Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61413

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

е признаки эмоций свидетельствует о необычной способности к точной эм- патии. Такие выражения эмоций — так называемые микровыражения — ускользают от внимания того, кто их демонстрирует, и того, кто их наблюдает. Поскольку они возникают непроизвольно, эти сверхбыстрые проявления эмоций совершенно не контролируются сознанием и раскрывают — на очень короткое время — истинные ощущения человека.
Шесть оцениваемых микроэмоций являются биологически фиксированными универсальными реакциями и выражаются одинаково у всех людей во всем мире. Если в разных культурах наблюдаются значительные различия в способах выражения сознательно контролируемых эмоций, таких, например, как отвращение, то эти сверхбыстрые выражения появляются и исчезают настолько стремительно, что им удается преодолевать даже культурные табу.
Микровыражения открывают окно в мир эмоциональной реальности другого человека.
Результаты обследования тысяч людей свидетельствуют, что люди, которые лучше других распознают эти трудноуловимые эмоции, как правило, демонстрируют повышенную открытость к новому опыту и в целом проявляют больше интереса к окружающим их вещам, и Экман знал это. Кроме того, таких людей отличает сознательность и надежность. «Поэтому я ожидал, что многолетняя практика медитации, которая требует открытости и сознательности, помогает таким людям добиваться лучших результатов в этом тесте», — пояснил Экман. Другими словами, он хотел посмотреть, сможет ли Ёзер распознавать эти сверхбыстрые выражения эмоций лучше других людей.
Затем Экман огласил результаты эксперимента: как Ёзер, так и другой западный мастер медитации, которого он обследовал, продемонстрировали одинаково высокие способности к распознаванию этих сверхбыстрых мимических эмоциональных сигналов (несмотря на то, что эмоции, которые испытуемые распознавали лучше всего, оказались у каждого из них разными). Результаты обоих оказались намного выше, чем у любого из пяти тысяч обследованных ранее. «Их результаты оказались лучше, чем у полицейских, адвокатов, психиатров, таможенников, судей и даже агентов секретной службы». До
этого эксперимента последняя группа демонстрировала самую высокую точность ответов.
«Похоже, что одно из преимуществ какой-то части жизненного пути, избранного этими двумя людьми, заключается в развитии восприимчивости к этим трудноуловимым признакам того, как чувствуют себя другие люди», — отметил Экман. Ёзер продемонстрировал сверхчувствительность к мимолетным признакам страха, презрения и гнева. Другой мастер медитации (уроженец Запада, который так же, как и Ёзер, провел в общей сложности два с лишним года в уединенных ретри- тах) продемонстрировал такие же потрясающие результаты в определении других эмоций: счастья, печали, омерзения и, как Ёзер, гнева.
Услышав о таких результатах, Далай-Лама, который сомневался, что Экман сумеет чего-нибудь добиться с помощью этого теста, с удивлением воскликнул: «Надо же! В таком случае практика дхармы, похоже, им сильно помогла. Это что-то новенькое».
Затем, пытаясь разгадать, каким образом медитативная подготовка могла привести к таким результатам, Далай-Лама высказал предположение о том, что здесь, возможно, сыграли роль два аспекта подготовки: повышенная скорость восприятия, облегчающая наблюдение за быстро чередующимися раздражителями, и повышенная настроенность на эмоции других людей, которая облегчала процесс распознавания. Экман признал необходимость детального изучения этих двух факторов для лучшего понимания сути его открытия, но добавил, что полученных результатов ему пока недостаточно.
После этого Экман с Далай-Ламой признали удивительным тот факт, что Ёзер лучше прочитывал одни эмоции, а второй испытуемый превзошел его в распознавании других. Почему оба не продемонстрировали одинаково высокие результаты по всем показателям? Оставив
этот вопрос на будущее, Экман перешел к следующему открытию, еще более поразительному, если не сказать загадочному.
Впечатляющее достижение
Одна из самых примитивных реакций человека — рефлекс вздрагивания при испуге — являет собой «каскад» очень быстрых мышечных сокращений в ответ на громкий неожиданный звук или внезапное неприятное зрелище. У каждого человека в момент вздрагивания мгновенно сокращаются одни и те же пять лицевых мышц, в основном вокруг глаз. Рефлекс вздрагивания начинается примерно через две десятых секунды после попадания звука на слуховые рецепторы и заканчивается примерно через полсекунды после этого. Вся реакция с начала до конца длится около трети секунды. Продолжительность реакции всегда одинакова — так уж мы запрограммированы.
Как и остальные рефлексы, рефлекс вздрагивания связан с активностью ствола головного мозга, самой примитивной части мозга, доставшейся нам еще от рептилий. Подобно другим реакциям ствола мозга и в отличие от реакций автономной нервной системы, таких как скорость биения сердца, рефлекс вздрагивания выходит за рамки возможностей сознательной регуляции.
Данные современной науки о мозге свидетельствуют, что механизмы управления рефлексом вздрагивания нельзя изменить с помощью ни одного сознательного действия.
Экман заинтересовался рефлексом вздрагивания, поскольку его интенсивность предопределяет интенсивность негативных эмоций, в частности страха, гнева, печали и отвращения. Чем сильнее испугался человек, тем более сильные негативные эмоции он склонен испыты
вать, хотя никаких связей между вздрагиванием и положительными эмоциями не существует*.
Чтобы измерить интенсивность рефлекса вздрагивания у Ёзера, Экман повез его через весь Сан-Францис- ко в психофизиологическую лабораторию своего коллеги Роберта Левенсона при Калифорнийском университете в Беркли. Там они подключили Ёзера к устройству, измеряющему пульс и уровень потоотделения, а затем засняли на видео выражение его лица, чтобы зафиксировать его физиологические реакции на раздражающий звук. Для того чтобы исключить любые погрешности, связанные с громкостью звука, они выбрали уровень громкости, приближающийся к порогу человеческой переносимости, — использовали очень громкий звук, напоминающий выстрел из пистолета или звук большой хлопушки, разорвавшейся у вас над ухом.
Они ознакомили Ёзера с типовыми инструкциями и сказали, что будут считать от десяти до одного, после чего он услышит громкий звук. Они попросили его постараться подавить неизбежное вздрагивание, для того чтобы те, кто будет за ним наблюдать, не заметили, что он испытал испуг. Некоторым людям это удается лучше, чем другим, но ни один человек не может подавить его полностью. Классическое исследование, проведенное в 1940-х годах, показало, что рефлекс вздрагивания подавить невозможно, несмотря на самые интенсивные сознательные попытки не допустить сокращения мышц. Во всяком случае, это не удавалось никому из тех, кого Экман и Роберт Левен-
* Рефлекс вздрагивания имеет одну странную межкультурную особенность: по меньшей мере в пяти языках мира есть слово для названия людей с обостренной реакцией вздрагивания, то есть людей, у которых реакция на неожиданные события доведена до крайности. Такие люди с самого детства реагируют на самые незначительные раздражители, и у них рефлекс вздрагивания гипертрофирован до размеров дешевого фарса — по крайней мере, так кажется окружающим. Во всех пяти культурах эти люди являются любимыми объектами издевательств; ради смеха другие люди незаметно подкрадываются к ним и пугают. См. книгу Рональда Симонса «У-у! Культура, опыт и рефлекс вздрагивания» (Ronald С. Simons, Boo! Culture, Experience, and the Startle Reflex. New York: Oxford University Press, 1996).
сон обследовали раньше. Еще раньше исследователи обнаружили, что это не под силу даже полицейским снайперам, которые регулярно занимаются стрельбой.
Но Ёзер справился.
Экман объяснил Далай-Ламе: «Когда Ёзер пытается подавить вздрагивание, ему это почти удается. Мы никогда не видели людей, которые смогли бы это сделать. Не встречали таких и другие исследователи. Это впечатляющее достижение. Мы не представляем, какие анатомические особенности помогают ему подавлять рефлекс вздрагивания».
Во время теста на рефлекс вздрагивания Ёзер практиковал два способа медитации: однонаправленную концентрацию и состояние открытости, которые он впоследствии использовал в ходе обследования на функциональном ЯМР-томографе в Мэдисоне. Возможно, после окончательной обработки данных мы получим ключ к пониманию того, какие участки мозга Ёзера задейство- вались при подавлении рефлекса вздрагивания.
По словам самого Ёзера, самым эффективным



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь