Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. | Общая психология, Социальная психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 8 страница



Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50311

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Появление человека современного типа ознаменовалось значительным прогрессом в изготовлении орудий труда. Появляются каменные топоры, тесала, иглы и гарпуны из кости, кремниевые наконечники стрел и копий, орудия для выделки орудий труда. В конце палеолита – древнекаменного века – формируется первобытно-общинный строй, постепенно устраняется естественный отбор, начинается общественно-исторический процесс. Совершенствуется охотничье искусство, зарождается скотоводство, возникает оседлое земледелие, люди начинают жить в постоянных жилищах, вести общественно-производительный образ жизни.
В эпоху нового каменного века – неолита (восьмое – третье тысячелетия до н. э.) совершенствуется техника изготовления каменных орудий (пиление, сверление, полирование), возникает ткачество, развивается домостроительство, появляются колесные транспортные средства. Формируются этнические сообщества, обретая свой этнопсихический облик, возникают межплеменные отношения. Развивается региональная культура Передней Азии, Египта и Индии.

Рис. 6. Кроманьонец – человек эпохи позднего (верхнего) палеолита, относится к современному типу человека, отличаясь, однако, низкими глазными орбитами и массивностью черепа;
в то же время лоб у него уже прямой, нос резко выступает, объем черепной коробки существенно, увеличился. (Ископаемые останки найдены в гроте Кро-Маньон, Франция.)

Во втором тысячелетии до н. э. неолит сменяется металлургической эпохой – железным веком, появляется письменность – мощное средство фиксации и ретрансляции социально-культурных достижений. Начинается эпоха цивилизации. Происходит общественное разделение труда, появляются города, развивается товарообмен, закладываются основы правового регулирования межлюдских отношений, возникает государство и первые писаные законы.
Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума обусловил качественно новое развитие психики человека.
Человек начинает постоянно использовать орудия труда, это требует от него вооруженности определенными операциями, накопления и передачи трудового опыта, опыта социального взаимодействия.
Изготовление простейшего орудия труда связано с мысленным предвосхищением его предназначения, структурных и функциональных особенностей, общественного разделения процесса его изготовления. Все это стимулировало развитие аналитической и синтетической деятельности, развитие человеческого интеллекта. Развивалось и орудие интеллекта – человеческая понятийная речь. Отдельные трудовые действия человека приобретали смысл только в контексте деятельности других людей – возникли сознательные, оторванные от непосредственной биологической цели, действия, связанные с мышлением и волей человека. На основе внешних трудовых действий формируется система внутренних, психических, умственных действий. Человек переходит к действию с психическими образами – к действию в уме. У него возникает потребность моделировать различные отношения вещей, прогнозировать их изменение; на этой основе совершенствовалась творческая деятельность человека.
На заре истории человек по своим психическим возможностям не походил на современного человека. Весь обширный период формирования человека (до появления человека нового, современного типа – кроманьонца) характеризуется дологическим типом функционирования его мышления, психики в целом. В этот период основной функцией формирующегося языка было воздействие людей друг на друга. Познавательная же функция стала интенсивно развиваться лишь с появлением человека современного типа.
Дологическое, а точнее – мифологическое, фантазийное мышление людей первобытной эпохи проявлялось следующим образом: два схожих явления принимались за одно и то же; часть принималась за целое; что-либо причастное к определенному явлению принималось за само явление (точно так же, как это свойственно детям раннего возраста); имя человека или его изображение принималось за самого человека*. Первобытный человек, конечно, совершал как мистические, так и рационалистические действия, но последние он еще не осмысливал теоретически, его практические действия были лишь эмпирическими находками. Субъективное у древнего человека не было адекватно объективному. "Дикарь, – отмечает К. Юнг, – был не склонен к объективному объяснению самых очевидных вещей. Напротив, он постоянно испытывал... непреодолимое стремление приспосабливать весь внешний опыт к душевным событиям. Все мифологизированные естественные процессы, такие, как лето и зима, новолуние, дождливое время года и т. д., для него – внутренняя и бессознательная драма души.
* Обобщенная теория особенностей мышления людей первобытного общества создана французским этнологом Леви-Брюлем, который полагает, что и современные религия и мораль уходят своими корнями в дологическое, первобытное мышление. (См.: Леви-Брюлъ Л. Первобытное мышление. М., 1930.)

Потребовалось много тысячелетий, чтобы начать отделять душевную проекцию объекта от самого объекта. Первобытный человек жил в стихии мифов, символов и архетипов. В мифах он искал аналогию своим душевным переживаниям.
Его неуверенное в себе сознание стоит еще на слабых ногах; оно является еще детским, всплывающим из первоначальных вод. Волна бессознательного легко может его захлестнуть, и тогда он забывает о себе и делает вещи, в которых не узнает самого себя... Сознание тогда слишком легко уступает одержимости*".
* Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 112.

Сознание первобытного человека не столько отражало мир, сколько мифологически творило его, наделяло предметы мистическими свойствами.
Все культурное развитие человечества было объективно связано с укреплением сознания человека. Этому сначала служили догматы веры и, наконец, научные понятия.
Цивилизация шаг за шагом выстраивала оборонительные линии человеческого сознания. Однако архаичный фундамент сознания человека не исчез. Сформированные на протяжении многих тысячелетий архетипы ощущаются нами как "темное чувство", интуитивные представления, "зов сердца", непреодолимое "движение души".
В процессе исторического развития человечества мышление не просто содержательно обогащалось, а претерпевало структурно-операциональные изменения – умственные операции древнего человека качественно отличались от логических операций человека современного. Совершенствовались и механизмы нервно-психической деятельности человека. Некоторые из них сложились у давно вымерших земноводных и пресмыкающихся; другие надстраивались значительно позже – у четвертичных обезьяно-людей, а у "человека разумного" появились принципиально новые образования.
Так, в структуре мозга неандертальца еще недостает специфически человеческих зон – это установлено путем исследования внутренней поверхности его черепа. Исторически преобразовывался весь механизм психической регуляции человеческого поведения. В психике человека постепенно подавлялись инстинктивные механизмы узкоэгоистического поведения, все большую роль начинали играть социально обусловленные факторы выживания.
Как отмечает Б. Поршнев, в психике человека есть более древние и более молодые пласты, как в коре Земли, но не просто наложенные друг на друга, а находящиеся в сложном взаимодействии. Само "бессознательное" могло бы трактоваться как пласт, отвечающий психическому уровню палеантропа.
Сколь примитивны были внешние условия быта древних людей, столь же примитивен был и их духовный мир, мир психических образов. "Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе... Как ни импозантно выглядят в наших глазах люди той эпохи, они неотличимы друг от друга..."*.
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 99.

В процессе первоначального, примитивного труда люди действовали общей малодифференцированной массой. Но сама природа человеческого труда требовала развития интеллектуальных и психомоторных качеств человека, совершенствовалась его чувствительность, расширялся объем отражаемых им явлений.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Маклаков А.Г. Общая психология
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Урбанович А.А. Психология управления
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон Социальная психология. Ключевые идеи
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Андреева Г.М. Социальная психология
  • Гамезо М.В. Общая психология. Под редакцией
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Карпова Л.В. Общая психология. Под редакцией
  • Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты.
  • Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления
  • Вердербер Р, Вердербер К. Психология общения
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций
  • Кравченко А.И. Психология и педагогика
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Ермакова П.Н., Лабунской В.А. Психология личности. Под редакцией
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Вахромов Е.Е. О смысле жизни, самоактуализации и акме.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь