеваниями
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Метод Сакити Тойода или метод пяти «ПОЧЕМУ»
  • Роше А. КТО Я?
  • К чему снится авария
  • Психология успеха
  • К чему снится грязь?
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Притча «Об ответвенности»
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь